Новое течение Москвы-реки

Назван победитель конкурса идей по развитию Москвы-реки

Екатерина Сахарова 11.12.2014, 19:37
пресс-служба

Победителем международного конкурса на концепцию градостроительного развития территории у Москвы-реки стал консорциум во главе с российским архитектурным бюро «Проект Меганом». Программа ляжет в основу развития Москвы-реки, которая будет представлена в апреле 2015 года, а реализована полностью к 2035 году.

Конкурс, организованный ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы» по заказу Москомархитектуры, стартовал в конце июля, и за полтора месяца заявки на участие подали 47 консорциумов из 15 стран мира – в общей сложности 216 компаний. В сентябре члены жюри назвали шесть команд, которые разработали более подробные концепции: нидерландская Maxwan architects + urbanists, испанская Burgos & garrido arquitectos, американская SWA Group, китайская Turenscape и российские «Меганом» и архитектурное бюро «Остоженка».

Итоги конкурса

Каждый финалист получил 4 млн руб. в качестве компенсации расходов на разработку концепции. Консорциум «Меганом», который будет привлекаться в качестве консультанта при дальнейшей разработке проекта, получит вознаграждение в размере 6 млн руб.

В состав консорциума-победителя помимо бюро «Меганом» также вошли британские Gillespies и John Thompson and Partners, российский консультант Strategy Partners Group, итальянская Systematica и международный консультант Cushman & Wakefield.

Проект победителя будет отдан на доработку. В окончательном виде концепция развития прибрежных территорий будет представлена в апреле 2015 года.

«Мы хотели, чтобы концепция победителя послужила основой для задания на дальнейшую реконструкцию Москвы-реки, строительство дорог, мостов. Мы хотели получить идеи и конкретный материал, на основании которого мы начнем проектировать и строить.

В проектах финалистов есть реальные практические предложения, которые мэр города Сергей Собянин предложил нам доработать. Все пожелания мы будем учитывать, будем привлекать финалистов к участию в дальнейшем проектировании», — сказал журналистам руководитель столичного стройкомплекса Марат Хуснуллин.

Урбанист, основатель и президент бюро Fundacion Metropoli Альфонсо Вегара заявил, что его «потрясло разнообразие проектов», из которых теперь предстоит составить общую концепцию. «Идеи разные, но нам нужно выработать общее видение, сейчас Москве нужно принять важное решение. Мы можем использовать проекты не только одной компании-победителя, а разных участников», — сказал Вегара.

Экосистема пресс-служба
Экосистема

Река-2035

Реализовываться программа развития территорий, примыкающих к Москве-реке, будет в несколько этапов, работы предполагается завершить в 2035 году.

Сумма денежных средств, которые понадобятся на реализацию проекта, пока неизвестна – она будет зависеть от окончательной концепции. Но уже решено, что одна часть работ будет профинансирована из бюджетных средств, а для другой будут привлекаться инвесторы.

Как рассказал Марат Хуснуллин, Москва-река была поделена на несколько участков, в зависимости от требуемого объема работ. «Там, где территория уже благоустроена, ее нужно просто привести в порядок, сделать дополнительное благоустройство, работы будут профинансированы из бюджета комплекса городского хозяйства», — пояснил заммэра.

В крупных зонах – к ним отнесли Хорошево-Мневники, центр «Москва-Сити» и ЗИЛ – финансирование будет комбинированным.

«Например, на территории ЗИЛа работает ЛСР, мы общаемся с ними, чтобы они 1 км набережных сделали в рамках утвержденного городом проекта за свой счет. Там, где у инвесторов есть выходы к реке, будем просить подключаться к финансированию работ», — сказал Марат Хуснуллин.

По мнению главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, Москва-река может стать «центральной улицей» города. По его словам, задумана еще серия конкурсов по объектам вдоль Москвы-реки.

