27 августа 2016

 $64.71€72.70

18+

3722041

Партия и избирком слились в наружке

Наружная агитация «Единой России» в Москве в точности повторяет агитацию Мосгоризбиркома, это может стать поводом для отмены итогов выборов

Агитация «Единой России» и Мосгоризбиркома в Москве полностью совпали
Агитация «Единой России» и Мосгоризбиркома в Москве полностью совпали

Фотография: oleg-kozyrev.livejournal.com

В столице появились билборды «Единой России», почти полностью повторяющие информационные плакаты Мосгоризбиркома, призывающие граждан прийти на выборы. Единороссы утверждают, что приобрели права на использование этих образов законно. Это грубое нарушение законодательства, повод для отмены итогов выборов, говорит эксперт.

В Москве появились билборды партии «Единая Россия», практически полностью повторяющие плакаты Мосгоризбиркома (МГИК) с призывом прийти на парламентские выборы 4 декабря. На билбордах, оплаченных из избирательного фонда «Единой России», то же изображение, что на плакатах МГИКа: в качестве фона контуры узнаваемых столичных зданий, на переднем плане силуэты людей, символизирующих потенциальных избирателей, в оформлении использованы те же цвета и шрифты. На билбордах ЕР к изображению добавлена плашка с логотипом партии и ее номером в бюллетене, отмеченном галочкой. Плакаты МГИКа содержали только призыв прийти на выборы, ЕР призывает прийти на выборы и проголосовать за нее.

Информационные материалы МГИКа появились в Москве задолго до аналогичной рекламы ЕР. Но МГИК не планирует поднимать скандал. «Чтобы комиссия провела какую-то проверку, нужно основание, а основание — это обращение. Обратиться могут избиратели, партии, правоохранительные органы. Естественно, мы проверим эту информацию и вынесем свое решение», — пообещал представитель комиссии Дмитрий Реут «Газете.Ru».

«Кроме того, это надо все проверять: кто разместил, на основании чего разместил, может, это ребята из соседнего двора решили похулиганить. У нас же может заказать место на билбордах любой», — заявил собеседник «Газеты.Ru».

Информационно-разъяснительные материалы для выборов в Госдуму были разработаны пиар-агентством «ИМА-консалтинг», говорится на сайте агентства. Из утвержденной ЦИК в мае программы «Информационно-разъяснительная деятельность» на период подготовки к выборам следует, что заказанные в центре информационно-разъяснительные материалы планировалось разослать в региональные избирательные комиссии (к их числу относится и МГИК), которым оставалось их только растиражировать. Тендер на разработку материалов проводил Российский центр обучения избирательным технологиям при ЦИК РФ (РЦОИТ). Конкурс был проведен в июле, презентация разработок прошла в ЦИК в середине сентября.

Московские единороссы также убеждены, что приобрели права на использование изображений и слоганов законно.

Депутат Мосгордумы, один из руководителей московского избирательного штаба ЕР Виктор Селиверстов сказал «Газете.Ru», что права на использование изображения, аналогичного изображению, использованному для социальной рекламы Мосизбиркома, были приобретены «Единой Россией» сознательно у компании-разработчика «ИМА-консалтинг», которая ранее точно так же передала права на использование плаката Мосизбиркому (из конкурсной документации на сайте госзакупок следует, что исключительные права на использование информационных материалов и все материалы, образовавшиеся при производстве этих материалов, должны были быть переданы РЦОИТ, и тогда именно он мог передать права на изображения. — «Газета.Ru»).

Селиверстов недоумевает, почему данную рекламу называют неэтичной: «Мы законно приобрели права на использование того же изображения, которое использовано на плакатах горизбиркома. Наша реклама преследует главную цель — чтобы все пришли на выборы и проголосовали за «Единую Россию». Если эта реклама выполняет данную задачу, то она эффективна, и причин называть ее неэтичной я не вижу».

Получить комментарии из «ИМА-консалтинг» в понедельник не удалось. Ответа на запрос, отправленный в РЦОИТ, также не последовало.

В случае нарушения авторских прав агитационная продукция может быть признана незаконной, говорит член ЦИК Елена Дубровина.

При ведении агитации партии должны соблюдать ограничения, предусмотренные ст. 36 закона «Об основных гарантиях избирательных прав», в перечне которых есть нарушение интеллектуальных прав, поясняет собеседница «Газеты.Ru». Впрочем, к данному случаю это правило вряд ли применимо, дала понять Дубровина: «Перед размещением агитационных материалов их экземпляры представляются в соответствующую избирательную комиссию, и та определяет их законность. По всей вероятности, авторских прав на указанные изображения не зарегистрировано, а значит, ими может воспользоваться любая партия».

Ни в МГИК, ни в ЦИК «Газете.Ru» не смогли уточнить, представляли ли единороссы свою агитацию в эти комиссии. В МГИК только уточнили, что у ЕР было право выбирать между московской и центральной комиссиями.

Сходство «до степени смешения» агитации МГИК и ЕР может быть расценено как «агитация со стороны МГИК в пользу одного из участников», обращает внимание эксперт ассоциации «Голос» Андрей Бузин.

«Это грубое нарушение избирательного законодательства, которое за собой должно повлечь отмену итогов голосования на территории Москвы», — пояснил эксперт.

Бузин не исключил, что сходство между разными кампаниями могло возникнуть случайно, из-за того что обе делались одними и теми же людьми. «Но МГИК это наверняка известно, так как это продолжается уже десять лет: и на выборах в Мосгордуму в 2009 году это было, и на выборах 2007 года — до степени смешения», — отметил Бузин. «И это дополнительная реклама, идущая не из средств избирательного фонда, что запрещено избирательным законодательством», — отмечает эксперт.

Это «достаточно грубое, примитивное понимание влияния визуального ряда на сознание и подсознание людей, чтобы люди путали», считает гендиректор агентства «Коммуникатор» Виктор Майклсон.

Собеседник «Газеты.Ru» допускает, что эффект смешения агитации МГИК и ЕР был достигнут специально, «просто не очень профессионально». «Это может повлиять только на людей, который пойдут голосовать, не задумываясь о том, что они делают. Люди, которые это делали, наверное, хорошо продвигают товары повседневного спроса. Но мне кажется немного оскорбительным применять к избирателям те же примитивные манипулятивные методы, которые применяются для продвижения таких товаров», — отмечает Майклсон.

  • Livejournal


Уважаемые читатели! В связи с последними изменениями в российском законодательстве на сайте «Газеты.Ru» временно вводится премодерация комментариев.

Новости СМИ2
Новости СМИ2
Новости net.finam.ru




/politics/elections2011/2011/11/07_a_3825294.shtml