Колеса власти

На каких автомобилях ездят высшие чиновники страны

Мария Цветкова, Алексей Левченко, Роман Баданин, Ольга Болотова 28.12.2009, 18:20
Дмитрий Лебедев/Коммерсантъ

Машины премиум-класса стоимостью до 6 млн рублей выдаются в России не только руководителям федеральных органов власти, но и их многочисленным замам. Как следует из транспортных заказов ведомств на следующий год, на каждое министерство приходится до полутора десятков представительских автомобилей, а машин бизнес-класса может быть в несколько раз больше. Замы в высших судах и парламенте также предпочитают мощные моторы и большие размеры.

Новый год – время, когда у государственных органов истекают контракты на транспортное обслуживание. В последние месяцы на официальном сайте госзакупок примерно половина федеральных ведомств объявила конкурсы на аренду или покупку автомобилей в следующем году. Исключения составили те, кого обслуживает управление делами президента, и структуры, главным образом силовые, которым по роду деятельности полагаются собственные крупные автохозяйства.

У руля

Помимо президента Дмитрия Медведева и премьера Владимира Путина, которые ездят на бронированных лимузинах Mercedes-Benz Pullman Guard, руководству Кремля и правительства управделами президента выдает BMW 7-й серии удлиненной версии. Это машины с четырех- или пятилитровыми двигателями не старше 3–4 лет немецкой сборки. Сейчас начальная цена новых таких автомобилей (а достаются они чиновникам именно новыми) — 4,5 млн и 4,9 млн рублей соответственно. Как сообщил сотрудник управделами, на таких машинах, как правило, ездят вице-премьеры, часть министров, помощники президента и начальники управлений Кремля. Корреспондент «Газеты.Ru» видел, например, что таким автомобилем пользуется первый замглавы администрации Кремля Владислав Сурков.

Есть негласное правило, по которому автомобили заместителей должны быть на класс ниже, чем машины начальника.

Типичный случай – аппарат Совета безопасности. По словам источника в Кремле, секретарь Совбеза Николай Патрушев ездит на Mercedes S-класса, а пять его замов и четыре помощника — на Ford Mondeo. Но аппарат Совбеза – всего лишь одно из подразделений администрации президента, в крупных министерствах и службах правило становится скорее исключением. Случается и так, что представительские машины достаются не только министрам и их заместителям.

На министра иностранных дел Сергея Лаврова и его восьмерых заместителей приходится 16 представительских машин: 14 Audi A8, одна BMW 740Li из собственного автопарка МИД, а также Mercedes E-класса, заказанный на следующий год.

Из всех федеральных министерств внешнеполитическое ведомство объявило самый крупный конкурс на транспортное обслуживание. МИД готов потратить на это 302,4 млн рублей. Помимо обслуживания представительских машин на эти деньги предполагается заказать водителей еще для 30 BMW 530Xi, а также арендовать на следующий год 32 автомобиля Toyota Camry, 22 Ford Mondeo, 21 микроавтобус Ford Transit и 5 машин Ford Focus.

Как объяснил сотрудник МИДа, Audi A8 выдаются министру, его заместителям и спецпредставителям президента. Если автомобилю нужен ремонт, в качестве подменной машины замминистра получает BMW 5-й серии.

Директорам департаментов полагаются или «пятерки» BMW, или Toyota Camry, их заместители служебными автомобилями не обеспечиваются. По словам сотрудника МИДа, BMW и Camry используются для встреч послов, которые приезжают в Москву на протокольные мероприятия, и иностранных делегаций.

Несмотря на кризис, автопарки органов власти исправно обновляются.

1 сентября управделами объявило конкурс на 502 млн рублей. В числе прочего на эти деньги предполагалось купить 40 BMW 750Li, а также по 50 штук BMW 525i и Ford Mondeo. В следующем году полностью заменить свой автопарк за 5 млрд рублей планирует МВД. Об этом 21 декабря на пресс-конференции объявил руководитель департамента тыла Владимир Лукьянов. Новые машины заказало для своего руководства Министерство регионального развития. Как рассказал чиновник министерства, сейчас глава Минрегиона Виктор Басаргин ездит на BMW 7-й серии, а его заместители — на «пятерках» BMW и «Мерседесах». На следующий год министерство заказало новые автомобили, за которые готово заплатить 70 млн рублей. На эти деньги Минрегиону должны предоставить восемь Audi A8 не старше 2009 года с двигателем 3,1 л, 20 машин Nissan Teana такого же возраста с двигателем 2,5 л и три седана С-класса с двухлитровыми моторами.