«На все значимые объекты будут проводиться конкурсы. В Москве задана определенная архитектурная тональность классического толка, мы будем это учитывать. Там, где есть сложившийся ансамбль, здания будут дополнять то, что уже построено. Но у нас много свободных мест для каких-то различных современных всплесков и проявлений», — сказал Сергей Кузнецов.

Проект победителей

Консорциум победителей предлагает рассмотреть всю Москву как единую экосистему и даже хочет сделать реки более чистыми. Для этого предлагается использовать очищающие растения.

«Смысловым ориентиром для концепции послужил обобщенный образ порта. Это привлекательные культурно-рекреационные пространства на воде – магниты и «перевалочные пункты».

Каждый из портов имеет уникальную идентичность в качестве шлюзов для близлежащих районов», — говорится в материалах конкурса.

Как рассказал журналистам руководитель архитектурного бюро «Проект Меганом» Юрий Григорян, по задумке авторов, система портов должна создать новую ось развития всей Москвы.

«Порты будущего — это общественные пространства, вынесенные на реки, которые стягивают к себе микрорайоны. Москва-река станет позвоночником, линейный центром города», — сказал Юрий Григорян.

Проектом предусмотрено также развитие транспортной инфраструктуры – станции метро, автобусные и трамвайные маршруты, водный транспорт. Архитекторы предлагают создавать пешеходные и велосипедные маршруты над рекой и по пути к ней, набережные хотят превратить в публичные пространства.

Хорошево-Мневники

Мневники пресс-служба
Мневники

В рамках проекта архитекторы предложили свой взгляд на развитие нескольких крупных центров, первый из них – Мневниковская пойма, где будет построен Парламентский центр.

«Мы назвали эту часть проекта «Парламентские сады». Эта площадка долго не застраивалась ничем, и мы считаем, что нужно сохранить идею культивированной природы», — сказал Юрий Григорян.

Проект предполагает создать на территории острова систему из десяти парков и садов, где каждая территория будет иметь «свою идентичность и характер». Порт здесь предлагают построить недалеко от площади, где будет располагаться общественная парковка. «Порт станет главным торговым и событийным местом острова», — уверены авторы проекта. На южной части острова архитекторы хотят видеть «образец «идеального города» с поощрением пеших и велосипедных прогулок и ограничением автомобильного передвижения».

ЗИЛ

ЗИЛ пресс-служба
ЗИЛ

Пространство вокруг территории бывшего завода ЗИЛ авторы проекта предлагают развивать как «город в городе». «Это пространство размером с Ереван, и построить там жилые пространства — это как построить город с нуля», — говорит руководитель «Проекта Меганом».

Архитекторы предлагают выделить три переходные оси, у каждой из которых будет своя тема – культура, инновации или развлечения.

Предполагается, что эти три главных направления будут сходиться к кончику полуострова, где, по задумке, должно быть построено центральное здание района — «Планета ЗИЛ».

При проектировании территории авторы концепции предлагают использовать модель успешной реновации района Хафен-Сити в Гамбурге, разместив здесь кафе, рестораны и развлекательные объекты с одной стороны набережной и более спокойную жилую зону – с другой.

«Москва-Сити»

Москва-Сити пресс-служба
Москва-Сити

Еще один из центральных портов предлагают расположить в районе «Москва-Сити». Заодно архитекторы попытались решить проблему парковочных мест.

«Здесь нет парковки, и мы попытались создать гибрид парковочного пространства, мы предлагаем использовать яркий цвет для такого солидного и минерального комплекса», — сказал Юрий Григорян.

Решить проблему парковки могли бы и сами речные порты – например, в Стокгольме, Осло и Копенгагене очень развита система общественного транспорта, который соединяет важные культурные и общественные локации этих городов, которые как раз далеко не всегда располагаются в центре.

Марат Хуснуллин подчеркнул, что при дальнейшей разработке концепции будет учитываться перспектива продления «Большого Сити» на север. «Мы уже запроектировали эстакаду и продление Краснопресненской набережной. Деловой центр будет дальше смещаться к северу, мы хотим развивать принцип полицентризма, как бы растягивать центр вдоль реки», — сказал заммэра.