Екатерина Шульман
о новой роли
российского парламента

Советы всем, кто едет в Узбекистан

Путеводитель по Узбекистану

Артем Русакович 16.11.2011, 22:31
wikipedia.org

Весной 2011 года я побывал в Узбекистане. За месяц я пересек его с запада на восток, посетил Муйнак, Хиву, Бухару, Самарканд, Шахрисабз, Термез, Ташкент, Фергану, Маргилан, Коканд и Андижан. Предлагаю вашему вниманию свой мини-путеводитель по этой стране.

География


Узбекистан находится в центре Средней Азии. Он граничит на северо-востоке с Киргизией, на севере и северо-западе — с Казахстаном, на юго-западе — с Туркменией, на юго-востоке — с Таджикистаном, на юге — с Афганистаном. На востоке Узбекистан ограничен предгорьями Тянь-Шаня и Гиссаро-Алая на юге — рекой Амударьей.

Интересно, что Узбекистан — одна из двух стран мира (вторая — Лихтенштейн), которые не только не имеют выхода к Мировому океану, но и не граничат ни с одной страной, имеющей такой выход. Чтобы попасть из Узбекистана к берегу океана, нужно пересечь минимум две границы.

Большая часть страны — равнины.

Только у границы с Таджикистаном расположены хребты Гиссаро-Алая: Зеравшанский хребет между Самаркандом и Шахрисабзом и Гиссарский хребет к югу и востоку от Шахрисабза. А к северо-востоку и востоку от Ташкента, на границе с Киргизией и Казахстаном, находятся Пскемский и Чаткальский хребты (относятся к системе Тянь-Шаня), более известные как Чимганские горы. На самом востоке страны, отделенная от Ташкента Кураминским хребтом, раскинулась большая и плодородная Ферганская долина — крупнейшая межгорная впадина Средней Азии, почти со всех сторон окруженная горами.

Климат


Климат в Узбекистане резко континентальный. Лето здесь жаркое, сухое и солнечное, зима прохладная, но не слишком длинная. В январе обычно от +4 до −8 градусов по Цельсию, в июле — от +22 до +42. Лучше всего приезжать сюда поздней весной (с апреля по май) или ранней осенью (с сентября по октябрь), когда стоит температура от +20 до +25. Самая холодная и ветреная часть страны — Каракалпакстан, самая теплая — Термез и окрестности. Разница в температуре между ними может достигать 10-20 градусов.

Сорокадневный период с конца июня до начала августа в Узбекистане называют «чилля». В это время днем температура может быть выше +50, а ночью не падает ниже +30. В это время страну лучше не посещать.

Население


Население Узбекистана — 29 млн человек. Из них 51,4% живут в городах, а 48,6% в сельской местности.

В советские годы в Узбекистан приезжали люди из других союзных республик (в основном, русские). В 1990-е годы многие из них уехали из страны. Сегодня узбеки составляют 84% населения, русские и другие славяне — 4,5%, таджики — 4,5%, казахи — 2,5%. Много русских живет в Ташкенте и Фергане, много таджиков — в Самарканде и Бухаре. На западе Узбекистана живут каракалпаки — тюркоязычный народ, близкий к казахам. У них есть своя национальная автономия — Республика Каракалпакстан. Общая численность каракалпаков в стране невелика — всего 2%.

Языки


Государственный язык страны — узбекский. Он относится к тюркским языкам и ближе всего к уйгурскому языку, распространенному в Синьцзян-Уйгурском автономном регионе Китая. Первоначально узбекский язык использовал арабский алфавит, в советские годы его перевели вначале на латиницу, а потом на кириллицу. С обретением независимости в начале 1990-х годов власти начали переводить язык обратно на латиницу, однако этот процесс затянулся. Сегодня в стране параллельно действуют два алфавита — кириллический и латинский. Официальных надписей (таблички с названиями улиц, дорожные указатели, карты городов) больше на латинице, а народных (надписи на маршрутках, ценники на рынках, вывески магазинов и ресторанов) на кириллице.

Немало вывесок и надписей есть и на русском языке.

Примерно 2/3 жителей Узбекистана свободно говорят на русском, а остальные знают отдельные слова и фразы. Лучше всего русский язык знают в Ташкенте, хуже всего в сельской местности и небольших городах.

Поскольку в стране живет много таджиков, их язык тоже весьма популярен. Например, в Бухаре и Самарканде таджикский почти вытеснил русский в качестве языка межнационального общения: его знают многие узбеки и русские.

Религии


В Узбекистане традиционно исповедуют ислам суннитского толка. После обретения независимости число приверженцев ислама выросло, однако до сих пор религия не оказывает серьезного влияния на жизнь общества. Самые светские города страны — Ташкент и Фергана, самые религиозные — небольшие города и села Ферганской долины и Центрального Узбекистана. Русские в Узбекистане не слишком религиозны, хотя многие придерживаются православия. В некоторых городах сохранились церкви дореволюционной постройки.

Въезд


Гражданам России виза для посещения Узбекистана виза не нужна, однако необходим заграничный паспорт. Также без визы в страну могут въехать граждане Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана и Украины.

В Узбекистан можно без ограничений ввозить иностранную валюту. Узбекские сумы перемещать через границу (ввозить и вывозить) можно лишь в пределах 50 минимальных размеров зарплаты (50 тыс. сумов x 50 = 2,5 млн сумов). Вывозить валюту можно в пределах суммы, ввезенной в страну.