Как сказал сотрудник министерства, «Ауди» предназначены, скорее всего, для самого Басаргина и его семерых замов, а «Ниссаны» — для директоров департаментов.

Наиболее внимательно к комплектации заказываемых машин отнеслось в этом году Министерство сельского хозяйства. Ведомству Елены Скрынник потребовались автомобили с самыми большими двигателями. В конкурсной документации не указано марок, однако требуемые габариты в перечисленных вариантах даны с точностью до нескольких миллиметров, так что подходят только для конкретных марок и моделей.

Среди 28 машин, за годовую аренду которых Минсельхоз заплатит до 38,8 млн рублей, будет новый Volkswagen Phaeton W12 с шестилитровым двигателем мощностью 450 лошадиных сил (цена – от 4,2 млн рублей), BMW 760 Li тоже с мотором 6 л не старше 2006 года (цена за новую – от 6 млн рублей) и две Audi A8 Long такого же возраста с двигателем 4,2 л (от 3,9 млн рублей за новую).

Обычно годовое транспортное обслуживание рядового министерства не превышает 100 млн руб. Министерство промышленности и торговли потратит в следующем году 53,8 млн на обслуживание своих автомобилей, среди них два BMW 730 Li 2007 года, еще два BMW 530Xia 2006 года, два BMW 530iA 2006 года, 16 BMW 525 2004 года и два Peugeot 607 2004 года. Еще 18,7 млн уйдет на аренду 7 легковых машин и автобуса. Минспорта планирует арендовать на год семь BMW-525 и 11 Ford Mondeо за 44,9 млн рублей. Минтранс заказал на следующий год семь BMW 740 и 750 Li, Audi A8 и Mercedes 350 по 1 млн каждый, а Минэнерго — для министра Сергея Шматко BMW 740Li за 6 млн. Минфин собирается арендовать в следующем году две представительских BMW 745Li не старше 2007 года, а в остальном обойдется машинами бизнес-класса: 20 BMW-525 и 18 Ford Mondeo. Максимальная сумма контракта — 120 млн. Минкульт заказал новый BMW 750, два BMW 740 и два BMW 525, за которые готов заплатить 15,5 млн руб.

Руководители силовых ведомств позволяют себе в качестве служебных автомобилей внедорожники. Как сообщил источник, близкий к ФСБ, ее директор Александр Бортников ездит на представительском Mercedes, а его шестеро заместителей или тоже на «Мерседесах», или на Toyota Land Cruiser.

Как вспомнил бывший сотрудник Генпрокуратуры, в 2006–2007 годах генпрокурору и его заместителям полагались «Мерседесы», в этом году ведомство объявило конкурс на покупку одного BMW 740Li. В руководстве Следственного комитета при прокуратуре тоже предпочитают «Мерседесы». В октябре СКП объявил конкурс на покупку двух Mercedes-Benz S 350 L 4Matic, за каждый комитет готов был заплатить до 4,5 млн рублей. Сотрудник комитета тогда пояснил, что, скорее всего, машины предназначены для заместителей руководителя СКП.

Лошадиные силы закона

Автомобильная жизнь депутатов Госдумы улучшилась в предыдущем созыве. Тогда вместо услуг собственного гаража, который состоял из ГАЗ-3110, нижняя палата заключила договор с компанией «Спецсчеттранс», в результате чего рядовые депутаты получили возможность ездить на куда более комфортных Volkswagen Passat. Правда, пока эту компанию сопровождают разные приключения. Сначала депутаты жаловались, что водители не знают дороги в Москве и спрашивают, как проехать, а потом сами водители стали угрожать объявить забастовку из-за задержек зарплаты и невыносимых условий труда. В последний момент с водителями удалось договориться. Впрочем, речь идет о разъездных машинах, которые депутаты должны каждый раз заказывать по телефону, как такси.

Персональные автомобили и водители закреплены только за руководителями комитетов, лидерами фракций и вице-спикерами. Эти машины выделяет уже управление делами президента.

Так, главам комитетов положены ВMW 5-й серии без мигалок (36 машин), а лидерам фракций и вице-спикерам — BMW 7-й серии с мигалкой (14 машин).

Такой же автомобиль положен и руководителю думского аппарата. Руководители крупных подразделений аппарата ездят на Mondeo.

Спикеру палаты Борису Грызлову полагается Mercedes S500, который предоставляет ФСО.

Такой же автомобиль и у главы Совета федерации Сергея Миронова.

