Путешествия→Личный опыт
В Берлин за новым светом
Что можно увидеть на фестивале света в Берлине
Фотография: facebook.com/FestivalOfLights
| Валерий ТихоновК поездке в Берлин меня подтолкнули более чем прагматичные соображения: необходимо было до конца года совершить полет, чтобы уберечь от «сгорания» накопившиеся на счете мили. Но поскольку полет ради полета выглядел бы все-таки как-то глупо, пришлось основательно помучить различные поисковые системы на предмет того, где в окрестностях есть что-то интересное, куда можно было бы относительно недорого добраться самолетом.
От редакции. «Газета.Ru» приглашает принять участие в рубриках «Фотопутешествия» и «Мой уикэнд». Если вы не любите сидеть на выходных дома, путешествуете по России, миру или просто много гуляете и фотографируете и хотите поделиться с другими новыми идеями и своими снимками, пожалуйста, напишите нам письмо на адрес appl@gazeta.ru. Если у вас есть уже готовая история об одном из путешествий или список вопросов по его организации, вы можете прислать их через форму «Поделитесь личным опытом», указав свое имя и контактные данные (они могут понадобиться, чтобы уточнить вопросы, связанные с присланным текстом).
В итоге поисков было обнаружено весьма любопытное мероприятие, а именно берлинский фестиваль света, а еще точнее — проходящая в его рамках «Ночь открытых дверей», дающая уникальную возможность не только полюбоваться художественной иллюминацией, но и посетить какой-нибудь из тех объектов немецкой столицы, куда доступ посторонним обычно закрыт. Расписание самолетов как раз идеально подходило для визита в формате «сити-брейка», то есть поездки выходного дня, посвященной одному городу.
Приобретя авиабилеты и забронировав койку в хостеле, я приступил к планированию маршрута, позволяющего с наименьшими потерями времени обойти максимальное количество объектов, «раскрашенных» цветовыми композициями снаружи, и посетить какой-нибудь из них внутри. Как правило, в рамках «Ночи открытых дверей» формируются группы, запускаемые внутрь в сопровождении экскурсовода с определенными интервалами (в полчаса-час) где-то с шести вечера и до полуночи. Если количество экскурсантов достигает верхнего предела, запись в группу закрывается. Стоимость экскурсии для одного человека зависит от владельцев объекта, участвующего в фестивальной ночи: иногда это символические по немецким меркам суммы от 3 до 10 евро, а иногда вход и вовсе бесплатен. Исключение составляют разве что развлекательные центры, предлагающие в эту ночь специальные программы для посетителей за более осязаемую цену.
Визит на особо популярные объекты лучше планировать заранее: например, к тому моменту, как я окончательно принял решение о поездке, свободных мест на полуторачасовую экскурсию по недавно закрытому берлинскому аэропорту Темпельхоф ни в одной группе уже не осталось. Так как это мероприятие уже довольно «раскручено», то не только организаторы, но и потенциальные посетители готовятся к нему заблаговременно.
Вообще-то «Ночь открытых дверей» — это только часть большого двенадцатидневного праздника, ведущего свой отсчет с 2004 года. Это полностью частная инициатива, цель которой — превращение немецкой столицы на эти без малого две недели в один большой аттракцион. «Свет — это жизнь, свет — это энергия, свет способен говорить на всех языках мира и объединять людей», — утверждает на официальной страничке мероприятия основательница фестиваля Бригит Цандер. Однако именно ночь с субботы на воскресенье является своеобразной «вишенкой на торте», ибо что может быть приятнее, чем возможность заглянуть, образно выражаясь, за кулисы большого города?