Кроме того, вы можете ввозить в страну не больше 1 тысячи сигарет и 1,5 литров алкогольных напитков.

Внимание! Любую имеющуюся у вас валюту, будь то рубли, доллары, узбекские сумы и любые другие деньги, при въезде нужно декларировать.

Возьмите у таможенников два бланка декларации и заполните их, указав валюту и наиболее ценные вещи (ноутбук, фото- или видеокамеру и т. д. – желательно с указанием конкретной модели, а также примерной стоимости). Один экземпляр останется у таможенника при въезде, второй (на который он поставит печать) вы сохраните до конца путешествия. При выезде нужно будет заполнить еще один бланк декларации и отдать таможеннику два экземпляра для сравнения.

Будьте внимательны и вносите в декларацию всю сумму вплоть до копеек, центов и т. д. Таможенники часто придираются к путешественникам, забывшим указать какую-либо имеющуюся у них валюту. Проблема в том, что в бланке всего три строчки для указания валюты. Если у вас их больше, допишите внизу номера 4, 5, 6 и т. д. и укажите соответствующие виды валюты. При отсутствии места в этом разделе можно использовать раздел «Другие ценности и изделия».

Как правило, таможенники на въезде и на выезде просвечивают вещи рентгеном, просят показать содержимое рюкзака и пересчитывают имеющуюся валюту. Все это может занять несколько часов, так что не надейтесь пройти узбекскую границу быстро.

Раньше узбекские таможенники отличались крайне вольным отношением к закону: они могли вымогать деньги, пытаться «изымать» ценные вещи и иным образом нарушать законодательство. По счастью, в последние годы их вредная активность уменьшилась, однако на границе все же нужно быть начеку. Внимательно и серьезно отнеситесь к прохождению узбекской таможни.

Регистрация


Иностранец должен зарегистрироваться в Узбекистане, если находится в стране более трех рабочих дней (праздники и выходные дни не считаются). Порядок регистрации регулирует постановление кабинета министров Республики Узбекистан, где есть приложение «Правила пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Узбекистан». Оно довольно расплывчатое и неконкретное, но в Узбекистане сложилась определенная традиция выдач этой самой регистрации.

Итак, сделать регистрацию можно несколькими путями.

Самый сложный способ — пойти с гражданином Узбекистана в миграционную службу. Необходимо будет принести копии вашего паспорта и паспорта хозяина жилья, ряд документов (список лучше уточнить заранее), заполнить несколько бланков и оплатить пошлину (около $5 для граждан СНГ). Не забудьте сделать копию загранпаспорта для себя, поскольку миграционная служба заберет оригинал и никаких справок не выдаст. Через несколько дней вы получите вожделенную регистрацию, которая представляет собой штамп в паспорте.

Второй способ — ночевать в гостиницах, которые сами оформляют регистрацию. Этот способ выбирает большинство путешественников. Принимать и регистрировать иностранцев могут не все гостиницы, а только те, что имеют специальную лицензию, но, к счастью, почти во всех крупных городах есть «лицензированные» гостиницы, в том числе недорогие, где вас могут разместить и зарегистрировать. Работники гостиницы должны выдать вам квитанцию об оплате, которая и будет вашей регистрацией. В большинстве гостиниц регистрацию делают бесплатно.

Если у вас будет незарегистрированный перерыв в путешествии (например, ваша последняя регистрация истекла 15-го числа, а новую вы получили только 17-го), вроде бы в этом нет ничего страшного. Хотя закон однозначного толкования на этот счет не дает, милиционеры обычно к этому не придираются. Однако заготовьте на всякий случай убедительно объяснение. Мол, «ехал всю ночь на машине», «ночевал на берегу озера в палатке», «ждал до утра на вокзале поезда» и т. д.

Третий способ — построить свою поездку так, чтобы выезжать за пределы страны каждые три рабочих дня. Можно и вовсе проскочить Узбекистан за этот срок, но для полноценного осмотра этой страны, конечно, трех рабочих дней будет мало.

Закон четко не говорит, с какого дня начинается отсчет суток, необходимых для получения регистрации, но по сложившейся практике пограничники и милиционеры день въезда не считают. То есть если вы въехали в понедельник, можно выехать в четверг, а если вы въехали в четверг, можно выехать во вторник (выходные не считаются).

Сторонники ультрабюджетных поездок, которые не хотят тратить деньги на гостиницы, могут каждые три рабочих дня пересекать границу и тут же заходить обратно. Это можно сделать в Андижане (рядом — киргизская граница), Коканде (граница с Таджикистаном), Денау (граница с Таджикистаном), а удобнее всего — в Ташкенте (граница с Казахстаном находится на северной окраине города).

Ну и добавлю, что отсутствие регистрации — это «несоблюдение установленного порядка временной или постоянной прописки». Оно наказывается штрафом от 50 до 100 минимальных размеров заработной платы, либо выдворением за пределы страны (кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности, ст. 225). Минимальный размер заработной платы в Узбекистане с 1 декабря 2010 г. составляет почти 50 тыс. сумов, соответственно, за отсутствие регистрации с вас официально могут содрать 2,5-5 млн сумов (около 1000-2000 долларов). Будьте осторожны, известны случаи, когда люди действительно были вынуждены платить такие гигантские суммы!

