Кого слушает президент

Самый странный метрополитен

Как устроено метро Стокгольма

Сергей Гришкевич 12.02.2014, 16:00
grishasergei.livejournal.com

Стокгольм известен, не в последнюю очередь, благодаря своему метрополитену. Метро — одна из главных визиток Стокгольма, оно так же популярно как любимые туристами дворцы, церкви и старый город. Стокгольмское метро, прежде всего, известно смелым и уникальным дизайном некоторых своих станций, фотографии которых регулярно всплывают в подборках типа «cамые необычные метрополитены мира».

От редакции. Обращаем ваше внимание, что тексты, опубликованные в рубрике «Личный опыт», написаны читателями «Газеты.Ru». Редакция не всегда разделяет их точку зрения.

Стокгольмский метрополитен насчитывает сейчас 100 станций, общая протяженность путей 105 км. На этой красивой цифре счетчик станций остановился почти 20 лет назад. 2 самые молодые станции были сданы в 1994 году и с тех пор экстенсивное развитие метро пока что остановилось. Сейчас активно обсуждается строительство новых станций и веток, но все пока что лежит в далеком будущем.

Стокгольмское метро состоит из трех линий: красной, зеленой и синей, но фактически каждая ветка имеет разветвления. Метро для Стокгольма это все, это самый важный вид транспорта. Число поездок в год составляет приблизительно 320 миллионов. Кстати, Стокгольм единственный шведский город с метро, 2 других основных города — Гетеборг и Мальме функционируют на трамваях. Стокгольм тоже когда-то был трамвайным городом, с трамвая фактически и началось стокгольмское метро, но это совсем другая история, о стокгольмском трамвае как-нибудь потом.

grishasergei.livejournal.com

Схема Стокгольмского метрополитена напоминает карту железнодорожных путей Швеции. Как и в случае с железнодорожной сетью, сеть метро имеет четко выраженный центр, образующий узел в который связываются все ветки. Узлом, или еще лучше пупом, Стокгольма является центральный железнодорожный вокзал.

Метро как искусство

Стокгольмский метрополитен называют самой длинной художественной галереей в мире. 90 из 100 станций украшены предметами искусства абсолютно разной тематики. Разговоры о необходимости художественного оформления станций начались еще до строительства метро. Одним из источников вдохновения были помпезные «сталинские» станции московского метро. В Стокгольме пошли своим путем и украшают станции без помпы, но со вкусом, иногда совсем в сумасшедшем стиле.

grishasergei.livejournal.com

Станция зеленой линии Odenplan по совместительству еще и выставочный павильон. Посреди платформы стоит «аквариум», в котором постоянно меняется экспозиция. Сейчас аквариум оформлен Йоном Якобсоном (John Jakobsson), советую!

grishasergei.livejournal.com

«Представьте себе мир, в котором не действуют привычные правила и связи, где реальность совсем не реальная с общепринятой точки зрения...» — приблизительно в таком стиле описана эта композиция. У парня все ок с фантазией.

grishasergei.livejournal.com

Еще из особенностей стокгольмской подземки. У стокгольмских поездов метро нет зеркал заднего вида. На каждой станции машинист выходит из поезда и контролирует пассажиропоток и в микрофон говорит, что он собирается закрывать двери. Раньше экипаж поезда состоял из двух человек, но с появлением видеокамер на станциях вторых пилотов сократили и на изогнутых станциях машинисту помогают телевизоры.

В Стокгольме есть традиция давать вагонам метро имена. На фото вверху это плохо видно, имя написано сразу над дверью машиниста. Я вам отобрал королевский вагон, Карлом Густавом звать!

Синяя линия

Итак, синяя линия. Самая известная и самая молодая, сдавалась в эксплуатацию частями между 1975 и 1985 годами.

grishasergei.livejournal.com

Самая психоделическая станция — Kungsträdgården (Королевский сад).

grishasergei.livejournal.com

Находится в самом центре города, удобно для туристов.

grishasergei.livejournal.com

Тут полный трэш — римские скульптуры, стекающие ручьи, атомный потолок и т.д.

grishasergei.livejournal.com

Знаменитая станция Rådhuset.

grishasergei.livejournal.com

Дядя Володя, который, до того как переехать в Германию в середине 90ых, работал в киевском Метрострое, отреагировал на светофоры. Сказал мол странно, что в технически развитой Швеции до сих пор по ним ездят. Мне добавить нечего, надеюсь специалисты прокомментируют.

grishasergei.livejournal.com

Станция Tensta. Лейтмотив оформления станции — «Роза иммигрантам, солидарность и братство». Видимо, подземная красота была призвана сгладить наземную реальность. А реальность такова, что районы Tensta и Rinkeby самые неблагополучные в городе, проще говоря гетто.

grishasergei.livejournal.com

При этом станция Rinkeby тоже очень красивая.

grishasergei.livejournal.com

А вот русских почти нету. Живут в этом районе в основном беженцы из Сомали, Ирака и бывшей Югославии.

grishasergei.livejournal.com

Solna Centrum запоминается, прежде всего, ярко-красным цветом. Одна из самых популярных среди туристов, и это неудивительно. Красный цвет всегда бросается в глаза, беспроигрышный вариант оформления.

