Ученые боятся нанотехнологий больше, чем простые люди

Неизученное влияние объектов нанотехнологий на здоровье людей волнует ученых в гораздо большей степени, нежели общественность, говорится в отчете, опубликованном сегодня в журнале Nature Nanotechnology.

Отчет базируется на результатах опроса населения США и 363 крупнейших ученых — специалистов в области нанотехнологий. В результате исследование выявило, что воздействие на организмы людей и окружающую среду наиболее перспективных технологий, уже находящих применение во множестве продуктов, видится исследователям совершенно непредсказуемым, как по масштабам, так и по характеру.

Тем не менее, отмечает руководитель исследования Дитрам Шефеле, профессор университета Висконсин-Мэдисон, ученые вовсе не говорят о конкретных проблемах, подчеркивая лишь неизученность вопроса. Эти данные сильно отличаются от отношения к таким отраслям, как ядерная энергия и генетическая модификация продуктов, наводящим страх на обывателей и в то же время считающимся научным сообществом менее опасными, чем наноиндустрия.

Нанотехнологический столп зиждется на технологиях управления мельчайшими частицами материи, на уровне нескольких десятков атомов. Эти технологии в перспективе найдут широчайшее применение как в технике, например, сверхмощных лазерах или чрезвычайно производительных компьютерах, молекулярных зондах, способных быть внедренными в отдельную клетку, так и в быту, в форме антимикробных препаратов. В настоящее время нанотехнологии применяются в основном при создании материалов с маленьким весом и высокой прочностью, например клюшек для гольфа, теннисных ракеток, а так же контейнеров для хранения пищи, материалы которых угнетают активность бактерий.

Сегодня средства массовой информации уделяют мало внимания потенциальной опасности нанотехнологий, в связи с этим общественность почти не знакома с потенциальными угрозами, которые несет в себе наноиндустрия. Скудность информации о нанотехнологических рисках отражается и на нехватке законодательных актов, регулирующих эту особенную отрасль.

В целом научное сообщество смотрит в будущее нанотехнологий с большим оптимизмом, однако в отличие от масс, большинство наноспециалистов обеспокоены влиянием нанотехнлогий на состояние окружающей среды и в особенности здоровья людей. Так, 20% ученых (на 5% больше, чем простых людей) озабочены проблемами экологии в эпоху нанотехнологий, а 30% (на 10%больше) — страшатся угроз здоровью.

Обывателей в большей степени, чем ученых заботит сохранность частной жизни, так как, по мнению многих людей, нанотехнологии позволят создать микроустройства для шпионажа и развертывания глобальной сети наблюдения за обществом. Беспокоит людей и проблема уменьшения числа рабочих мест в стране в связи с интенсификацией хозяйственной деятельности.

Стало известно, от чего зависит продолжение карьеры Валиевой