Как добраться


Самолетом. Из Москвы проще всего улететь в Ташкент. На этом направлении работает сразу несколько авиакомпаний, так что найти билет на нужную дату будет несложно. В Ташкент из Москвы летают «Аэрофлот», «Трансаэро» и «Узбекские авиалинии» (Uzbekistan Airways). Билеты из Москвы в Ташкент и обратно стоят примерно 20 тыс. рублей.

«Узбекские авиалинии» не продают билеты напрямую через интернет. Контакты представительств в Москве и других городах смотрите на их официальном сайте www.uzairways.com.

Поездом. В Ташкент ходят поезда из Москвы, Челябинска, Уфы, Новосибирска, Харькова, Саратова и Санкт-Петербурга. Последние два поезда следуют через западный Узбекистан и проходят через Нукус и Самарканд.

Кроме того, по территории Узбекистана проходят таджикские поезда Москва — Душанбе, Москва — Куляб и Саратов — Худжанд. Правда, в Узбекистане они делают «технические остановки», поэтому купить билет до узбекских станций нельзя, однако можно приобрести билеты до Таджикистана и просто сойти в Узбекистане. В этом случае вы, конечно, сильно переплатите, но при отсутствии других возможностей такой вариант подойдет. Из Москвы в Ташкент поезд идёт почти трое суток. Билет в плацкартный вагон стоит почти 7 тысяч рублей, что ненамного дешевле, чем билет на самолет.

Все поезда идут через территорию Казахстана, так что приготовьтесь к долгим ожиданиям на границе, визитам пограничников и таможенников и прочим неприятностям.

На автобусе или автомобиле. Россия не граничит с Узбекистаном, но туда по территории Казахстана идут две главные дороги: первая — Атырау (куда можно попасть из Саратова или Самары через Уральск, либо напрямую из Астрахани) — Бейнеу – Кунград; вторая — Актюбинск (куда можно попасть из Оренбурга или Орска) — Кызылорда — Туркестан — Чимкент — Ташкент. Первая выводит в западную часть страны, вторая в столицу Узбекистана. Из Западной Сибири можно ехать через основную казахскую трассу Астана (или Павлодар) — Караганда — Алма-Ата. Только, не доезжая до Алма-Аты, в районе поселка Бурубайтал (южная оконечность озера Балхаш) надо будет свернуть налево на Тараз и Чимкент.

Официально прямых автобусных рейсов из России в Узбекистан нет, но есть нерегулярно курсирующие частные автобусы для гастарбайтеров и челноков, которые можно поискать на рынке своего города.

По стране


Самолетом. Ташкент соединен авиасообщением со всеми областными центрами страны. Рейсы выполняет государственная компания-монополист «Узбекские авиалинии» (Uzbekistan Airways, O'zbekiston havo yo'llari). Официальный сайт авиакомпании — www.uzairways.com. Правда, для путешественника он не особо полезен: там нельзя ни купить билет, ни даже узнать тарифы, можно лишь посмотреть актуальное расписание.

Из Ташкента самолеты летают в следующие города: Андижан, Бухара, Фергана, Карши, Наманган, Навои, Нукус, Самарканд, Термез, Ургенч. Вот примерные расценки на полеты из Ташкента (цены в один конец): Андижан — 70 тыс. сумов (30 долларов), Бухара – 77 тыс. сумов (32 доллара), Термез — 87 тыс. сумов (36 долларов), Ургенч — 120 тыс. сумов (50 долларов), Нукус — 110 тыс. сумов (46 долларов). Билет туда-обратно стоит в два раза дороже билета в один конец.

Билеты на внутренние рейсы можно купить как в любом офисе авиакомпании в стране, так и в представительстве авиакомпании за рубежом. В Ташкенте билеты продаются в главном агентстве воздушных сообщений недалеко от ж/д вокзала (ул. Amir Temur ko'chasi, 51, тел. 140 48 10, 8.00-13.00, 14.00-19.00). Контакты представительств «Узбекских авиалиний» в других городах смотрите на сайте компании.

Поездом. В Узбекистане хорошо развито железнодорожное сообщение: почти все крупные города страны соединены железными дорогами. После распада Советского Союза некоторые ветки оказались за границей. Например, участки на линиях Кунград — Навои и Карши — Термез остались на территории Туркмении, а дорога из центральной части страны в Ферганскую долину на территории Таджикистана. Однако власти построили новые железные дороги, так что из центрального Узбекистана в Кунград и Термез можно проехать, не заезжая в Туркмению. Только железной дороги в Ферганскую долину пока нет, и из-за сложного рельефа вряд ли она будет построена в обозримом будущем. Поезда Ташкент – Андижан и Бухара – Андижан, ходившие через Таджикистан, были отменены в 2010 году, так что в Ферганскую долину на поезде попасть невозможно.

Официальный сайт «Узбекских железных дорог» — www.uzrailway.uz.

Для путешественника он почти бесполезен, поскольку купить билеты там нельзя. Впрочем, можно посмотреть расписание всех узбекских поездов по адресу www.uzrailway.uz/rus_p_6.html. Кроме того, туристу может пригодиться сайт www.uzrailpass.uz, где выложены актуальные цены на проезд в узбекских поездах.

