Вероятность столкновения Земли с Меркурием или Марсом составляет 1–2%

Жизнь на Земле может стать совершенно невозможной задолго до того, как Солнце превратится в красного гиганта. Как показало моделирование долговременной эволюции Солнечной системы, вероятность катастрофического изменения орбиты Меркурия в ближайшие 5 миллиардов лет составляет 1–2%.

Как показало моделирование, проведенное Жаком Ласкаром из Парижской обсерватории, современная точность параметров движения планет позволяет надежно установить их будущую судьбу лишь на ближайшие 40 миллионов лет. Далее эксцентриситет – мера эллиптичности – орбиты Меркурия может существенно возрасти из-за влияния на него Юпитера и других объектов Солнечной системы. Если его величина, в настоящее время составляющая около 20%, превысит значение в 60%, он «дотянет» почти до орбиты Венеры, что приведет к дестабилизации всей внутренней части Солнечной системы, после чего не исключено столкновение Земли с Меркурием или Марсом, орбита которого также сильно изменится.

В настоящее время параметры движения планет – так называемые элементы орбиты –определяются с точностью десятка и более знаков. Тем не менее, задача движения многих тел под действием взаимной гравитации настолько сложна, что даже малейшие ошибки могут со временем полностью изменить динамику.

Как пояснил в интервью журналу New Scientist Грегори Лофлин из Калифорнийского университета в Санта-Крузе, который совместно с Константином Батыгиным недавно опубликовал результаты подобного работе Ласкара исследования, столкновение Земли с Марсом мгновенно уничтожит жизнь на нашей планете. Температура на ней в течение тысячи лет будет сохраняться такой, какой стала бы, превратись Солнце в красного гиганта.

Тем не менее, вероятность того, что все пойдет гладко в ближайшие 5 миллиардов лет, составляет от 98% до 99%, а про ближайшие сорок миллионов лет ученые могут говорить это со стопроцентной уверенностью. Дальнейшие наблюдения за планетами и уточнение их параметров смогут продлить этот срок безмятежного существования человечества, однако неустойчивость задачи делает маловероятным, что когда-то его можно будет дотянуть до миллиардов лет.

Apple выпустит уникальный процессор для своих компьютеров