Для подробного исследования изнутри я выбрал один из самых удаленных от центра города фестивальных объектов — Берлинский монетный двор, расположенный в районе Райникендорф. Здание встретило весьма эффектным фасадом: вход с угла выполнен в виде стеклянной призмы, которая в темноте была подсвечена футуристичным голубоватым светом. Посещение было бесплатным, более того, гостей угощали соками, минеральной водой и даже шампанским. Несмотря на позднее время начала экскурсии (в половине десятого вечера) было довольно много семей с детьми младшего школьного и даже дошкольного возраста, которые в ожидании запуска внутрь с удовольствием проводили время в созданной специально для самых маленьких посетителей интерактивной экспозиции расположенного тут же музея. Особой популярностью у ребятишек пользовалась игра, в которой по различным признакам надо было пытаться отличать настоящие монеты от фальшивых.
Наконец нашу группу пригласили внутрь, в «режимное» пространство. Началась экскурсия с рассказа об истории чеканки монет в Берлине (а она весьма богата: первое упоминание о монетном дворе города относится аж к 1280 году) и о денежном обращении на территории современной Германии вообще. Затем нас повели знакомиться с работой граверов. Почему из всех рабочих помещений именно граверная мастерская оказалась первой на маршруте, стало понятно очень быстро: хозяева не преминули предложить гостям приобрести памятные медали с собственным изображением, которые к окончанию визита в монетный двор как раз были бы изготовлены (не без помощи компьютера, разумеется). Кстати, в «фойе», где экскурсанты ожидали назначенного времени, была развернута продажа коллекционных монет, так что в сумме организаторы, думаю, внакладе не остались. Но при этом все было очень ненавязчиво, просто сама обстановка подталкивала к тому, чтобы оставить здесь некоторое количество евро.
Собственно, к евро, а точнее к евроцентам, после граверной мастерской мы и отправились. Для начала нам показали машину, изготавливавшую одноцентовые «медяки»: лента устройства презрительно выбрасывала монеты в специальный ящик, к которому сразу же после получения соответствующего разрешения ринулись особо нетерпеливые экскурсанты, желавшие подержать в руках свежеизготовленные монеты, пусть даже и минимального достоинства. В следующем цехе производили монеты в 20 и 50 центов. Здесь машины работали неторопливо, а к продукции относились с куда большим почтением: монеты складывались в деревянные коробочки, которые ко всеобщему удовольствию пустили по рукам. Когда же все наконец насладились возможностью первыми прикоснуться к только что вышедшей из-под пресса монете, экскурсия вступила в завершающую фазу, посвященную продукции предыдущих лет. Меня особенно заинтересовали медали, производившиеся в ГДР (а монетный двор в период между окончанием Второй мировой войны и объединением Германии находился в восточном Берлине, хотя нынешнее его местоположение — Райникендорф — относилось в те времена к французскому сектору) для различных стран, вставших, как тогда говорилось, на социалистический путь развития: коллекция оказалась сколь представительная, столь и экзотичная.
Дальнейший план был весьма прост: добраться на метро до Александерплатц, а оттуда пройти пешком вдоль зданий, предоставивших в эту ночь свои фасады для фантазий авторов световых композиций, до Бранденбургских ворот, благо почти все эти здания были, если можно так выразиться, нанизаны на ось Карл-Либкнехт-штрассе — Шлоссплатц — Унтер-ден-Линден. Конечно, «арт-объекты» фестиваля — из серии «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», однако их съемка в ночное время требовала все-таки более серьезных «профессиональных качеств» как от техники, так и от фотографа. С другой стороны, оставлять читателей совсем без визуальных впечатлений не хотелось, так что фото будут, но не мои, а со страницы фестиваля в Фейсбуке.
Итак, начинаем прогулку. Первым из объектов оказалась, разумеется, знаменитая берлинская телебашня — самое высокое здание Германии. Световые художества соответствовали объекту, тонкими змейками обвивая узкое бетонное тело сооружения и уходя наверх, в бесконечность.