Цены на поезда в Узбекистане привязаны к курсу швейцарского франка и меняются (как правило, растут) каждую неделю. Стоимость проезда в плацкартном вагоне составляет примерно 4000-6000 сумов (1,7-2,5 доллара) за 100 км пути.

В кассах на вокзалах или офисах по продаже ж/д билетов (продают с небольшой наценкой) билет можно купить прямо в день отправления, но если вы собираетесь ехать в выходные, лучше позаботьтесь об этом заранее. «Узбекские железные дороги» входят в систему «Экспресс» и теоретически билеты на них можно купить и в России: в железнодорожных кассах и по интернету (на сайте ticket.rzd.ru). Правда, билеты на узбекские поезда продают в России с наценкой в 30-50%.

Как и в России, билеты на поезда в Узбекистане именные. Их можно купить только по паспорту, а проводник проверяет документы пассажиров при посадке.

Внутренние интерьеры узбекских вагонов мало чем отличаются от российских. Как и в России, есть купейные, плацкартные и общие вагоны. Существуют экспресс-поезда «Регистан» (Ташкент — Самарканд), «Шарк» (Ташкент — Бухара) и «Насаф» (Ташкент — Карши), которые едут со средней скоростью больше 100 км/ч. В них обычно сидячие места и две категории вагонов: первого и второго класса. Классы отличаются только наличием телевизора и некоторыми другими бесполезными удобствами. Стоимость проезда во втором классе примерно такая же, как в плацкартном вагоне поезда дальнего следования.

На автобусе и такси. Узбекские автобусы — самые дешевые во всем бывшем Союзе. Это свойство с лихвой компенсирует царящие в автобусном сообщении бардак и неразбериху.

На дальние расстояния (больше 200 км) курсируют большие и достаточно комфортабельные автобусы (чаще всего «Мерседесы»). Благодаря равнинному рельефу ходят они довольно быстро: например, из Ташкента в Самарканд (310 км) можно доехать за 4 часа, а из Ташкента в Бухару (620 км) за 8 часов. На некоторых участках (например, между Бухарой и Нукусом) скорость заметно снижается. Поскольку в Узбекистане автобусам запрещено ехать ночью, отправляются они, как правило, утром, чтобы к вечеру быть на месте. Если же расстояние не слишком дальнее (например, от Ташкента до Самарканда), как правило, есть несколько рейсов в течение дня.

Здания автовокзалов в Узбекистане пусты и заброшены, и только на площадке перед ними стоят автобусы в ожидании пассажиров.

Существует что-то вроде официального расписания, однако оно часто не соблюдается. Иногда есть дополнительный транспорт, который не указан ни в каком расписании: просто владелец автобуса приезжает на автовокзал, вешает на автобус табличку с названием города и зазывает клиентов. Только рейсы Ташкент — Самарканд уходят строго по расписанию и билеты на них можно даже купить в кассе. Во всех прочих случаях оплата происходит прямо в автобусе.

На ближних и пригородных маршрутах (в понятие ближние и пригородные перевозки входят все расстояния меньше 200 км — например, по Ферганской долине ходят только маршрутки, а больших автобусов нет) курсируют небольшие автобусы Isuzu и микроавтобусы Damas. Отправляются они по мере наполнения с утра до середины дня (после 15-16 часов их уже будет сложно найти). Damas — символ узбекского автопрома, дешевого, но очень некомфортного. Это микроавтобус длиной меньше трех с половиной метров и шириной меньше полутора метров. В нем помещаются водитель и семь пассажиров. Даже худой человек без багажа будет чувствовать себя здесь тесно. Двери открываются с обеих сторон.

Цены на перевозки в больших автобусах — 3000-3500 сумов (1,25 — 1,5 доллара) за 100 км пути. На маршрутках стоимость проезда варьируется от 2000 до 4000 сумов (0,8 – 1,7 доллара) за 100 км пути.

Еще один популярный способ передвижения по Узбекистану — междугородние групповые такси.

Если вы хотите быстро куда-то доехать, лучше пользоваться этим транспортом. А на некоторых направлениях (например, там, где дорога идет через горный перевал) им нет никакой альтернативы: скажем, из Самарканда в Шахрисабз или из Ташкента в Ферганскую долину можно попасть только с помощью такого такси.

Отправляются групповые такси от места, которое в народе называют «пятак». Например, во всех городах Ферганской долины есть ташкентский пятак — место, откуда отправляются такси в столицу. Стоимость проезда в групповом такси составляет 5-10 тыс. сумов (2-4 доллара) за 100 км пути. Это дороже, чем на узбекском автобусе, но по российским меркам все равно недорого (дешевле, например, чем ехать на междугороднем автобусе в России). Если в одном и том же направлении ходят маршрутки и такси, стоимость их обычно отличается в два раза.

Нужно иметь в виду, что такси не ездят на большие расстояния.

Скажем, от Ташкента до Бухары нужно будет ехать на трех такси: Ташкент — Самарканд, Самарканд — Навои и Навои — Бухара. Выезжать лучше утром: тогда и выбор такси больше и пассажиры быстро набираются. После обеда придется долго ждать других пассажиров, а таксист, пользуясь ситуацией, может запросить большую сумму.

