Снежная база

,
Калифорнийские ученые создали базу данных по снежинкам. Правда, у нее есть один недостаток: скорее всего, база никогда не станет полной. Пока никому не удалось обнаружить две одинаковые снежинки.

В интернете появилась база данных по снежинкам. Как сообщает агентство CNews, ее создал профессор физики Кеннет Либбрехт из Калифорнийского технологического института.

Всего по общепринятой классификации насчитывается семь типов снежинок. Однако пока еще никому не удалось найти двух одинаковых. Впрочем, перед Либбрехтом такая задача тоже не стоит. «Я пытаюсь выяснить динамику формирования кристаллов на молекулярном уровне», — определил цель своей работы профессор.

В последнее время кристаллография развивается очень активно, в основном из-за потребностей электроники и физики твердого тела. Изучением процессов формирования кристаллов занимаются даже космонавты на орбите в рамках эксперимента «Плазменный кристалл».
Либбрехт пошел по другому пути: он с 2001 года фотографирует образовавшиеся естественным образом снежинки и проводит их сравнительную классификацию. Его фотографии и стали основой для базы данных. Как говорит профессор, самые красивые и сложные по структуре снежинки выпадают в суровых климатических условиях (например, за Полярным кругом). А в мягком климате структура снежинок намного проще.

Для своей работы Либбрехт разработал специальную камеру с встроенным микроскопом для полевых исследований. Фотографировать снежинки следует очень быстро: дело в том, что после приземления кристаллики перестают расти и почти сразу же теряют четкость граней.

Научная фотография снежинок – дело непростое и кропотливое. Для этого нужна металлическая пластина, на которую падает снег. Следует постоянно сметать с нее снежинки в ожидании подходящего экземпляра. Как только упадет стоящая снежинка, ее надо не дыша перенести на предметное стекло микроскопа и сфотографировать. Как вариант – снежинка помещается в чашку Петри с гексаном, чтобы предотвратить испарение, либо на стекло, смазанное машинным маслом, а сверху она заливается маслом силиконовым. Для фотографии используют преломленный свет в комбинации с наклонным освещением, чтобы снизить отблески.

В ходе исследований профессор Либбрехт выяснил, что скорость роста снежных кристаллов нестабильна: «Эти нестабильности очень важны для понимания процесса роста кристаллов, но объяснить их с научной точки зрения пока еще сложно», — цитируют его слова информагентства.