grishasergei.livejournal.com

grishasergei.livejournal.com

Sundbybergs centrum напоминает мне подземные города гномов из фэнтэзийных миров.

grishasergei.livejournal.com

Вместо того, чтобы закрывать скалы бетоном, как это делали в 60-х, в 70-х решили покрывать горную породу 7-8 сантиметровым слоем набрызг-бетона. Набрызг-бетон повторяет форму скалы и создает впечатление пещеры или грота. Такая конструкция станций обходится значительно дешевле, и сэкономленные деньги пошли на более смелое оформление станций. Более того, это сделало Стокгольмское метро уникальным, ведь на тот момент в мире не существовало аналогично оформленных станций.

Конечно, не обошлось и без мракобесия. Критики начали рассказывать, что такие станции опасны для психики, ведь они будут ассоциироваться со страшными подземельями, адом, чем-то непонятным и вообще не по-православному это. Первые «пещерные» станции оборудованы громоздкими металлическими подвесными потолками, призванными разрушить ощущение пещеры и подземелья. Со своей задачей они справляются, но, по-моему, как раз они и создают гнетущее ощущение, которое, конечно, полностью отсутствует на станциях пещерного типа без них. Надеюсь, в будущем эти конструкции с потолка уберут.

grishasergei.livejournal.com

Mörby centrum — одна из конечных красной линии. По подвесному потолку мы уже можем определить, что Mörby centrum входит в первую очередь пещерных станций.

Красная линия

Я бы определил красную линию как срез всего Стокгольмского метро. Это самая разнообразная линия, на которой можно найти станции всех типов, что есть в Стокгольме. Вся линия, 36 станций были построены за 14 лет, с 1964 по 1978 г. Неплохой темп, учитывая, что параллельно строилась новая синяя линия и продлевалась зеленая. Могли же, когда хотели! Сейчас, по-моему, только в Китае быстро строят метро. В Киеве 3 недавние станции лет 5 мучили...

Из 36 красных станций 17 подземные, 15 наземные и 4 надземные. Есть среди них и шедевры и самые обычные, типовые проекты.

grishasergei.livejournal.com

Станция Universitetet. В оформлении 2 основных мотива: экспедиция Карла Линнея в Лапландию и декларация ООН о правах человека, текстом которой выложены путевые стены.

grishasergei.livejournal.com

Вагон модели CH6 на фоне декларации о правах человека, которая гласит «Каждый человек имеет право ездить в метро и беспрепятственно его фотографировать». Нет такого пункта? А жаль...

СН6 один из, грубо говоря, двух типов поездов стокгольмской подземки. Сейчас встречаются только на красной линии и к 2017 году должны быть полностью заменены на новые составы. Производились с 1970 по 1974 год в Hägglund шведской фирмой ASEA, которая потом слилась со швейцарцами и получилась ABB. Если я не ошибаюсь, то ничем кроме энергетики они сейчас не занимается. Был такой период в истории, когда шведы производили все от подводных лодок до стиральных машин.

Эх, было бы шведюков хотя бы миллионов 30, был бы еще один промышленный монстр как Германия, а так не выдержали конкуренции. Но вернемся к нашим вагонам, которые в начале 90ых были модернизированы и ходят сейчас плавно и тихо, можно спокойно разговаривать по телефону даже когда поезд разгоняется. В составе 8 вагонов.

grishasergei.livejournal.com

Второй тип, новый соответственно, это поезда Bombardier моделей C20 и C20F, в составе 3 колбаски по 3 вагона, которые соединены гармошкой. Рекламы в вагонах немного.

grishasergei.livejournal.com

Станция Tekniska högskolan (Политехнический университет).

grishasergei.livejournal.com

Станция Stadion. Радуга означает не то, что вы подумали. В данном случае, по задумке автора, радуга должна напоминать нам о чистом небе над головой!

grishasergei.livejournal.com

Выйдем из-под земли. Не все стокгольмские станции шедевры и неповторимы. Axelsberg — одна из многих типичных наземных станций.

grishasergei.livejournal.com

Или Bredäng.

grishasergei.livejournal.com

Но иногда, отъехав совсем далеко от центра, можно получить и сюрприз. Станция Alby — одна из самых удаленных от центра, но прокатиться туда стоит!

grishasergei.livejournal.com

Опять мерзкий подвесной потолок в сеточку, значит, ранняя станция пещерного типа, и к Википедии не ходи!

grishasergei.livejournal.com

Zinkensdamm — подземная станция, полностью закованная в бетон.

grishasergei.livejournal.com

Или внезапно пингвин на Aspudden. Из описания: «Пингвин держит куб на животе и вместе они создают иррациональный ориентир, который придает станции особый характер». Сложно не согласиться с автором :)

grishasergei.livejournal.com

Mariatorget из той же серии. Что мне нравится, ну прям очень-очень нравится, так это отсутствие дешевых материалов в отделке. Никакого пластика или вагонки, только дерево, металл, стекло и бетон. Без мрамора, но со вкусом. Кстати, вы наверное уже заметили, как много лавочек. Лавочка — это не декоративный элемент, а чтобы посидеть и удобно дождаться поезда. Независимо от оформления станции почти все лавочки одинаковые и, что очень важно, деревянные!