Городской транспорт. В большинстве городов цивилизованное автобусное сообщение отсутствует. Большие городские автобусы есть только в Ташкенте. Основной же вид городского транспорта в Узбекистане — маршрутки Isuzu и Damas. Стоимость проезда — 300-600 сумов. Оплата водителю, либо кондуктору.

Ташкент — единственный город Средней Азии, в котором есть метрополитен. Действует он с 1977 года и состоит из трех линий.

Электротранспорт во всей стране существует только в двух местах: в Ташкенте есть несколько маршрутов трамвая, а между Ургенчем и Хивой есть троллейбусная линия, созданная в 1997 году.

Городское такси в Узбекистане довольно дешево, но часто работает как общественный транспорт: цена назначается для каждого человека, а по пути таксист может взять других пассажиров. Если вы находитесь в областном центре средних размеров, то днем на такси из центра города до окраины можно доехать за 1000-2000 сумов. Вечером и ночью цена вырастает в несколько раз. Естественно, самые жадные таксисты на вокзалах и в аэропортах, но стоит отойти на сотню метров до ближайшей улицы — и вы поймаете нормальную попутку.

Ночлег


В Узбекистане гостиница, принимающая иностранцев, должна иметь специальную лицензию. Многие дешевые гостиницы не оформили эту бумагу, поэтому отказываются селить иностранцев, а если и селят, то не делают регистрацию. Но, к счастью, даже среди лицензированных гостиниц есть варианты недорогого ночлега.

Гостиницы, оставшиеся с советских времен, соседствуют с новыми отелями. Цены в них, разумеется, сильно различаются: совсем демократичный вариант вроде койки в трехместном номере обойдется в 5 долларов, а роскошные люксы стоят от 100 долларов в сутки. Оплату в гостиницах принимают иногда в сумах, иногда в долларах, иногда по вашему выбору. При этом в некоторых гостиницах действует официальный курс доллара, так что выгоднее платить в сумах.

Кроме того, в Бухаре, Хиве и Самарканде получили распространение отели B&B (bed & breakfast). Большинство из них — частные дома с большим двором. Постояльцы живут в комнате (либо отдельной, либо одной на несколько человек). Можно выбрать вариант с завтраком, но только учтите: иногда он стоит до 5 долларов, а эту сумму при разумном использовании можно растянуть на весь день. Гостиницы B&B хороши тем, что в них создана уютная, почти домашняя атмосфера: постояльцы (чаще всего, иностранные туристы) могут собираться вечером во дворе за столом, общаться и искать попутчиков. Цена ночлега в таких гостиницах — от 5 до 30 долларов в зависимости от условий. Оплата в долларах по рыночному курсу, либо сумах.

На Чарвакском водохранилище и горнолыжных курортах Чимган и Бельдерсай туристы предпочитают ночлег в частном секторе. Только регистрацию в этом случае вам не сделают, поэтому придется изворачиваться каким-то другим способом. В Узбекистане встречаются придорожные чайханы с возможностью ночлега, но они не так распространены, как в соседних странах. Если вы едете по трассе, лучше еще до наступления темноты начинать расспрашивать о вариантах ночлега во всех чайханах, встречающихся по пути. На вокзалах также бывают комнаты отдыха, однако большинство из них не имеет лицензии на прием иностранцев. Например, иностранцам нельзя селиться на вокзале Ташкента.

Еда


В Узбекистане достаточное количество заведений общественного питания. Большинство из них — это уличные кафе и чайханы с шашлыками, пловом и несколькими видами супов. Особенно много таких заведений в районе базаров и автовокзалов. На центральных улицах крупных городов встречаются рестораны: в них чуть подороже, но ассортимент блюд примерно тот же. Фаст-фудов и «советских» столовых в стране почти нет — только несколько в Ташкенте.

Как правило, в заведениях общественного питания нет ни бумажного меню, ни ценника на блюдах, а об ассортименте и стоимости нужно спрашивать официанта. За обслуживание обычно берут 10 процентов от суммы заказа.

Деньги


Национальная валюта Узбекистана — сум. Сум состоит из 100 тийинов, но они уже вышли из оборота. Сумы можно ввозить в страну и вывозить, но нужно, как я уже сказал, обязательно декларировать.

Хотя официально в стране действуют монеты и банкноты от 1 тийина до 1000 сумов, фактически хождение имеют только четыре купюры: 100, 200, 500 и 1000 сумов. Самая крупная узбекская купюра (1000 сумов) примерно равна 40 центам. Таким образом, понятно, насколько неудобно пользоваться здешними деньгами: люди в буквальном смысле ходят с денежными мешками, потому что иначе крупную покупку совершить сложно.

В стране действуют два курса национальной валюты: официальный и рыночный (также его называют «базарным»). Официальный курс весной 2011 года составлял примерно 1700 сумов за 1 доллар, рыночный — 2400 сумов за 1 доллар. И если официальный курс остается неизменным уже несколько лет, то рыночный постоянно меняется (растет примерно на 10% каждые полгода). Официальный курс действует в немногочисленных банках и обменниках в городах Узбекистана. Их очень мало, открыты они только днем, а в разгар рабочего дня закрываются на обед. В банках меняют доллары и евро, но не рубли и не валюты других стран Средней Азии. Единственное достоинство банков — они выдают справку об обмене валюты. Разумеется, по официальному курсу деньги можно поменять только в одну сторону, то есть иностранную валюту на сумы, но не наоборот.