Заместители и главы комитетов здесь предпочитают Audi A8, которые также выделяются из гаража управления делами президента. Обычным сенаторам положены разъездные машины Audi A6.

В октябре аппарат палаты объявил тендер на обслуживание, из которого выяснилось, что за автомобили палата платит годовую аренду. В среднем эта сумма составляет 2,3 млн рублей за машину, включая автомобили для аппарата — Volkswagen Passat и Ford Mondeo. Хотя дешевле было бы автомобили купить.

Миронов в интервью «Газете.Ru» посетовал, что палата имеет право «только заказать машины, которые нам не будут принадлежать». «Действительно, купить любую машину, может быть, даже очень представительного класса и просто эксплуатировать ее будет дешевле, чем каждый месяц платить за аренду, за обслуживание. Увы, сейчас положение и законодательство таково, что у Госдумы и СФ нет полномочий, и мы вынуждены именно брать в аренду те или иные автомобили для обслуживания СФ», — отметил Миронов.

Еще одна палата — Общественная — тоже проявляет интерес к дорогим автомобилям. На следующий год аппарат палаты заказал один внедорожник Cadillac Escalade, один удлиненный (6 метров) Mercedes S550, две Toyota Camry и 12 Ford Focus.

В пресс-службе Общественной палаты «Газету.Ru» заверили, что автомобили не предназначены никому конкретно, «а будут использоваться для развоза членов палаты, приехавших из регионов и иностранных делегаций». В палате есть две должности, которым соответствуют закупаемые в единственном экземпляре Cadillac и Mersedes S550. Это секретарь палаты и руководитель аппарата палаты.

Члены Центральной избирательной комиссии имеют право на персонального водителя и автомобиль. В пресс-службе ЦИКа «Газете.Ru» рассказали, что членам комиссии управделами выделяет трехлетние BMW 5-й серии. Исключение сделано для главы комиссии Владимира Чурова, которого обслуживает ФСО. Ему из гаража ФСО полагается BMW 740i. Как пояснили в пресс-службе ЦИК, этому автомобилю также три года.

Двигатель правосудия

На высшие суды представительских автомобилей приходится в целом меньше, чем на две первые ветви власти. Конституционный суд (КС), как рассказал его бывший сотрудник, до переезда в Санкт-Петербург имел в распоряжении свой гараж, однако теперь машины судьям и аппарату КС предоставляет управделами.

Председателю суда Валерию Зорькину всегда полагался Mercedes 600 из гаража Федеральной службы охраны. Остальные 18 судей раньше ездили на Mercedes 350, а сейчас на БМВ седьмой серии. «Семерка» есть и у Зорькина, она служит ему резервным автомобилем.

Как рассказал сотрудник аппарата суда, есть судьи, которые, имея служебные BMW, ездят на своих машинах, например, Владимир Ярославцев предпочитает «семерке» собственный Citroen С4. Начальники управлений в аппарате КС, как и до переезда, ездят на Ford Mondeo. Всего у суда есть от 8 до 15 «Фордов».

Председатель Верховного суда (ВС) Вячеслав Лебедев, как и его коллега в КС, ездит на Mercedes 600 из гаража ФСО. По словам источника, близкого к суду, начальникам судебных составов в ВС полагаются BMW 7-й серии.

Такой же Mercedes ФСО выдала председателю Высшего арбитражного суда (ВАС) Антону Иванову. Как рассказал сотрудник аппарата ВАС, шестеро его заместителей раньше ездили на Audi A6, однако в этом году пересели на Volkswagen Phaeton. Служебные машины выделяются в ВАС председателям судебных составов. Они обеспечены Toyota Camry, BMW пятой серии (обе российской сборки) или Audi A6.

«Пусть наши автомобили приобретают»

Нужна жесткая регламентация, какому чиновнику какой автомобиль полагается, считает лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. «Все, что выходит за пределы разумности, должно рассматриваться как нецелевые расходы», — считает он.

По мнению Лысакова, сейчас материальное обеспечение руководителей второго звена неадекватно: это показал недавний пример, когда выяснилось, что машина губернатора Самарской области Владимира Артякова стоит 22,5 млн рублей.

Бывший заместитель генпрокурора, депутат Госдумы Владимир Колесников считает, что траты на дорогие автомобили для чиновников неприемлемы. «Финансовый кризис не обошел нашу страну, поэтому власть предержащим нужно быть менее расточительными. Или пусть наши автомобили приобретают, помогают автопрому», — заявил он.