Большая московская Утопия

Планы развития «Большой Москвы»: комментарии экспертов

Юлия Погорелова 14.05.2012, 19:43
Без новых дорог проект Большая Москва обречен ИТАР-ТАСС
Без новых дорог проект Большая Москва обречен

1 июля 2012 года земли Московской области, расположенные на юго-западном направлении, официально должны стать московскими. Проект был инициирован в июне 2011 года тогда еще президентом Дмитрием Медведевым. Правда, за прошедший год конкретного плана развития этой территории не появилось. Простые граждане все больше сомневаются в том, что проект «Большая Москва» будет реализован. Эксперты высказываются осторожно, некоторые детали проекта вызывают у них вопросы и даже скепсис.

Согласно опросу ВЦИОМ (проведен сразу же после заявления Медведева о расширении границ столицы в 2011 году), половина граждан РФ (51%) «с равнодушием оценила решение расширить границы Москвы». Каждый четвертый опрошенный (24%) высказался в поддержку увеличения территории, 19% - против. Недавний опрос на сайте «Ведомостей» показал, что 40% читателей считают, что после ухода Медведева с поста президента о проекте «Большая Москва» все забудут. Верят ли участники рынка в проект «Большая Москва»? По мнению некоторых из них, проект не улучшит ситуацию в самой столице, а сама присоединяемая территория может превратиться в заселенный мигрантами район со слаборазвитой инфраструктурой.

Григорий Алтухов, советник президента финансово-строительной корпорации «Лидер»


К сожалению, в нашей стране до сих пор многое зависит от административного ресурса и амбиций людей, стоящих у власти. За столь долгий срок сменится руководство страны, правительство и

гарантий того, что новая власть будет заинтересована в продвижении идей бывшего начальства, никто дать не может.

Конечно, полного провала проекта мы не прогнозируем, а главные угрозы видим в том, что застройка «Большой Москвы» может начаться без комплексной и глубокой проработки генерального плана и важных частных деталей. Впоследствии это может привести к тому, что массовая жилая застройка, которая уже сегодня на вновь присоединенных землях ведется достаточно активно, не будет обеспечена необходимым количеством дорог, общественного транспорта, объектов социальной инфраструктуры и, соответственно, вырастут перенаселенные кварталы – очаги социальной неблагополучности.

Вообще, одним из последствий реализации данного проекта может стать нарастание сегрегации населения, характерного в развитых странах западной Европы:

в новых пригородах через 20-25 лет, удаленных от столичных благ и рабочих мест будут селиться мигранты,

сначала дисперсными, разобщенными группами, впоследствии зона расселения этнических групп может срастаться, образуя пояса и зоны.

Сергей Канаев, коммерческий директор Nagatino i-Land


Вероятность, что проект не будет реализован, исключить нельзя. Во-первых, слишком большая территория, практически вторая Москва и, скорее всего, проект претерпит существенные изменения. Например,

не исключаю, что вдвое уменьшится площадь.

И, к сожалению, проблема с загруженностью Москвы в связи с переселением на новые территории государственных структур не решится. Все мегаполисы сначала развивают транспортную доступность и уже затем возводят объекты, а у нас с точностью до наоборот. Посмотрим, что будет через год-полтора. За это время появятся понимание и тенденции. Очевидно, что проект в ближайшее время развиваться не будет, так как нет четкого плана его развития. Уже практически год как заявили «Большую Москву», но пока нет никаких изменений - ни самого проекта, ни утвержденных промежуточных решений. Множество противоречивых слухов витает: то присоединенные территории войдут в состав Москвы, то не войдут, то ходят слухи об изменении проекта из-за пересмотра площади. Но это все слухи, а как фактические это будет реализовано – пока сказать сложно. Я думаю, что для инвесторов ближайшие 1,5-2 года – время затишья и определения направления.

Скорее всего, не вся заявленная площадь будет «освоена» и не все федеральные и госструктуры переедут в Новую Москву. Потому что это дополнительные затраты, к тому же это не изменит сложную ситуацию с трафиком в столице.