Что же касается рыночного курса, то по нему деньги можно поменять только с рук.

В Узбекистане такая процедура считается правонарушением, но этот тот случай, когда что запрещено, то общепринято. Все местные жители и большинство иностранцев меняют деньги только у менял. У входа на любой крупный базар стоят люди с мешками денег и кричат «Доллары!» или «Российские!» (в смысле рубли). Поблизости может стоять один или несколько милиционеров, но они обычно прикормлены валютчиками и не пристают к ним. Однако если вы не хотите нарушать закон на глазах у милиционера, предложите валютчику отойти в сторонку и поменять деньги вдали от посторонних глаз. Сходу у вас не получится пересчитать все деньги, но обманывают редко: если вам дали пачку денег, перетянутую резинкой, в 95% случаев там действительно столько купюр, сколько и должно быть.

Удобное место для обмена денег — частная гостиница.

Она хороша тем, что вы точно скрыты от посторонних глаз и сразу можете узнать настоящий курс. Просто при заселении спросите, можно ли заплатить в сумах и по какому курсу: хозяин назовет вам более или менее реальный курс. А чуть позже можно будет подойти и попросить поменять валюту по этому курсу.

Также валюта скапливается у таксистов, которые тоже часто готовы обменять ее. Наконец, если ни один из предыдущих вариантов не удался, спрашивайте про обмен валюты на рынках, в ресторанах, сувенирных магазинах и т. д. Валютчики не любят менять меньше 50 долларов (в противном случае предлагают заниженный курс), так что лучше сразу поменять больше данной суммы.

Банкоматов в стране очень мало (большая их часть сосредоточена в ташкентских гостиницах), и работают они через раз. Кроме того, даже если вы найдете работающий банкомат, он выдаст вам валюту по официальному курсу. По такому же курсу вы расплатитесь, если найдете место, где принимают карточки. В общем, лучше не рассчитывать на банковские карты, а въезжать в страну с наличными.

При выезде из страны таможенник может спросить, куда вы дели доллары и рубли, ввезенные в страну.

Говорите, что меняли деньги в банке, а на вопрос «Где справки?» отвечайте, что не сохранили их. Ни один закон не обязывает хранить эти справки, так что правда на вашей стороне. Впрочем, таможенники крайне редко задают подобные вопросы.

Связь


В стране действуют три основных оператора сотовой связи: проникшие на узбекский рынок МТС и «Билайн», а также местная компания Ucell. Все три покрывают большую часть страны. В Узбекистане, как и в России, есть «внутренний» роуминг, то есть если вы купили сим-карту в одном регионе, а потом поехали в другой, стоимость звонков будет несколько выше. Однако разница в стоимости не так высока (обычно меньше, чем в полтора раза), а сами звонки стоят не слишком уж дорого.

Ситуация с покупкой сим-карты во время моего пребывания в стране была загадочной: в каких-то салонах связи спокойно продавали симку на российский загранпаспорт, в каких-то категорически отказывались это делать, в каких-то соглашались продать симку, но оформляли покупку на узбекский паспорт одного из работников салона. Так что если не удалось купить симку в одном заведении, либо обойдите еще несколько (в каком-то из них вам наверняка повезет), либо попросите о помощи других покупателей (кто-то из них может согласиться купить сим-карту на свое имя).

Пополнить счет можно в офисах соответствующего оператора, а также в многочисленных ларьках с вывеской Paynet (с комиссией 2-3%). Кроме того, у «Билайна» и МТС можно купить карты оплаты.

Международный код страны +998. Исходящий международный и междугородный код — 8. В пределах города можно звонить, просто набрав номер на своем мобильном телефоне. Если не получается, наберите «+998», затем код города и номер. Таким же способом нужно звонить по межгороду. При звонке со стационарного номера нужно перед кодом города набрать «3». Например, при звонке в Ташкент нужно набрать 8 – 3 – 61 (код Ташкента) — телефон абонента.

Интернет


Интернет-кафе в крупных городах встречаются часто, в городах средних размеров (в том числе областных центрах) — редко, а в мелких райцентрах их и вовсе может не быть. Качество соединения может быть разным в пределах одного и того же города, но зато цена почти всегда низкая — от 800 до 1500 сумов (30-60 центов) в час. Платы за трафик практически нигде нет. В Ташкенте есть несколько ресторанов и гостиниц, где заявлен бесплатный wi-fi. В других городах беспроводного интернета почти нет. В Узбекистане действует интернет-цензура, поэтому на территории страны не открываются многие оппозиционные сайты.

Что смотреть в Узбекистане


Большинство туристов приезжает в Узбекистан, чтобы увидеть архитектурные памятники: медресе, мечети, мавзолеи, караван-сараи, крепости и другие следы самобытной среднеазиатской цивилизации. Почти все интересные сооружений созданы в XIV-XIX веках: от эпохи Тимура до российского вторжения. Больше всего их сохранилось в трех жемчужинах Средней Азии: Самарканде, Бухаре и Хиве. И если в первом архитектурные шедевры удалены друг от друга на значительное расстояние и разделены советской и современной застройкой, то в двух других сохранились настоящие архитектурные ансамбли, воссоздающие атмосферу старинного восточного города. Также выдающиеся исламские памятники есть в Коканде, Шахрисабзе, Андижане и нескольких других городах.

