Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Извинения приняты

О чем говорили Путин и Эрдоган по телефону

Президент РФ Владимир Путин и его турецкий коллега Реджеп Тайип Эрдоган в ходе телефонного разговора договорились о встрече. Очевидно, Кремль принял извинения турецкого лидера, даже несмотря на неоднократные опровержения со стороны Анкары, что извинения вообще звучали. Разговор двух политиков сдвинул двусторонние отношения с мертвой точки, однако далеко не факт, что развиваться они будут в позитивном направлении.

В среду пресс-секретари президента России и президента Турции подтвердили, что между Путиным и Эрдоганом состоялся телефонный разговор, запланированный накануне. Продолжался он около 40 минут, в весьма позитивном ключе.

В ходе разговора Путин принес Эрдогану соболезнования по поводу теракта, который произошел в аэропорту Стамбула во вторник поздно вечером и унес жизни более 40 человек.

Однако не менее важным для двусторонних отношений Москвы и Анкары стала договоренность о подготовке личной встречи Путина и Эрдогана. Кроме того, 1 июля в рамках заседания СМИД Организации Черноморского экономического сотрудничества пройдет встреча глав МИД двух стран.

По данным пресс-службы Кремля, послание Эрдогана создало предпосылки для развития двусторонних отношений. Владимир Путин завил, что пришло время перевернуть кризисную страницу в отношениях и «начать процесс возобновления совместной работы по международной и региональной проблематике, а также по развитию всего комплекса российско-турецких отношений», — говорится в сообщении.

Для Анкары, страдающей от российского запрета на продажу турпакетов в Турцию, особенно важен еще один сигнал: Кремль объявил об отмене «ограничительных мер относительно посещения Турции российскими туристами».

Федор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» и научный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай», считает, что сам факт телефонных переговоров между Россией и Турцией свидетельствует о том, что Кремль принял извинения Эрдогана.

Извинение со стороны Турции за сбитый в ноябре прошлого года российский Су-24 — первое из условий нормализации отношений, которые поставил перед Анкарой Кремль. Об этом неоднократно заявлял посол России в Турции Андрей Карлов. Два других условия — выплата компенсаций родственникам жертв инцидента, а также приведение к ответственности виновных в смерти Пешкова. Об этом Путин и Эрдоган также говорили в среду.

Российский президент выразил надежду, что судебное расследование «в отношении гражданина Турции, обвиняемого в гибели российского пилота, будет носить объективный характер». Имелось в виду дело Альпарслана Челика, одного из командиров турецких боевиков на севере Сирии, который в интервью местным СМИ утверждал, что убил пилота Су-24 Олега Пешкова.

Затяжной конфликт между Россией и Турцией начался в ноябре 2015 года, когда турецкий истребитель сбил отечественный Су-24 на южной границе страны. Анкара заявила, что российский самолет вторгся в турецкое воздушное пространство. В Министерстве обороны РФ заявили, что Су-24 совершал полет в рамках санкционированной военной миссии в Сирии и границ не нарушал.

В результате инцидента погиб пилот самолета Олег Пешков. Его застрелили с земли боевики, пока офицер спускался с парашютом после катапультирования. Штурмана Константина Мурахтина спасли российские военнослужащие. В ходе этой операции погиб морпех Александр Позынич и был выведен из строя вертолет Ми-8.

Игра слов и престолов

«То, что происходило между Россией и Турцией в последние несколько дней, это ненормально, — заявил «Газете.Ru» Синан Ульген, эксперт международного центра Карнеги. — Анкара обычно не допускает столь противоречивых официальных заявлений».

27 июня пресс-служба Кремля опубликовала выдержки из письма Эрдогана, которое получил Путин. В нем утверждалось, что турецкий президент сказал «извините».

«Я хочу еще раз выразить свое сочувствие и глубокие соболезнования семье погибшего российского пилота и говорю: извините. Всем сердцем разделяю их боль. Семью российского пилота мы воспринимаем как турецкую семью, — цитирует текст письма официальный сайт Кремля. — Во имя облегчения боли и тяжести нанесенного ущерба мы готовы к любой инициативе».

В тот же день, когда стало известно о письме Эрдогана, в соцсетях возник крупный филологический спор: считать ли его слова полноценным извинением. Дело в том, что пресс-секретарь турецкого лидера Ибрагим Калын после сообщений из Москвы сказал, что Эрдоган перед Путиным не извинялся. Впрочем, он добавил, что Эрдоган «выразил сожаление» о сбитом в ноябре прошлого года российском самолете. Этот инцидент на границе между Турцией и Сирией и стал поводом для разрыва отношений между двумя странами.

Как рассказал «Газете.Ru» турецкий источник, знакомый с ситуацией, проблема — во фразе kusura bakmasin, которую использовал Калын. «Kusur — означает «ошибка», полностью фразу можно перевести как «не обращай внимания на ошибку», — рассказал он. — Она обычно используется, когда, например, кто-то случайно наступает другому на ногу в метро».

