Кого слушает президент

Черная пятница дошла до жилья

Грядет первая онлайн-распродажа недвижимости

Екатерина Сахарова 16.07.2015, 09:53
oldmos.ru

Организаторы первой «черной пятницы» на рынке недвижимости обещают скидки до 30%, но на деле они вряд ли превысят 15%, которые, учитывая кризис и лето, иногда можно получить и вне распродажи. Чего ждать и стоит ли опасаться покупателям, разбиралась «Газета.Ru».

Первая «черная пятница» на рынке недвижимости — Black Friday Real Estate — пройдет с 17 по 19 июля.

«Лето — самое лучшее время для привлечения внимания к рынку недвижимости. Это традиционно тихий сезон отпусков и дач. Любой застройщик, рекламирующий свои объекты, получает меньше внимания, но объединив много объектов на одном сайте и предложив хорошие условия покупателям, можно получить одновременно большое количество не только горячих клиентов, но и тех, кто даже не задумывался о покупке», — говорит организатор, управляющий партнер ассоциации REPA Филипп Третьяков.

Распродажа начнется с наступлением пятницы — в 00.00.01. Тогда же станут доступны все детали предложений.

Сейчас известно лишь, что в акции участвуют 30 застройщиков Москвы и Московской области, которые уже выставили более 2,5 тыс. предложений квартир, апартаментов, лофтов, коттеджей и земельных участков. Список продолжает пополняться, но конкретные детали: цены и размеры скидок, планировка, количество лотов на одном объекте — станут известны лишь со стартом распродажи.

Как рассказали организаторы акции, уже получено более 30 тыс. предварительных заявок. «Эти цифры выше наших ожиданий», — признается Филипп Третьяков.

По информации «Газеты.Ru», будут выставлены проекты разной стадии готовности (сдающиеся через пару лет и уже построенные), разного метража, с разными планировками.

Самый интересный вопрос — какими будут скидки.

Организаторы обещают 10–30%, но на деле максимальный дисконт можно будет получить только на неликвидные или самые дорогие объекты. А в среднем скидки составят 10–15%. Могут быть и другие бонусы: например, апартаменты с отделкой по цене лота без отделки.

«Продаж ниже себестоимости ждать не стоит. На ряд лотов скидки вполне разумные — 5–10%», — говорит председатель совета директоров «Бест-Новострой» Ирина Доброхотова.

Однако, как ранее писала «Газета.Ru», этим летом на фоне кризиса в некоторых проектах скидки и так достигают 10–14%.

Мотивация продавцов

Таким образом, акция — не столько возможность продать, сколько способ получить лишнюю площадку для рекламы, к тому же дешевле, признаются компании и риелторы.

«Разумеется, ничто не мешает девелоперам проводить индивидуальные рекламные кампании, — говорит собеседник «Газеты.Ru» из проекта «Город на реке Тушино — 2018». —

Но стоимость информационной кампании значительно больше, чем участие в коллективном дискаунт-центре выходного дня».

«Нам просто интересен сам по себе новый креативный инструмент, интересно посмотреть «изнутри», как он работает, какую реакцию покупателей вызовет», — говорит заместитель генерального директора «Дон-Строй Инвест» Ирина Прачева.

Такая же позиция и у MR Group. «По финансовой модели нашего проекта нет потребности устраивать массовую распродажу. Для нас это, скорее, маркетинговый ход, возможность дополнительного продвижения проекта», — объясняет директор по маркетингу Евгения Старкова.

«Это хорошая возможность для стимуляции спроса в сезон летнего затишья. Мы рассчитываем продать большую часть выставляемых для участия в акции квартир», — рассказывает директор по маркетингу Tekta Group Вартан Погосян.

С ним солидарна генеральный директор компании «Метриум Групп» Мария Литинецкая. «Уверена, «черная пятница» даст конкретный результат, в отличие от многих других маркетинговых акций. Для девелоперов это возможность быстро и эффективно продать определенное количество квадратных метров», — говорит эксперт.