Кроме того, в Узбекистане можно увидеть архитектурные сооружения времен Российской империи (в Ташкенте, Самарканде, Фергане, Коканде), ряд интересных сооружений, созданных в советское время (например, Ташкентскую телебашню или башню Шухова в Бухаре), и некоторые современные постройки.

Музеев в стране немало. Стоят они дороговато, но большинство скучны и неинтересны. Почти все достойные посещения музеи сосредоточены в Ташкенте.

С природными красотами Узбекистану повезло меньше. Всю западную половину страны занимает пустыня: где-то песчаная, где-то каменистая, где-то с редкими кустарниками и верблюдами. Центральный Узбекистан — это равнина с полями хлопчатника, которую изредка разнообразят холмы и горы (например, дорога по горному перевалу Самарканд — Шахрисабз). Любителям пеших походов можно порекомендовать Чимганские горы к северо-востоку от Ташкента, а любителям поглазеть на горы из окна машины — дорогу из Ташкента в Ферганскую долину.

В Чимганских горах есть два горнолыжных курорта — Бельдерсай и Чимган.

Там же находится главный пляжный курорт страны — Чарвакское водохранилище, совершенно убогое и с точки зрения красоты, и с точки зрения инфраструктуры. У местных, конечно, нет других вариантов, но иностранцам ехать сюда купаться нет никакого резона.

Вход в большинство архитектурных памятников в Узбекистане платный. И если для граждан Узбекистана он недорог (как правило, меньше 1000 сумов), то иностранным гражданам, к коим относятся и россияне, билет обойдется в 10-20 раз дороже. С такой же дискриминацией сталкиваешься и при посещении музеев.

Впрочем, во многие места можно пробраться бесплатно.

Чтобы отыскать бесплатный вход, попробуйте обойти вокруг заинтересовавшей вас достопримечательности и, скорее всего, вы найдете различные способы проникнуть внутрь.
Например, в самаркандскую Шахи-Зинду можно зайти бесплатно с расположенного рядом кладбища, в Гур-Эмир — с заднего входа (со стороны мавзолея Ак-Сарай), на площадь Регистан — со стороны рынка Чорсу, преодолев ограду метровой высоты. Внутри и на выходе никто, как правило, не проверяет наличие или отсутствие билета, однако для надежности можно выходить тем же путем.

Ташкент. Столица Узбекистана, экономический, транспортный и культурный центр страны и крупнейший мегаполис Средней Азии. Город этот разнообразен и сочетает черты нескольких эпох: седой древности, советского периода и нового времени. Утопающие в зелени парки и бульвары, широкие улицы, многоэтажные спальные районы на окраинах и, наконец, приятная атмосфера почти европейского города, где живет много интересных людей и есть активная культурная жизнь.¬ Not sign

Архитектурные достопримечательности Ташкента уступают прославленным шедеврам Бухары, Хивы и Самарканда, но заслуживают внимания. Рекомендую посетить медресе Кукельдаш, мечеть Джами, ансамбль Шейхантаур, состоящий из трех мавзолеев, ансамбль Хаст-Имам, Успенский собор недалеко от ж/д вокзала и даже неожиданные в таком месте кирху и католический костел, построенные в конце XIX — начале XX в.

По количеству и качеству музеев Ташкент не имеет равных во всей Средней Азии.

Некоторые из здешних музеев (музей искусств с богатейшей коллекцией живописи разных эпох, музей ж/д техники рядом с вокзалом, музей прикладного искусства, музей здравоохранения) определенно нужно посетить любому путешественнику. Кроме того, туристы могут подняться на смотровую площадку высочайшей в Средней Азии телебашни (находится к югу от метро Habib Abdullayev).

Самарканд. «Жемчужина Средней Азии», «Рим Востока», «Лик Земли» — такими именами награждали Самарканд в стародавние времена. Этот город, известный всему миру красотой и богатством, был экономическим и культурным центром Средней Азии. Овладеть им мечтал каждый иноземный завоеватель, в результате чего он много раз страдал от войн и конфликтов. Сегодня это второй по величине город Узбекистана. От былого величия осталось множество памятников, относящихся в основном к эпохе Тимура и его потомков. К сожалению, единого ансамбля в городе не сохранилось: достопримечательности разбросаны на большой территории, а разделяют их широкие улицы с советской и современной застройкой. Однако отдельно стоящие сооружения (особенно комплексы Шахи-Зинда и Регистан, мечеть Биби-Ханым и мавзолей Гур-Эмир) производят огромное впечатление. Музеи в городе в целом скучноватые, посетить стоит разве что музей виноделия при местном винзаводе, да и то не ради его скромной экспозиции, а ради дегустации вина, которая проходит там время от времени.

Шахрисабз. Небольшой город к югу от Самарканда, куда можно съездить на полдня. Известен как родина великого Тимура (завоеватель родился в окрестностях города). Интерес представляют дворец Ак-Сарай, от которого, увы, остались только руины, мавзолей Джехангира (сына Тимура), мечеть Кок-Гумбаз и еще несколько мавзолеев и медресе.