Наиболее подходящая формула для выражения извинений в ситуации с российским Су-24, по мнению собеседника «Газеты.Ru», — это özür diliyorum. «Эту фразу, кстати, Эрдоган один раз использовал в своей официальной речи. Это произошло в 2011 году, когда он приносил извинения за жесткое подавление восстания в Дерсиме в конце 1930-х годов. Тогда погибли более 10 тыс. человек».

Турецкие СМИ, переводя заявление Кремля про извинения Эрдогана, в свою очередь, использовали слово üzgünüm — «я опечален», средний вариант между двумя упомянутыми крайностями.

Какое слово на самом деле было использовано в письме Эрдогана, неизвестно. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, тюрколог по образованию, тоже сообщал об извинениях Эрдогана. У него формулировка (какой бы она ни была), очевидно, не вызвала нареканий.

Выплата компенсаций семьям пострадавших в инциденте со сбитым Су-24 — еще одна тема, которая получила крайне противоречивые сигналы со стороны Анкары. 28 июня премьер Турции Бинали Йылдырым заявил, что страна готова выплатить компенсацию. Позже Анкара опровергла эту информацию.

По мнению Синана Ульгена, проблема в том, что и Кремль, и Эрдоган хотят сохранить лицо в своих странах, считает Ульген. «Турецкий лидер, чтобы не столкнуться с обвинениями в политической слабости, постарался опровергнуть, что принес извинения именно Путину. Представители властей страны утверждают, что он извинялся только перед семьей сбитого летчика, а не перед российским лидером, — рассказал эксперт. — Кроме того, Анкаре было необходимо показать, что извинение было легким».

«Однако легкие извинения — это не проблема для лидеров России и Турции, если есть обоюдное желание восстановить отношения», — добавил Ульген.

Сирия разобщает

Как рассказал «Газете.Ru» Федор Лукьянов, позитивный разговор Путина и Эрдогана доказывает, что стороны готовы к восстановлению отношений после полгода заморозки. Однако пока неясно, будет ли их дальнейшее развитие хорошим или плохим.

«Возобновление диалога — это шаг в том же пути, с которого они сошли», — объясняет Лукьянов. По его словам, пока нельзя прогнозировать, что российско-турецкие отношения будут развиваться позитивно: действия Эрдогана непредсказуемы, и не совсем ясно, что именно его подтолкнуло к примирительному шагу. «Помимо внутренних проблем и экономической блокады России на это решение Анкару мог подтолкнуть также кризис в Европе, — добавил эксперт. — И неясно, что именно Эрдоган теперь готов предложить России».

Главное, что разобщает Анкару и Москву, — конфликт в Сирии. Турция активно выступает за свержение режима президента страны Башара Асада, давнего союзника России. Без сближения позиций по Сирии отношения между РФ и Турцией не смогут получить позитивный импульс, рассказал «Газете.Ru» Владимир Евсеев, заведующий отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ.

По его мнению, чтобы улучшить климат отношений с Россией, Эрдогану придется ввести ограничения на границе, чтобы не допустить больше боевиков-радикалов террористического «Исламского государства» (ИГ, организация запрещена в России) в зону боевых действий в Северной Сирии. «Также необходимо прекратить снабжать радикалов оружием», — добавил эксперт.

Кроме того, президенту Турции придется провести чистку в разведке своей страны, так как в ее кругах имеются люди, соболезнующие боевикам ИГ, считает Евсеев. Не обойдется и без обсуждения проблемы Сирийского Курдистана, с которым у официальной Анкары затяжной конфликт.

Пресс-служба Кремля утверждает, что сирийская проблематика станет центральной на переговорах между главами МИД РФ и МИД Турции 1 июля.

Новости и материалы
Уфимец повис на балконе, спасаясь от пожара в многоэтажке
Ученые выяснили, что алкоголизм разрушает тормозные сети мозга
В Новосибирске пройдет «Супердискотека 90-х»
Бывший глава EA Russia возглавил издателя Atomic Heart
Рада Украины закончила работу в марте, не приняв на последней встрече ни одного документа
Россия впервые вошла в топ-4 торговых партнеров Китая
Жители Одессы и Харькова пользуются электричеством по графику
Евросоюз предупредили о кризисе из-за пошлин на российское зерно
В Полтавской области полицию попросили доставить уклонистов в военкоматы
В Астрахани массажист подрался с клиентом в торговом центре
ВСУ атаковали село в Белгородской области, есть пострадавший
Сборную России позвали сыграть против строителей
Появилась дата, когда можно будет переобувать зимнюю резину в 2024 году
Сергей Бурунов объяснил, почему не застал теракт в «Крокусе» в день трагедии
К защитнику «Нефтехимика» проявляют интерес три клуба КХЛ
Сати Казанова снялась в откровенном прозрачном платье: «Давно не игралась в горячую штучку»
Лавров заявил, что реакция Израиля на теракт ХАМАС является непропорциональной
Милонов назвал Пугачеву ведьмой-приспособленкой
Все новости