Лондон душит Британию

Рост британской столицы непропорционален развитию остальной части страны

Юлия Погорелова 29.01.2014, 11:44
Getty Images

Разрыв в развитии между Лондоном и остальной Великобританией быстро увеличивается, сообщается в исследовании компании Centre for Cities. Лондон «выкачивает» из других частей страны финансовые и человеческие ресурсы, фактически паразитируя на своем монопольном положении. Для британской «провинции» это создает серьезные экономические и социальные проблемы.

Лондон создал в 10 раз больше рабочих мест в частном секторе в 2010–2012 годах, чем любой другой английский город, подсчитали эксперты компании Centre for Cities. Из 1 млн новых рабочих мест, появившихся за этот период в Великобритании, на столицу пришлось 250 тысяч. Помимо Лондона наиболее существенный прирост рабочих мест продемонстрировали Эдинбург, Бирмингем и Ливерпуль. Наибольшее сокращение количества рабочих мест в частном секторе произошло в Бристоле — 13 900 рабочих за указанный период.

В докладе отмечается, что Лондон подобно пылесосу «высасывает» наиболее активных людей из других городов страны: примерно треть британцев в возрасте 22–30 лет, что поменяли в 2010–2012 годах город своего проживания, переехали именно в столицу. Правда, в исследовании отмечается, что Лондон осуществляет заметный вклад в восстановление экономики Великобритании. Если обратиться к цифрам, столица дает порядка 15% рабочих мест в стране, там базируется 21% предприятий.

«Подобные дисбалансы (резкий разрыв между уровнем развития столичной экономики и аналогичными средними региональными показателями) характерны для большинства ведущих мировых стран. Но в Лондоне, согласно целому ряду измерений, они достигают очень значительных масштабов, что негативно влияет на экономическую конъюнктуру страны в целом, приводит к упадку малых и средних городов, формирует избыточное социальное напряжение. Из-за избыточной централизации локальные экономики, конечно, теряют конкурентоспособность. Основные негативные факторы — отток ресурсов и человеческого капитала. Для Лондона слабое управление подобными процессами также оборачивается заметными издержками: ключевыми проблемами столичной экономики сейчас остаются избыточная нагрузка на инфраструктуру, в первую очередь транспортную, перегретые цены на недвижимость, ухудшение экологии и снижение комфортности городской среды», — считает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.

Диспропорции в развитии столицы и остальной страны создают серьезные проблемы и для самого Лондона. Например, увеличение миграционных потоков с периферии в центр и прирост населения заставляет экспертов сомневаться, сможет ли существующая транспортная система обслужить такой большой поток людей. При этом, делая такие неоптимистичные прогнозы, они учитывают даже те проекты, которые запланированы, но пока еще не реализованы. Ведь, по подсчетам аналитиков, население Лондона увеличивается на 2 тыс. человек каждые восемь дней, или почти 100 тысяч человек в год.

«Рост населения Лондона является одним из самых быстрых в современной истории. Это станет настоящим испытанием для проектировщиков, так как трудно представить, что транспортная система Лондона может расти с точно такой же скоростью», — говорит директор департамента транспорта и экономики международной инженерной компании Arup Александр Джен.

По данным официального сайта транспорта Лондона, за год (март 2012 – март 2013 года) лондонское метро обслужило рекордное количество пассажиров — 1,23 млрд, это на 5% больше, чем в предыдущем году. По прогнозам экспертов, загруженность линий метрополитена будет возрастать, поэтому одно из предложений — уменьшить интервал между поездами. Предполагается, что в ближайшее время в лондонском метро за час должно курсировать порядка 40 проездов. Чтобы добиться таких показателей, специалисты предлагают перейти на автоматизированное управление поездами, как, например, это происходит в Париже.

Эффект от перехода на электронику лондонцы уже смогли оценить после появления автоматически регулируемых перекрестков. «В Лондоне, когда вы едете на автомобиле, то можете заметить, что дороги везде оснащены специальными устройствами, с помощью которых считывается скорость потока машин, все это обрабатывается центральным компьютером, который регулирует каждую секунду работы светофоров и выбирает оптимальную комбинацию, чтобы максимально пропускать автомобили», — рассказывает управляющий инвестициями в недвижимость, основатель портала Indriksons.ru Игорь Индриксонс.

Впрочем, сейчас эксперты делают наибольший упор именно на развитие общественного транспорта. Действия властей направлены на то, чтобы подтолкнуть людей не пользоваться личным транспортом для поездок в центр. Например, система парковок в центре предполагает, что оставить на ней автомобиль можно только на три часа. «И в течение 24 часов автомобиль не должен туда возвращаться. Придется через каждые три часа бегать и менять место парковки. Также в центре Лондона введено так называемое congestion charge, нужно платить достаточно приличные деньги, чтобы заехать в центр города», — говорит Игорь Индриксонс.