Бухара. В этом городе великое множество памятников архитектуры, созданных на протяжении тысячи лет. Здания в Бухаре не такие монументальные и яркие, как в Самарканде, но зато Бухара почти полностью сохранила исторический центр и ауру средневекового исламского города. Что приятно, исторический центр не превратился в туристическую резервацию: во всех его старых кварталах и улочках по-прежнему обитают местные жители. Самые известные памятники Бухары — ансамбль вокруг пруда Ляби-Хауз, четыре средневековых торговых купола, разбросанных по центру города, ансамбль Пои-Калян, состоящий из мечети, двух медресе и минарета XII в., крепости Арк, где размещалась резиденция бухарского эмира, мавзолей Саманидов. Оригинальная и редко упоминаемая в путеводителях достопримечательность — водонапорная башня у крепости Арк, которую построил в 1920-е годы известный инженер Владимир Шухов (создатель Шаболовской башни в Москве). Бухарская башня сильно напоминает Шаболовскую, только как будто срезана посредине. С башни, на которую можно подняться по винтовой лестнице, открывается красивый вид.

Фергана. Бывший административный центр Ферганской долины, а ныне центр Ферганской области. Город имеет европейскую планировку, широкие и прямые улицы. В Фергане сохранилась российская дореволюционная архитектура и советские жилые районы. При этом тут никогда не было традиционных азиатских районов с кривыми улочками и беспорядочно построенными домами. И хотя сегодня узбекское население составляет большинство, здесь все же улавливается атмосфера недалекого прошлого, благодаря которой в Фергане чувствуешь себя почти как в российском городе. Из достопримечательности стоит упомянуть небезынтересный краеведческий музей.

Маргилан. Старинный город в 5 км к северу от Ферганы, фактически превратившийся в город-спутник областного центра. Главная здешняя достопримечательность — шелковая фабрика «Ёдгорлик», где сохранили оригинальный ручной способ производства шелка. Часовые экскурсии проходят ежедневно с 8 до 17 часов. Вход и экскурсия бесплатные.

Андижан. Старинный город на восточном краю Ферганской долины. Известен как место, где в 2005 году произошли массовые антиправительственные выступления, жестко подавленные властями. Сегодня об этом почти ничто не напоминает, а местные жители предпочитают не общаться на эту скользкую тему. Здесь есть несколько архитектурных и музейных достопримечательностей, заслуживающих внимания: в первую очередь, мечеть Джами, превращенная в музей прикладного искусства, и краеведческий музей. Кроме того, Андижан известен как «ворота в Киргизию»: недалеко от него находится погранпереход в киргизский Ош.

Коканд. Некогда столица могущественного Кокандского ханства ныне превратилась в тихий и приятный город с традиционными нравами. Коканд интересен несколькими выдающимися архитектурными достопримечательностями: дворцом Худояр-хана, мечетью Джами, медресе Норбутаби, а кварталы старого города хорошо сохранили патриархальную атмосферу.

Хива.Здесь сохранился цельный архитектурный ансамбль старинного исламского города. Хива немного испорчена массовым нашествием путешественников и в сезон походит на туристическую резервацию, но все равно заслуживает визита и осмотра. Центр города заключен в стены Ичан-калы – построенной в XVIII-XIX вв.крепости с четырьмя воротами (на севере, западе, юге и востоке). Внутри этой крепости находятся все основные достопримечательности города: резиденция хана Куня-Арк, также имеющая крепостные стены, минарет Кальта-Минор (напоминающий формой трубу ТЭЦ), Джума-мечеть, потолок которой опирается на двести деревянных колонн, минарет Ислам-ходжа (самый высокий в Узбекистане — 56 м), дворец Таш-Хаули.

Муйнак. Маленький городок в западном Узбекистане, некогда порт и центр рыбной промышленности на берегу Аральского моря. В 1970-е годы Аральское море начало мелеть и вода отошла от Муйнака настолько, что порт прекратил свою работу. Чтобы не закрывать местный рыбоконсервный завод, сюда стали привозить замороженную рыбу из России. В 1990-е годы завод был окончательно закрыт, большая часть жителей осталась без работы, многие покинули город. Сегодня от Муйнака до Аральского моря более 200 км и он больше походит на город-призрак. Хотя здесь по-прежнему живут люди, все находится в упадке. Главные достопримечательности — кладбище кораблей (состоящее из дюжины ржавых баркасов и лодок, брошенных у бывшего причала) и городской музей.

Заключение


Узбекистан — самая популярная и известная страна Средней Азии. Именно она воплощает в себе традиционные романтические представления о Древнем Востоке и Великом Шелковом пути: средневековые города, мечети, минареты, караван-сараи, пустыни и верблюды. Архитектурными шедеврами, сосредоточенными в Бухаре, Самарканде и Хиве, Узбекистан «уделывает» всех своих соседей, да и многие другие страны. Помимо архитектуры здесь есть и другие плюсы: очень дешевые еда и транспорт, гостеприимные и приятные в общении жители, теплый климат и несколько живописных горных хребтов.

Вместе с тем из-за своих законов и инструкций Узбекистан — одна из самых неудобных для путешественника стран.

Миграционное, валютное и таможенное законодательство здесь настолько странное и запутанное, а милиционеров так много, что это может сильно испортить впечатление от путешествия. К счастью, нездоровая активность узбекской милиции с каждым годом снижается, а многие глупые правила можно обойти. В любом случае Узбекистан не похож ни на одну другую страну, и его определенно стоит посетить любознательному путешественнику.