Галактический зародыш

На окраине Вселенной найден сгусток темной материи размером с два Млечных Пути

Европейская южная обсерватория обнаружила гигантскую каплю темной материи на окраине Вселенной. Капля в два раза больше Млечного Пути и испускает энергию двух миллиардов солнц. Когда-нибудь из этого зародыша родится самая настоящая галактика.

Расположенный в Чили и принадлежащий Европейской южной обсерватории (ESO) «Очень большой телескоп» (Very Lagre Telescope, VLT) обнаружил очередной блоб (от английского слова blob — капля, сгущение). Этот класс объектов открыт сравнительно недавно, и пока общей и достаточно развитой их теории не существует. Для блобов характерны слабое видимое излучение и большая энергия.

Обнаруженная VLT капля, судя по ее красному смещению 3,2, расположена в 11,6 млрд световых лет от Земли. Это означает, что мы наблюдаем участок Вселенной таким, каким он был всего через 2 млрд лет после Большого взрыва (по существующим представлениям, возраст Вселенной — 13,5 млрд лет).

Блоб удалось обнаружить при помощи установленного на VLT многорежимного инструмента FORS1 и использовании его узкополосного фильтра с пропусканием длины волны 505 нм. При этом объект невидим в широком спектре излучений, от инфракрасного до рентгеновского. Общее время основного и повторных наблюдений составило 14 часов. Объект имеет 200 тыс. световых лет в поперечнике, что вдвое превышает размеры Млечного Пути, а зарегистрированное излучение сравнимо с излучением 2 млрд солнц.

Все попытки объяснить наблюдаемое излучение водорода при помощи традиционных представлений (ядро активной галактики, галактика со звездообразованием) окончились неудачей. Как заявляет руководитель исследования Ким Нилссон (Kim Nilsson) из ESO, судя по всему, наблюдаемое излучение водорода свидетельствует: здесь происходит процесс рождения самой галактики как таковой — первичный водород падает на огромный кластер темной материи.

Открытие, сделанное в Чили, наверняка поможет лучше понять как самые первые моменты существования нашей Вселенной, так и саму природу темной материи.

Проведенное французскими астрономами исследование показало: соотношение между видимым и темным веществом в галактиках за последние 6 млрд лет практически не изменилось. Также стало понятно, что в то далекое время многие галактики все еще приходили в себя после бурного рождения. Для прояснения истории темного вещества ученые изучали крупномасштабное движение звезд и газа в нескольких десятках крупных галактик, расположенных на полпути к границе наблюдаемой Вселенной. Свет от них шел к Земле около 6 млрд лет, поэтому мы наблюдаем их такими, какими они были, когда Вселенная была почти вполовину моложе. Оказалось, что видимого вещества для удержания галактики в связанном виде слишком мало и недостает примерно в 30 раз большего количества — ровно столько же, как у галактик в окрестностях Млечного Пути в настоящий момент.

Однако измерить это отношение удалось только у примерно 60% исследованных звездных систем. Остальные 40% показывали картину вращения настолько далекую от равновесной, что ученые не решились делать какие-либо заключения о количестве в них скрытой массы.