Представители А101 полагают, что к реальным покупкам распродажа может подстегнуть только тех, кто и так уже собирался выходить на сделку. «Сейчас из-за кризиса увеличилось число клиентов, берущих значительное время на размышление. Формат акции призван стимулировать покупателей, ожидавших хороших скидок, к оперативному принятию решения», — считают в компании.

Взгляд со стороны

Участники рынка, не присоединившиеся к акции, высказывают некоторые опасения, а чиновники просят быть внимательными и тщательно изучать информацию о застройщиках и проектах.

Управляющий агентством «Столичная недвижимость» Сергей Кучуков признается, что распродажа как наглядный пример поможет риелторам убеждать собственников идти на снижение цен на вторичном рынке. «Смотрите, даже монстры рынка не выдерживают давления и устраивают распродажи, нам необходимо двигаться с опережением и снижаться сейчас, чем завтра с тоской вспоминать о вчерашних ценах, от которых мы отказались», — приводит пример эксперт.

В выгоду для покупателя он при этом не верит. «Подозреваю, что в данной акции будут представлены, мягко говоря, не совсем хорошие варианты и выгода может оказаться сомнительной в плане дальнейшей ликвидности приобретенного объекта», — предупреждает эксперт.

«Скидок в 30–50% застройщики себе позволить не могут по определению, они же не весеннюю коллекцию сумок продают.

— говорит партнер «Химки Групп» Дмитрий Котровский. — Да и ценообразование и маржинальность на рынке недвижимости не сравнить с ритейлом, откуда пришла «черная пятница».

Подобная акция на рынке бытовой техники в России провалилась: магазины просто сначала завысили цены, а потом сделали на них скидки. С «черной пятницей» на рынке недвижимости может произойти та же история.

«Покупатели увидят, что выгода им предлагается минимальная, и те, кто не мог приобрести жилье, и не смогут это сделать. А тех, кто только задумывается о приобретении недвижимости, такая акция вряд ли подвигнет к импульсивной покупке. Люди годами собирают средства на покупку и долго выбирают объект, за неделю или пару дней среднестатистический покупатель не решится на такую серьезную сделку», — говорит заместитель директора департамента новостроек Est-a-Tet Алексей Оленев.

Последние дни много говорится о возможных рисках для покупателей. «Многие объекты находятся на этапе строительства, а чтобы разобраться во всех юридических тонкостях оформления сделки, требуется время.

Есть вероятность, что соблазн сэкономить будет пересилен невозможностью свести риски к минимуму и тщательно взвесить все за и против», — предполагает руководитель направления по связям с общественностью «Из рук в руки\IRR.ru» Анна Чуксеева.

О рисках призывают задуматься и чиновники. Зампред правительства Московской области Герман Елянюшкин уже заявил, что «черная пятница» может спровоцировать появление новой волны обманутых дольщиков, а министр строительства и ЖКХ Михаил Мень напомнил о необходимости внимательно проверять застройщика и объект.

О том, на что нужно обращать внимание до покупки квартиры, чтобы не стать обманутым дольщиком, «Газета.Ru» подробно рассказывала ранее.

Как это работает

Объекты можно будет бронировать в полночь. У лотов будет три статуса: «свободен», «забронирован», «продан».

Если объект свободен, его можно забронировать. После заполнения заявки (ФИО, номер мобильного телефона, адрес электронной почты) придет СМС для верификации. После этого продавец и потенциальный покупатель получат контакты друг друга.

После подтверждения бронирования у покупателя будет три дня, чтобы заключить договор.

Часть объектов можно купить в ипотеку, оставив заявку прямо на сайте. Но понятно, что для оформления ипотеки с нуля, нужно больше трех дней, о продлении сроков нужно будет договариваться непосредственно с продавцом.