grishasergei.livejournal.com

Синяя станция Duvbo. Зря думали, что пещерные станции будут пугать людей, сейчас все равно никто по сторонам не смотрит, все в айфон тупят.

grishasergei.livejournal.com

Västra skogen, тоже синяя линия.

grishasergei.livejournal.com

По тому как в Стокгольме устроены пересадки между разными видами транспорта, можно писать учебники. Все сделано настолько грамотно, что вообще не к чему придраться. Станция Ropsten, отсюда отходит много автобусов и электричка. Станция находится на эстакаде, в конце спуск на перроны электрички, внизу стоят автобусы.

grishasergei.livejournal.com

Переход между синей и зеленой линиями на Fridhemsplan, красота.

grishasergei.livejournal.com

Станция Alvik, здесь пересекаются метро и трамвай. Боковые пути - это метро, а посредине - трамвай. Трамвай специально заезжает на эстакаду станции метро в свой отдельный тупик, чтобы погрузить/выгрузить пассажиров и возвращается обратно на свои пути.

grishasergei.livejournal.com

Чтобы пересесть с трамвая на метро, нужно просто перейти на противоположную сторону платформы. О трамвае я буду часто вспоминать по ходу рассказа о зеленой линии метро, ведь их судьбы тесно переплетены.

Зеленая линия

Первая линия стокгольмского метро, с нее началось развитие метро и закончилась эпоха трамвая. В послевоенные годы Стокгольм совершил ту же ошибку, что и многие другие города. Отказался от уже развитой трамвайной сети в угоду личному автомобилю, как основному виду транспорта, и сделал ставку на метро в вопросе общественного транспорта. Вольво и СААБ были в восторге, только довольно быстро стало ясно, что с исчезновением трамвая пробки на дорогах не пропали, а лишь усилились. Сейчас эту ошибку принялись исправлять, и трамвай находится в эпохе возрождения, но это уже совсем другая история.

grishasergei.livejournal.com

Станция Ringvägen (кольцевая дорога) в 1933 году. Сейчас эта станция называется Skanstull.

grishasergei.livejournal.com

Наши дни. На потолке все еще можно увидеть крючки для контактной линии оставшейся от трамвая.

Большинство из 49 зеленых линий — наземные, и мало отличаются от друг друга. Поначалу оформлению станций особого внимания не уделяли, и сделали все под копирку.

grishasergei.livejournal.com

Типичная зеленая станция. Это Blåsut, но можно вставить любое другое название.

grishasergei.livejournal.com

Ночной вид.

grishasergei.livejournal.com

Farsta. Спальный район может выглядеть вот так.

grishasergei.livejournal.com

Или вот так, Stureby. Живешь со всеми преимуществами деревни, но в городе и возле метро — красота!

grishasergei.livejournal.com

Про искусство в метро еще не забыли? Хоть маленькое, но положено. Это тоже Stureby.

grishasergei.livejournal.com

А вот одна из моих любимых станций — Thorlidsplan.

grishasergei.livejournal.com

grishasergei.livejournal.com

Она была построена в 1952 году, ничем не выделялась, а в 1994 г. ее преобразили в 8-битном стиле.

grishasergei.livejournal.com

Это тоже станция метро, для зайчиков и белочек. Ängbyplan - это далеко не выселки, относительно близко к центру. Стокгольмский рынок жилья очень перегрет, ситуация близка к пузырю, но при этом есть и вот такие станции метро в чистом поле.

grishasergei.livejournal.com

Hässelby strand — конечная северного направления зеленой линии.

grishasergei.livejournal.com

Большинство зеленых станций наземные, под землей линия проходит лишь в центральной части города. Станция Hötorget. Кстати, на многих фотографиях можно заметить разбросанный мусор. Не спешите делать вывод, мол грязное метро в Стокгольме. Я фотографировал преимущественно по выходным и ночью, мусор этот остался от гуляющих накануне, а рабочий день уборщиков еще не начался.

grishasergei.livejournal.com

Убирают хорошо, обычно чисто. И урн много, а могли бы бояться терактов.

grishasergei.livejournal.com

На Hötorget висят очень красивые указатели.

grishasergei.livejournal.com

Skarpnäck — самая молодая станция, открыта в 1994 году. На этом экстенсивное развитие метро пока что остановилось.

В стокгольмском метро много интересного, каждую станцию можно рассматривать подолгу.

grishasergei.livejournal.com

Например, Hallonbergen оформлена детскими рисунками.

grishasergei.livejournal.com

А на Akalla можно полюбоваться монументальными мозаиками в стиле шведского развитого соцреализма.

Надеюсь, мой рассказ получился интересным!

От редакции

Если у вас возникли вопросы по организации путешествия, вы всегда можете поискать ответы в нашей рубрике «Советы отъезжающим», написать нам на адрес appl@gazeta.ru или посоветоваться с другими читателями в комментариях к любому из текстов.