ЮНЕСКО приветствует современную архитектуру

Интервью с постоянным представителем России при ЮНЕСКО Элеонорой Митрофановой

Рост процесса урбанизации в ближайшие десятилетия усилится
Рост процесса урбанизации в ближайшие десятилетия усилится

Фотография: Thinkstock/Fotobank.ru

Беспрецедентное решение ЮНЕСКО о принятии в свои ряды Палестинской национальной автономии напрямую повлияло на сохранение исторического и культурного наследия. О том, насколько изменились планы на год грядущий и как процесс урбанизации влияет на сохранность памятников архитектуры, корреспонденту «Газеты.Ru» рассказала постоянный представитель России при ЮНЕСКО Элеонора Митрофанова.

Решение о принятии Палестинской национальной автономии в ЮНЕСКО, безусловно, получило широкий общественный резонанс и стало главным событием в жизни международной организации в 2011 году. А как изменились ее будущие планы после решения США, Канады и Израиля приостановить финансирование организации?

- К большому сожалению, принятое некоторыми странами политизированное решение о замораживании своих обязательных взносов в ЮНЕСКО очень существенно скажется на деятельности организации. Ведь бюджет на 2012-2013 гг. был всего 653 млн долларов, что само по себе является достаточно небольшой суммой для крупнейшей международной гуманитарной организации. Теперь из-за принятых решений он потеряет свыше 20% запланированных поступлений, а расходы придется сокращать уже в текущем году.

Под угрозой неисполнения оказались многие важные программы ЮНЕСКО во всех сферах ее компетенции: образовании, науке, культуре, коммуникации и информации, программы содействия многим странам и регионам мира, нуждающимся в срочной экспертной помощи организации. Парадокс заключается в том, что от недофинасирования ЮНЕСКО пострадают и сами инициаторы финансового «бойкота». Так, «под нож», вероятно, попадет ряд социальных и гуманитарных программ в Ираке и Афганистане.

Подверглась ли какому-нибудь изменению компетенция руководящих органов ЮНЕСКО в связи с сокращением бюджета?

- В ответ на известное решение США, Канады и Израиля Генконференция ЮНЕСКО в ноябре приняла резолюцию, представляющую гендиректору Ирине Боковой право принимать более самостоятельные решения по управлению финансами организации в этот кризисный период. Многие государства, в том числе и Россия, выражая поддержку решению ЮНЕСКО по Палестине, в ходе Генконференции обещали в той или иной форме посодействовать в выправлении внезапно образовавшегося бюджетного дефицита организации.

Речь идет о намерении ряда стран-членов безотлагательно внести свои регулярные взносы в бюджет уже в январе 2012 года, а также увеличить объем добровольных выплат в два и более раз. К тому же ряд стран заявил о готовности выделить средства для покрытия образовавшейся «бреши». Так, Индонезия планирует предоставить 10 млн долл.

Отметим также, что после исторического решения ЮНЕСКО по Палестине заметно выросла инициатива частных и индивидуальных доноров по внесению финансовых взносов в Организацию.

Как вы оцениваете состояние индустрии сохранения исторического наследия в России и в Европе? Какие основные существующие проблемы Вы видите и с чем они связаны?

- Разнообразие культурного и природного наследия, культурных традиций, религиозной истории Европы поспособствовало наличию большого числа объектов, внесенных в Список всемирного наследия. Большинство из европейских культурных ценностей – архитектурные памятники, археологические объекты и исторические центры. Природное наследие же представляет собой в основном природные ландшафты, национальные парки и геологические объекты.

В последние годы многие европейские страны стали принимать активное участие в поддержке конкретных инициатив по сохранению всемирного наследия как внутри, так и за пределами Европы, и в этой связи содействовать обмену опытом и ресурсами между Европой и странами других регионов мира.

В ходе деятельности ЮНЕСКО были обозначены основные проблемы, касающиеся Восточной Европы, а именно: отсутствие на региональном и национальном уровне конкретной политики сохранения наследия или осуществления принятых нашей организацией стратегий, недостаточная правовая охрана объектов всемирного наследия и другие проблемы.

Для западноевропейских стран в последние годы выявилась необходимость дальнейшего пересмотра законодательных и административных актов с учетом реалий сегодняшнего дня в сфере охраны и сохранения наследия. В первую очередь, речь идет о систематическом распространении информации и документации, а также обмене опытом на региональном, национальном и местном уровнях.

Чем обусловлена такая разница в существующих проблемах между Западной Европой и остальной ее частью?

