Образ Путина ЕР не поможет

Алексей Навальный и Владимир Путин не смогут быть образами для агитации

Андрей Винокуров, Наталья Галимова 19.12.2015, 22:24
Алексей Филиппов/ТАСС

Избирательное законодательство вновь подвергнут правке. Согласно законопроекту, внесенному депутатами ЛДПР, в агитации можно будет использовать изображения только тех людей, которые являются кандидатами. Это означает, что ПАРНАС не сможет использовать образ Алексея Навального, а ЕР — Владимира Путина. Другие поправки были внесены единороссом Дмитрием Вяткиным. Эксперты «Газеты.Ru» полагают, что они могут быть потенциально опасными для блогеров.

В пятницу в Госдуму были внесены два законопроекта, касающиеся выборов.

Авторами одного из них выступили депутаты ЛДПР во главе с Владимиром Жириновским. Суть документа в том, что теперь в предвыборной агитации можно будет использовать только изображения людей, являющихся кандидатами.

В случае принятия законопроект коснется известного оппозиционного политика Алексея Навального. Сам он не может участвовать в выборах из-за наличия судимости, а значит, согласно нормам документа, использование его изображений будет под запретом и для поддерживаемых им политиков.

Та же судьба коснется и изображений Владимира Путина, если, конечно, он не возглавит список «Единой России» на думских выборах. Но на сегодняшний день это выглядит как фантастический вариант. Ожидается, что партию власти поведет на выборы ее лидер — премьер Дмитрий Медведев.

Источник в руководстве Госдумы заявил «Газете.Ru», что законопроект ЛДПР «с высокой степенью вероятности» будет принят.

По словам другого собеседника в руководстве нижней палаты парламента, документ помимо либерал-демократов готовы поддержать и единороссы. «Это правильная идея», — считает он.

Что касается коммунистов и эсэров, то поддержка законопроекта с их стороны под большим вопросом, добавляет собеседник «Газеты.Ru».

Он говорит, что подготовленные ЛДПР поправки в избирательное законодательство — это продолжение законопроекта об обязательности участия в дебатах, внесенного недавно секретарем генсовета ЕР Сергеем Неверовым. Как уже писала «Газета.Ru», обязательность участия в дебатах распространяется на все уровни выборов, за исключением президентских. При этом законопроект гласит, что приходить на дискуссии с оппонентами должны исключительно кандидаты — никаких доверенных или уполномоченных той или иной партией лиц.

Законопроект Неверова также лишает Алексея Навального возможности участвовать в дебатах за партию ПАРНАС, под брендом которой на думские выборы пойдет Демкоалиция.

Собеседник в руководстве Госдумы, правда, уверяет, что ни законопроект ЛДПР, ни законопроект Неверова не направлен специально против Навального.

Если говорить о законопроекте либерал-демократов, то, по словам источника, «он универсальный»: «Что для «Единой России» важнее — использовать образ президента или что кто-то будет использовать образ Навального? Мы уже видели, какой процент дает поддержка Навального на выборах (имеется в виду результат ПАРНАС по итогам кампании в заксобрание Костромской области — партия набрала там чуть более 2% голосов. — «Газета.Ru»). А использование образа президента дает очень существенный прирост (результата. — «Газета.Ru»)».

Поэтому готовность ЕР поддержать инициативу ЛДПР означает, что партия системно подходит к решению задачи о более активном вовлечении в кампанию именно кандидатов, резюмирует источник «Газеты.Ru».

Между тем еще в августе «Коммерсантъ» со ссылкой на источник в Кремле писал, что единороссы не намерены обращаться к Владимиру Путину с просьбой об использовании его образа на думских выборах. Источник «Газеты.Ru», близкий к Кремлю, подтверждает: партия власти не будет использовать образ Путина в предвыборной рекламе.

Таким образом, сейчас, поддерживая законопроект ЛДПР, партия власти ничем себе не вредит. А вот Навальному в любом случае серьезно усложнит возможность легальными способами поддерживать ПАРНАС.

Блогеры под ударом?

Второй законопроект внес заместитель председателя думского комитета по конституционному законодательству Дмитрий Вяткин. Обширный документ состоит из 64 листов и по большей части представляет собой поправки, уточняющие выборное законодательство. Однако эксперты «Газеты.Ru» нашли в документе несколько спорных положений, которые могут повлиять на возможности агитации в ходе предвыборных баталий.

Главный пункт, который вызывает опасения, касается единого агитационного периода в СМИ. Согласно законодательству, агитационные материалы могут размещаться в печатных изданиях и на каналах организаций телерадиовещания за 28 дней до дня голосования и заканчиваться в ноль часов за сутки до дня голосования. Поправки не меняют эту норму, но распространяют ее на «сетевые издания».

Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты говорят только о потенциальной опасности нормы. На первый взгляд она вполне соответствует логике законодательства. «В принципе, это правильно и соответствует закону о средствах массовой информации. Но возможности злоупотреблений в связи с этими изменениями требуют отдельного анализа», — разъясняет эксперт по избирательному праву Аркадий Любарев.

Согласно закону о СМИ, под «сетевым изданием» понимается сайт, зарегистрированный в качестве СМИ.

Летом этого года в ЦИК шла бурная дискуссия о том, каким правилам агитации должны подчиняться блогеры с ежедневной аудиторией от 3 тыс. пользователей. Согласно изменениям в законодательство, вступившим в силу в 2014 году, на подобные интернет-площадки должны распространяться ограничения, которые ранее накладывались только на СМИ. В законе говорится, что блогеры должны соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные законодательством о референдуме и выборах.

По итогам обсуждения ЦИК решил, что владельцы популярных сайтов будут обязаны проверять достоверность размещаемой ими информации, а также соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные законодательством.

«Вопрос в том, не будет ли введение в избирательное законодательство понятия «сетевые издания» теперь трактоваться как общее ограничение на интернет? Не будут ли на практике теперь запрещаться личные посты популярных интернет-пользователей и не станут ли таких пользователей привлекать к административной ответственности?» — задается вопросом специалист по выборному законодательству Андрей Бузин.

Такие же опасения высказывает и член правления Ассоциации политических юристов Олег Захаров.

«Сейчас блогеры должны соблюдать только общие ограничения в части агитации.

Теперь, если вводимые поправками ограничения сузят сроки их агитационной работы до месяца (28 дней), это будет совершенно конкретный и очень действенный запрет. Ведь такая агитация с их стороны очевидно почти неизбежна.

Однако большой вопрос, как это будет действовать практически, как будет блокироваться контент, признанный незаконной агитацией», — рассуждает эксперт.

Он предполагает, что ко второму чтению в законопроекте появятся какие-то поправки, касающиеся технических решений о блокировании незаконной агитации в интернете: «Потому что признание агитации в интернете незаконной — это полдела. Главное — ее оттуда изъять или заблокировать доступ к ней. Как это делать, в проекте не сказано, а без этого нельзя эффективно бороться с незаконной агитацией в сети».

Источник «Газеты.Ru» в руководстве Госдумы уверяет, что на блогеров предложенные поправки не будут распространяться никоим образом. Под «сетевыми изданиями» подразумеваются исключительно интернет-СМИ, говорит он. Сами поправки были необходимы, чтобы «уравнять в правах все СМИ».

У Бузина вызывает опасение еще один пункт, касающийся изготовления агитпродукции. Согласно одной из норм законопроекта Вяткина, физические лица, не зарегистрированные как индивидуальные предприниматели, не будут вправе осуществлять работы по изготовлению печатных предвыборных агитационных материалов.

Сейчас любой гражданин может добровольно и бесплатно выполнять те или иные работы и оказывать услуги, связанные с подготовкой и проведением выборов. Бузин говорит, что это касается и агитпродукции.

«Тут возможно противоречие этих норм. Вопрос в том, будут ли их (граждан. — «Газета.Ru») привлекать к ответственности, если человек сам сделал плакат, а при этом не индивидуальный предприниматель», — задается вопросом эксперт.

По его мнению, под угрозой могут оказаться гражданские активисты, которые решат помочь своему кандидату и распечатают листовки или плакаты в его поддержку.

Вяткин также предлагает регулирование ситуации, при которой в одном и том же округе появляются кандидаты — полные тезки друг друга.

Речь в первую очередь идет об использовании «двойников», которое было широко распространено в период, когда избрание в Думу одномандатников еще не отменили. С возвращением смешанной системы выборов имеет все шансы вернуться и практика использования «двойников».

Единоросс предлагает внести в законодательство пункт о том, что если кандидат менял фамилию или имя в период избирательной кампании либо в течение года до дня официального опубликования решения о назначении выборов, то в избирательном бюллетене должны будут также указываться его прежние данные.

Любарев считает это предложение важным: «Это правильно, поскольку препятствует манипуляциям, получившим распространение».

Однако при этом поправки дают возможность использования бюллетеней с фамилиями кандидатов, регистрация которых была аннулирована. В случае отметки за них бюллетень признается недействительным.

«Если такие кандидаты не станут вычеркиваться из бюллетеней, то они по-прежнему будут влиять на распределение голосов. Например, какого-то кандидата-спойлера сняли, а в бюллетене он остался. Его функция спойлера сохраняется», — констатирует Бузин.

Захаров обращает внимание, что в законопроекте говорится о возможности использования бюллетеня в виде брошюры.

«Не думаю, что здесь есть какой-то скрытый смысл, хотя брошюра, скорее всего, исключит возможность использования КОИБов», — считает эксперт.