Следующим на пути был кафедральный собор — здание с очень непростой судьбой. Его строительство пришлось начинать дважды (в первом случае для возведения церкви, призванной олицетворять величие Пруссии, попросту не хватило средств, и уже поставленную на берегу Шпрее апсиду храма пришлось разбирать, освобождая место для нового строительства), причем первоначальный срок работ по второму проекту растянулся чуть ли не вдвое — с шести лет до почти одиннадцати, а в мае 1944 года в результате пожара, вызванного попаданием зажигательной бомбы, провалившийся фонарь купола пробил свод усыпальницы Гогенцоллернов. Реконструкция собора началась только в 1975 году и продлилась до июня 1993 года, еще девять лет ушло на восстановление витражей и мозаик. Разумеется, и световые композиции такому зданию были положены сложные и торжественные, под стать его богатому (хотя и не видимому зрителям ночного шоу с улицы) внутреннему убранству: от сложнейших орнаментов, напоминавших временами морозные узоры на окнах, до многофигурных жанровых сцен.
А вот находящийся напротив так называемый Гумбольдт-бокс был без изысков подсвечен белым: коробка — она коробка и есть. Хотя это футуристическое
сооружение в сердце старого Берлина, задуманное как информационно-выставочный центр, задача которого — продвигать идею восстановления берлинского Городского дворца, мало кого оставляет равнодушным: одни им восхищаются как образцом архитектуры будущего, а другие обзывают «уродливой глыбой с очарованием мусорного контейнера». А учитывая, что строительство дворца постоянно наталкивается на финансовые затруднения, Гумбольдт-бокс может простоять еще долго: в конце концов, Эйфелева башня в Париже тоже задумывалась как временное сооружение.
Больше повезло с восстановлением другому зданию — располагающейся по престижному адресу «Унтер-ден-Линден, 1» Старой комендатуре. После Второй мировой войны она была разрушена настолько, что власти ГДР приняли решение снести ее и построить на этом месте стеклобетонную коробку министерства иностранных дел. Через пять лет после объединения Германии здание бывшего МИД ГДР было в свою очередь разрушено, чтобы освободить место для воссоздания комендатуры. Правда, в связи с тем, что никаких чертежей не сохранилось, строить пришлось практически заново, по фотографиям и воспоминаниям, так что критики называют этот, по сути, новодел «экспонатом из Диснейленда». Видимо, поэтому игра света на стенах здания была лишена особых красивостей: оно просто окрашивалось в ровные пастельные цвета.
Зато для следующего объекта (право которого считаться символом Берлина, кажется, ни у кого не вызывает сомнений) — Бранденбургских ворот — художники по свету в эту ночь «не жалели красок». Видно было, что авторы световых композиций постарались по максимуму использовать форму достопримечательности, обыгрывая в своих фантазиях сочетание узкой поверхности колонн с плоскостью фасада. Ворота то превращались в покрытое облаками небо, то окрашивались во все цвета радуги, то становились домом с открытыми городу и миру окнами…
Немецкие общественные деятели и звезды шоу-бизнеса, участвовавшие в рекламной кампании фестиваля, часто повторяли фразу, которую можно считать его неофициальным слоганом: «Вы сможете увидеть Берлин в абсолютно новом свете». В этой фразе есть не только игра слов, но и много правды: когда еще можно ночью прогуляться по действующему монетному двору или закрытому аэропорту? И даже в таком, казалось бы, исхоженном туристами и многократно описанном в многочисленных отчетах городе можно, оказывается, найти что-то крайне необычное. Хотя бы в дорогу и звал чистый прагматизм.
От редакции
«Газета.Ru» приглашает принять участие в рубриках «Фотопутешествия» и «Мой уикэнд». Если вы не любите сидеть на выходных дома, путешествуете по России, миру или просто много гуляете и фотографируете и хотите поделиться с другими новыми идеями и своими снимками, пожалуйста, напишите нам письмо на адрес appl@gazeta.ru. Если у вас есть уже готовая история об одном из путешествий или список вопросов по его организации, вы можете прислать их через форму «Поделитесь личным опытом», указав свое имя и контактные данные (они могут понадобиться, чтобы уточнить вопросы, связанные с присланным текстом).