На улицах города будет всего лишь меньше машин с мигалками, а все остальное останется неизменным,

так как в городе очень большое сосредоточение офисов. Нужно сегодня думать над транспортными развязками – это ключевой момент.
С большей вероятностью будут реализованы зеленые территории, коттеджная застройка, скорее всего, для чиновников. Дальше уже будет видно. Если будет транспортная развязка, инвесторы начнут входить в проект и начнут строительство БЦ и МФК.

Сергей Жарков, заместитель руководителя аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU»


Проект будет обязательно реализован. Вопрос в том, когда это будет сделано: проект слишком масштабный, чтобы можно было ждать даже первых результатов в ближайшее время. Поначалу я даже склонялся к оценке необходимого времени в 70-100 лет. Но, похоже, сможем и немного быстрее справиться. Оценка возможных сроков затрудняется еще потому, что не существует жесткого ограничения. Например, Олимпийские объекты должны быть готовы к Играм, трасса Формулы-1 должна быть готова к первой гонке. А здесь предельных сроков нет. Как действует семья, строящая дачу?

Есть деньги — строим, нет денег – отложим до лучших времен.

Так и государство. Нет денег – подождем. Есть деньги, но есть более приоритетные задачи – тоже подождем.

Игорь Кашлаков, директор по маркетингу и рекламе ГК Регионы


Я верю в успех этого проекта, но я не верю в успех Большой Москвы. Проект может быть реализован очень успешно, но я не верю, что этот проект решит проблему Москвы.

Способ реализации этого проекта и его цель довольно странные. Прежде чем думать о проекте «Большая Москва», нужно понять причины возникновения сегодняшней ситуации.

Первая заключается в чрезмерной централизации федеральной власти в Москве. И эта причина не будет устранена, очевидно, в ближайшем обозримом будущем. Во-вторых, Москва имеет в сравнении с другими городами мира (Токио, Лондон, Нью-Йорк) невероятно высокую плотность населения. И, в-третьих, протяженность автомобильных дорог на 1 тыс. жителей Москвы ниже, чем в любом из перечисленных выше городов. Если проект «Большая Москва» направлен на решение этих проблем – тогда эти проблемы не решатся, потому что Большая Москва напоминает замочную скважину и путем просто прирезки новых площадей и вывода туда госучреждений не устранить причины проблем.

С другой стороны, причина создания такого проекта, как «Большая Москва», – явный коллапс, причем не только транспортный, но и логистический в Москве. Уже даже чиновники высокого уровня начинают понимать, что в Москве им тесно. И эту причину пытаются устранить созданием проекта Большой Москвы. На мой взгляд, это совершенно не то решение, которое необходимо для устранения причины коллапса. Во-первых, проект должен быть геометрически красивым, а тут совершенно очевидно, что у проекта есть слабые места.

В Санкт-Петербурге в бытность его столицей случилось аналогичное, когда Петр I перевел столицу из Москвы и вместе с ней туда перенеслись все бюрократы.

И, несмотря на прекрасно продуманный генеральный план, в городе на Неве случился такой же транспортный коллапс, примерно к 1907 году. В Москве эту проблему уже пытались решить неоднократно. Так, например, в 1918 году Борис Сокулин предложил план «город будущего». Проект «Новая Москва» - архитекторов Желтовского и Щусева в 1924 году, сталинский план социалистической реконструкции Москвы, проекты Корбюзье, Эрнста Мая и др. Все пытались решить эту проблему, которая заключается в централизации власти и стремлении всех активных людей в столицу.

Артем Ржавский, руководитель департамента консалтинга и аналитики компании «Азбука Жилья»


Недоверие к проекту расширения Москвы и созданию столичного федерального округа обусловлено слишком грандиозным размахом предполагаемого проекта и сомнениями в том, что это может быть реализовано. На строительство более 100 млн. кв. м недвижимости различного назначения, а также дорог и инфраструктуры потребуется от 20 до 50 лет и несколько бюджетов Москвы.

В успех проекта «Большой Москвы» я верю по одной простой причине –

простора для работы инвестиционно-строительному комплексу в «старой» Москве не осталось, а для работы нужна территория.

