Кого слушает президент

«Зачем вы сделали эту Новую Москву?»

Британский урбанист Рикки Бердетт о правильном планировании крупных мегаполисов

Юлия Погорелова 13.12.2013, 19:42
Профессор Ричард Бердетт, глава конференции Urban Age dac.dk
Профессор Ричард Бердетт, глава конференции Urban Age

Почему проект Новая Москва оказался неудачным? Как можно его спасти? Можно ли опыт планирования Лондона применить в Москве? На эти и другие вопросы «Газеты.Ru» ответил британский урбанист, руководитель проекта Urban Age Рикки Бердетт.

— Может ли мегаполис быть комфортным для жизни? Какие города вы считаете комфортными именно для жизни людей?

— Без сомнения, да! И как пример я могу привести свой город — Лондон. В нем проживает 9 млн человек, и несмотря на это, он очень удобен и комфортен для жизни! Естественно, у нас есть проблемы, с которыми сталкиваются любые мегаполисы, в том числе и Москва, – это цены на жилье, транспорт… Но самый главный момент, почему у нас сейчас все хорошо, — изначально город был хорошо спланирован.

Я могу привести и другие примеры. Например, в Токио проживает 36 млн человек. И хотя он не такой зеленый, как Лондон, он очень эффективно спланирован – хорошо выстроенная транспортная система, 80% людей пользуются общественным транспортом, а среднее время, которое человек тратит на дорогу из окраины в центр, — не больше 40 минут. В Гонконге это время еще меньше — путешествие с окраины в центр занимает не больше 11 минут. Правильное планирование города помогает эффективно интегрировать транспорт в городе с большой плотностью населения.

— Сколько составляет среднее время в пути в Лондоне?

— 50 минут. Я расскажу, как устроен Лондон. Вокруг города есть большое зеленое кольцо — за ним строить нельзя. И мы сделали три очень важные вещи в Лондоне, которые существенно усовершенствовали нашу транспортную систему. Первое – в 2003 году в центре города мы выделили небольшую зону и въезд в нее сделали платным — $12. После этого количество машин в ней сократилось на 20%. Помимо этого мы сделали наземную объездную систему, как МКАД в Москве. Раньше она использовалась для транспортировки грузов, мы ее выделили для общественного транспорта. Это позволяет избежать проблемы, которая очень распространена в Москве. Если человек проживает на окраине, в конце ветки метро, и ему надо попасть в соседний район, который также является конечной станцией другой ветки метро, ему нужно доехать до центра на метро, пересесть на другую ветку и вернуться обратно. И третий момент. Сейчас мы строим подземную линию для высокоскоростного метро. Отличие от обычного метро заключается в том, что станции будут располагаться далеко друг от друга.

— Сколько будет стоить проезд на таком метро?

— Мы пока не думали о цене, но это будет дорого, как и весь общественный транспорт в Лондоне. Государство не платит в Лондоне за транспорт, это самоокупаемая система. Цена проезда высокая, но зато человек пользуется удобным и комфортным транспортом. Стоимость инвестиций в проект — $30 млрд.

— Какие проблемы решит эта система?

— Это очень хороший пример решения одновременно транспортных и социальных проблем. На северо-востоке города находятся менее благоприятные районы, с низким уровнем жизни людей. Эта система свяжет эти районы с остальной частью города, таким образом, он не будет изолированным. Более того, вокруг каждой станции (они будут возведены к 2018 году) будут построены офисы – это создаст дополнительные рабочие места и улучшит социальное благополучие каждого района.

— Можно ли такую систему сделать в Москве?

— Опыт Лондона может быть интересен для Москвы, потому что у нас города одной формы, их разделяет река. Поэтому здесь можно реализовать такие же идеи. Я бы начал со строительства кольцевой дороги, как МКАД, но с рельсовым транспортом, это бы сильно спасло транспортную систему.

— Какие проблемы Москвы вам заметны как иностранцу?

— Я сначала хочу сказать, что мне нравится в Москве. Мне очень нравится план города – кольцо в центре, от которого отходят радиальные линии. Очень просто и понятно. Но со временем эти радиальные линии превратились в шоссе, которые расходятся из центра. Когда Сталин совершенствовал эту систему, вряд ли можно было представить, что в Москве будет такое количество машин. В Москве также очень красивые здания и потрясающие парки. И если правильно соединить эти три составляющие, Москва может стать очень удобным и комфортным городом для жизни.

Чтобы сделать город сейчас более комфортным, я бы постарался уменьшить количество машин, вернее, количество поездок, которые человек совершает в центр города. Второе – развивать периферии, сделать их более активными с культурной точки зрения. На форуме была представлена фотография – вид Москвы сверху. И открывается невероятное зрелище – получается, что за пределами центра города все окраины сформированы совершенно однообразно, застроены одинаковыми домами. Но самое главное – это хорошая транспортная система, чтобы ею было приятно пользоваться. В самом центре города есть крупный финансовый центр. 95% работающих там людей пользуются общественным транспортом, чтобы добраться до работы. Это и банкиры, и топ-менеджеры… Транспортная система должна быть такой, чтобы и богатые люди ею пользовались.

— Что вы думаете по поводу проекта Новой Москвы – присоединения большой территории на юго-западе Москвы?

— Я знаю, что это очень политический момент в Москве. Я не могу понять, зачем вы сделали эту Новую Москву. Москва – очень большой город, гораздо больше любого европейского города на континенте. И когда вы расширяете город таким образом, вы очень сильно портите окружающую среду. Даже только с точки зрения экологии – это очень большие негативные последствия. Тем более на окраинах Москвы очень много пространства. Если бы я был мэром Москвы, я бы в первую очередь разобрался с существующими территориями, чем добавлять новые, где еще больше проблем.

— Но это решение уже не изменить. Как бы вы посоветовали развивать эти территории?

— Если это решение окончательное, то нужно делать совершенно базовые вещи. Эта часть города должна быть идеально связана с Москвой – нужна хорошая транспортная система. Застройка должна быть очень плотной и компактной. Нужно проектировать пространства не для машин, а для пешеходов. Работа и места для жизни и отдыха должны быть сконцентрированы в одном месте. Я слышал, как хотят развивать Новую Москву. И чего бы я точно не делал, так это не делил ее на зону по функционалу. То есть не надо отдельно делать коммерческий центр, индустриальный и т.д. Все должно быть интегрировано.

— Какие у вас впечатления от Московского урбанистического форума? Обогатил ли он вас новыми идеями, которые вы могли бы применить в своей работе?

— Самое важное, что за то время я узнал очень многое о Москве. Исследования были очень хорошо проработаны. Как вы знаете, я руководитель программы Urban Age, где мы исследуем 20 крупных городов, в их числе Мехико, Лондон, Пекин и т.д. И я думаю, что к нашему списку исследуемых городов теперь присоединится и Москва.