К лесу задом

Судьба Химкинского леса будет решена во вторник. И не в пользу леса

Алия Самигуллина, Елизавета Сурначева 12.12.2010, 21:54
ИТАР-ТАСС

Окончательное решение по маршруту магистрали Москва — Санкт-Петербург будет принято во вторник. Источник в Кремле признает, что шансы утвердить трассу через лес наиболее высокие. Взамен будет изменено законодательство в части обсуждения инфраструктурных проектов, а на месте вырубки леса поставят видеокамеры — чтоб не срубили лишнего. Защитники Химкинского леса еще надеются на перенос маршрута в Молжаниново.

Маршрут трассы Москва — Санкт-Петербург, которая должна пройти через Химкинский лес, предполагается определить на следующей неделе.

Во вторник состоится заседание правительственной комиссии под председательством вице-премьера Сергея Иванова, где и будет озвучено окончательное решение, сообщил «Газете.Ru» источник в Кремле.

На заседании будут присутствовать все заинтересованные лица, в том числе Росавтодор, представители общественных и экологических организаций. К совещанию подготовили свои заключения Минтранс и Минприроды. В документах будут проанализированы все плюсы и минусы строительства трассы по уже утвержденному варианту и по альтернативному, на котором настаивают экологи и ряд общественных организаций (он предполагает строительство начального участка трассы через район Молжаниново).

Президент Дмитрий Медведев принял решение приостановить строительство трассы в августе этого года. После этого проведен уже ряд совещаний и экспертиз. По утвержденному варианту трассы требуется вырубить 144 га леса и снести два дома. В случае если участок дороги пройдет через Молжаниново, потребуется уничтожить 80 га леса, но расселить гораздо больше жилых домов.

Рекомендации, которые дали Минтранс и Минприроды, не утверждены, но собеседник «Газеты.Ru» в администрации президента признает, что сейчас гораздо сложнее пересмотреть уже существующий проект. «Вероятность принятия нового решения ниже, чем если бы такое рассмотрение проходило в 2004 году», — признал источник. Но, добавил он, «это только рекомендации, а окончательное решение будет принято на заседании комиссии».

На прошлой неделе в Москву приезжал премьер-министр Франции Франсуа Фийон, который так или иначе в ходе переговоров затрагивал тему строительства дороги через Химкинский лес. Французская компания Vinci участвует в этом проекте через Северо-Западную концессионную компанию.

В случае если будет выбран новый маршрут, иностранный концессионер не сможет участвовать в строительстве, поскольку потребуется проведение нового конкурса. Это потребует выплаты неустойки в размере примерно 5 млрд руб, напоминает кремлевский источник.

Если же маршрут будет сохранен, но потребуется увеличение компенсационных выплат, то на таких условиях французская компания готова продолжить работу. По словам источника, концессионер с пониманием относится к сложившейся ситуации, поскольку при строительстве дорог всегда кто-то чем-то недоволен.

С тем, что недовольные есть всегда, согласен председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Евгений Туголуков. По словам единоросса, парламентарии на «круглом столе» в середине прошлой недели договорились проводить общественное обсуждение крупных инфраструктурных проектов.

Как пояснил собеседник в Кремле, по итогам истории с Химкинским лесом решено внести изменения в законодательные акты, которые зафиксируют необходимость работы с экологическими и другими общественными организациями.

Включение общественников в экспертизу не должно носить формальный характер, уточнил он.

Также будет изменен порядок компенсационных мер при вырубке леса. «Сейчас подразумевается, что при вырубке леса должны быть высажены деревья в том же объеме», – пояснил Туголуков. Впрочем, по его словам, в случае прохождения участка трассы через Химкинский лес французская компания изначально предлагала высадить в два раза больше деревьев, а затем и в пять раз. Представитель Кремля пояснил, что сейчас при вырубке лесов стоимость участков считается по кадастровой стоимости, а не по рыночной, и это планируется исправить. Таким образом, при строительстве любого объекта, требующего вырубки деревьев, строитель должен будет высаживать в разы больше деревьев, чем было уничтожено.

В случае с данной трассой, независимо от того какое решение будет принято, планируется вернуть Химкинскому лесу статус природного парка регионального значения, а также осуществлять мониторинг за ходом строительства, в том числе с помощью видеокамер, утверждает источник.

Для защитников Химкинского леса информация о совещании во вторник стала новостью.

«Я не понимаю, что за рабочая группа и почему она в таком составе принимает решение, когда президент говорил о необходимости независимой экспертизы. Такая экспертиза сейчас проводится, и к концу декабря будут результаты», — заявила «Газете.Ru» лидер защитников Химкинского леса Евгения Чирикова. Она не верит, что будет подтвержден существующий ныне маршрут. «У меня впечатление, что это большая провокация. Я вижу, что идет активная попытка отвести удар от президента, активно формируя мнение посредством «источников в Кремле» и непонятных рабочих групп, будто бы трасса должна пойти по прежнему маршруту», – добавила она. О дальнейших действиях в случае принятия неудовлетворительного для экологов решения Чирикова предпочитает не говорить: «Мы как защищали, так и будем защищать родину. Давайте дождемся решения, пусть будет хоть какая-то интрига».