К тому же земли «Новой Москвы» будут обеспечиваться дорогой, техусловиями и инфраструктурными объектами, в том числе за счет государства, а это будет основным фактором развития этого Проекта.

Неясна судьба правительственного центра. С трудом представляется переезд чиновников из центра столицы за МКАД. Хотя, с другой стороны, если на новом месте будут созданы комфортабельные современные инновационные рабочие места и инфраструктура для них, это позволит им осуществлять свою деятельность в более комфортных условиях и разгрузить центр «старой» Москвы от перенасыщения.

Андрей Рябинский, председатель совета директоров ГК «МИЦ»


Я уверен, что проект «Большой Москвы» будет реализован. Было предпринято достаточно действий, чтобы не осталось сомнений в его воплощении. Недоверие очень распространенная реакция людей в нашей стране. На мой взгляд, возникнут проблемы в развитии необходимой инфраструктуры, в том числе и транспортной. И сроки развития проекта тоже «поедут».

Заявленных 20 лет может хватить на освоение ближнего радиуса – 15-20 км от МКАД.

Из того, что может меняться в концепции Новой Москвы, то это малоэтажное строительство. Невозможно огромный объем земли отдать только под малоэтажное строительство. Все-таки здесь встают вопросы и рационального использования земли, и коммерческой составляющей реализации подобных проектов.

Александр Пыпин, Директор Аналитического Центра ГдеЭтотДом.РУ


Проект расширения Москвы на новые территории является знаковым для нашего государства. Россия в силу исторически сложившегося менталитета и характера власти, масштабов государства, высокого уровня централизации, традиционно ставит перед собой амбициозные задачи, будь то запуск человека в космос, строительство БАМа или проведение Олимпийских игр. Опыт соседнего Казахастана, во многом схожего по стилю управления и принятия решений показывает, что и

на порядок менее сильная страна за два десятилетия может отстроить такой новый крупный современный город

как Астана с населением в несколько сотен тысяч человек и перевести туда органы власти. России проект по созданию Большой Москвы вполне по силам, особенно после того как высвободятся ресурсы, задействованные на подготовку Олимпиады в Сочи и Чемпионата Мира по футболу.

Конечно, на пути проекта будет множество трудностей - это и переговоры с крупными землевладельцами и девелоперами, которые будут тянуть одеяло на себя с целью заработать максимум прибыли, и затраты на создание транспортной, социальной, инженерной инфраструктуры. Будет и лоббирование интересов тех или иных ведомств, которые не захотят покидать насиженные места.

С наибольшими сложностями проект по расширению Москвы столкнется в случае обострения кризисных явлений в мировой экономике — тогда многие части проекта придется отложить или заморозить. Но вряд ли Новую Москву постигнет участь грандиозного Дворца Советов, когда на месте начавшейся стройки которого в итоге появился бассейн «Москва».

Кардинальная отмена проекта возможна только при полном крахе текущей политической системы.

Но вряд ли в стране произойдет в ближайшее десятилетие что-то похожее на приход Петра I, который тогда пошел по пути переноса столицы, а не по пути расширения Москвы.

Александр Хрусталев, генеральный директор компании «НДВ-Недвижимость»


На мой взгляд, проект «Новой Москвы» имеет все признаки утопии. Сама по себе идея расширения границ Москвы мне видится правильной. Это необходимый шаг, к тому же грань между столицей и областью стирается. Однако «Новая Москва» в представленном виде вызывает много вопросов, и первый из них звучит так: почему Москва разрастается глубоко на юг и сразу в два с половиной раза?

Расширение столицы в пределах первого кластера — на 10-15 км равномерно вокруг города – мне кажется более логичным.

Это позволило бы диверсифицировать транспортные потоки. А с такой застройкой не избежать перегруза транспорта в сопряженных местах.
Также речь идет о том, чтобы строить на присоединяемой территории малоэтажное жилье. Однако и в данном случае возникают проблемы с логикой – почему именно этот формат недвижимости, который у населения Московского региона менее востребован? Хорошо, если облик «Новой Москвы» будет тщательно продуман, а социальная и дорожная инфраструктура – грамотно выстроена.