- По оценкам ЮНЕСКО, в то время как в Западной Европе было накоплено значительное число научных и профессиональных знаний, в Центральной, Юго-Восточной и Восточной Европе заметно не хватает экспертного потенциала и возможностей для технических исследований. В определенной мере это связано с отсутствием достаточного экспертного уровня, учебных курсов и обменов с другими партнерами, ограниченностью финансирования научных учреждений.

По инициативе ЮНЕСКО был организован ряд региональных конференций, целью которых было придать дополнительный импульс сотрудничеству в обмене знаниями и передовым опытом. Встречи были посвящены общим для стран региона темам: пересмотру и уточнению границ и буферных зон, гармонизации предварительных списков объектов всемирного наследия, подготовке и реализации планов управления объектами.

Как нарастающий процесс урбанизации сказывается на сохранении культурного наследия?

- Сегодня примерно половина населения планеты проживает в городских районах и рост процесса урбанизации в ближайшие десятилетия, в соответствии с имеющимися прогнозами, только усилится. Этот процесс неизбежно будет оказывать заметное давление на сохранение исторических городов, что делает задачу консервации городского ландшафтного разнообразия одной из наиболее сложных проблем современности.

Вот почему в ходе сессий Комитета всемирного наследия (КВН) проблематика высотного строительства и воздействия современной архитектуры в исторических городах занимает все большее места. А таких городов или исторических центров городов, внесенных в Список ЮНЕСКО, на сегодняшний день насчитывается уже около двухсот. В очереди на включение стоит еще немало других городских номинаций.

КВН намерен не снижать своего внимания к современным процессам, когда развитие городов и современные архитектурные решения угрожают сохранению выдающейся универсальной ценности исторических городов. Ясно также, что любые городские власти заинтересованы в инвестировании в объекты инфраструктуры, жилищное и офисное строительство. И это явление будет перманентно оставаться, говоря современным языком, «вызовом», требующим решения: как совместить потребности модернизации и инвестиции в исторические центры и города без ущерба их историческому облику и аутентичности.

Всем известны трения ЮНЕСКО с руководством городов и национальными правительствами по поводу строительства небоскребов в Лондоне («Мэри-Экс»), Праге (районе Панкрач), Севилье, Санкт-Петербурге («Охта-центр»). А каков общий подход в организации по отношению к высотному строительству?

- ЮНЕСКО в принципе приветствует и стремится поощрять различные формы современного культурного самовыражения, в том числе современную архитектуру как элемент культуры и продолжение культурных традиций. Существуют объективные ограничения в отношении планирования строительных работ в особо ценных исторических зонах, объектах, которые были добровольно внесены странами-членами в Список всемирного наследия. А объекты из этого списка подразумевают особое отношение, как ни один другой объект. Так, по правилам ЮНЕСКО, высотное строительство должно располагаться на достаточном расстоянии от исторической зоны охраняемого организацией объекта, чтобы не нарушалась визуальная целостность объекта.

Ранее КВН ставил вопросы, направленные на обсуждение регулирования потребности в модернизации нашей повседневной городской среды в сочетании с сохранением исторических памятников. В 2005 году на сессии в Дурбане (ЮАР) КВН инициировал изучение Рекомендаций по обновленным руководящим принципам в этой связи. В том же году 15-ая сессия Генассамблеи приняла Декларацию о сохранении исторических городских ландшафтов. Ее цель заключалась в расширении международного сотрудничества и интеграции экономического, социального и гуманитарного развития городов, внесенных в Список всемирного наследия в рамках всеобщего плана мероприятий.

Речь шла о мерах по поощрению политиков, градостроителей, городских девелоперов, архитекторов, реставраторов, собственников, инвесторов и всех заинтересованных граждан работать сообща, во имя сохранения городского наследия при рассмотрении проектов модернизации и развития общества и ряда других положений.

С точки зрения ЮНЕСКО, международным сообществом создан новый дополнительный инструмент для обсуждения, анализа и оценки всех будущих дел, связанных с высотным строительством и элементами современного градостроительства в исторических центрах городов, являющихся объектами всемирного наследия. В Рекомендациях сформулировано определение «городского исторического ландшафта», признана важная роль исторических районов в современных обществах. В них также определяется ряд конкретных угроз для сохранения исторических районов и предусматриваются общие принципы, политика и руководящие рекомендации для решения связанных с этим задач. В рамках подхода, ориентированного на исторические городские ландшафты, предлагается использовать широкий спектр традиционных и инновационных механизмов, адаптированных к местным условиям.

  • Livejournal
Читайте также по теме:


Уважаемые читатели! В связи с последними изменениями в российском законодательстве на сайте «Газеты.Ru» временно вводится премодерация комментариев.

Главное сегодня






/money/2011/12/15_a_3929354.shtml