Похороны кремниевого транзистора

Сконструирован диод, состоящий из одной молекулы

Ученые создали диод, состоящий всего из 40 атомов, объединенных в одну молекулу. Новая технология позволит преодолеть порог емкости, которого практически достигли кремниевые транзисторы.

Ученые из США и России создали диод, состоящий из одной-единственной молекулы, и теоретически обосновали механизм его действия.

Как сообщает Национальный научный фонд США, основными соавторами работы стали Люпин Ю из Чикагского университета и Иван Олейник — сотрудник Российской академии наук, сейчас работающий в Южнофлоридском университете в США.

Теоретическое обоснование работы нового диода сделал Олейник. Молекула представляет собой органическое соединение нескольких десятков атомов. Из-за ассиметричности своей структуры она проводит ток только в одном направлении. Группа Люпина Ю смогла реально «собрать» наноустройство и проверить его работу. Как считают ученые, их детище скоро вытеснит из микроэлектроники традиционные кремниевые диоды.

По словам ученых, открытая технология может помочь современной технике продолжить выдерживать так называемый закон Мура — предсказание, сделанное сооснователем фирмы Intel Гордоном Муром. Представив в виде графика рост производительности запоминающих микросхем, Мур обнаружил любопытную закономерность: новые модели микросхем разрабатывались спустя более или менее одинаковые периоды — 18–24 месяца после появления их предшественников, а емкость их при этом возрастала каждый раз примерно вдвое. Классические микросхемы, основанные на металлметаллических транзисторах, приблизились уже к физическим пределам своей плотности. Технология Ю — Олейника может позволить Муру остаться пророком и далее.

О своем успехе ученые сообщили в выпуске Physical Review Letters от 10 марта.