Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Кровь и политика Берлинале

Светский обозреватель

В Германии есть три человека, которым позволены мигалки. Мигалки не в российском смысле слова — синий фонарь на крыше и расступись, сапоги, лапти едут, — а просто талон, дающий право проезда на красный свет. Эти три человека: президент, канцлер и... директор Берлинского кинофестиваля Дитер Косслик.

За что к нему такой почет и уважение? Открытие Берлинского кинофестиваля — это большая политическая церемония. Фестиваль не занимается придыханиями над чистым искусством, не ищет Грааль, а рулит мировой культурной политикой. И потому Дитер Косслик считается одним из главных людей Германии. А талоном, кстати, своим, говорят, он почти никогда не пользуется.

Косслика многие не любят. Для немецкого чиновника от культуры он слишком шоумен: его шляпа, фрак и черный шарф раздражают типичных представителей немецкого национального темперамента. Критики не раз замечали, что он перебарщивает с селф-пиаром и паясничает. Однако интеллигенция, просвещенная молодежь и участники фестиваля директора Берлинале любят — грустный клоун, знайка, значит — свой.

Господин Косслик эффективно складывал кинопроизведения в пазл мировой культурной политики десять лет. С этого года с ним продлили контракт на следующие пять лет.

Много лет подряд Дитер Косслик вел открытие фестиваля вместе с комедийной немецкой телезвездой Анке Энкельке. В этом году он впервые решил не выходить на сцену (критики по этому поводу дали едкий комментарий: «Наконец-то он не вылез кривляться»), но придумал, как начать фестиваль «с собой и без себя».

Погас свет. И вдруг из технической ложи (камеры, осветители) стало доноситься какое-то бормотание. Сначала даже показалось, что это личная беседа персонала, вдруг прорвавшаяся в эфир: «Нога? Чья это нога? Что еще за нога? Это ты схватил меня за ногу? А кто схватил меня за ногу? И где моя нога?» Разговор становился все громче. Оказалось, что это «нога у того, у кого надо нога» — в технической ложе сидели ведущие Дитер Косслик и Анке Энкельке.

«А вы уверены в том, что сидим с вами рядом? А что вы будете делать, если рядом сидит вампир или черные силы? Кстати, у нас в зале есть черные силы», — объявили ведущие. Свет зажегся. И зрителям представили президента жюри главного конкурса сэра Кристофера Ли, который прославился ролями всяких вампиров и сыграл Сарумана в экранизации Толкина. Дальше на сцене вела церемонию Энкельке, а господин Косслик только помогал ей с галерки.

Как я уже говорила, Берлинский фестиваль крайне политизирован. С помощью кино он гнет собственную линию. Представитель правительства Германии выразил солидарность с воюющим народом Сирии. Речь его была, мягко скажем, не короткой. Он начал с того, что демократии нужна культура, а культуре — свобода. Затем напомнил о тяжелом положении деятелей культуры в Иране и Китае. «Арабский вариант» вдохновил Берлинале на создание спецпрограммы арабского кино. С помощью отбора кино Берлинале кует свою реальность, кино используется как инструмент влияния на мировую политику. Многие считают это дурным вкусом и ангажированностью. Но в Германии политическая ангажированность искусства — норма, а дурной вкус — как раз чистое искусство без контекста.

Начав церемонию с балкончика, ведущие сразу стали отыгрывать мультикультурность Берлинале: они говорили на английском и немецком. «Да, у нас же на открытие — французская картина», — вспоминала Энкельке и тут же переходила на французский. «А были бы японцы, как бы мы с ними общались?» — подхватывал директор фестиваля.

Потом, когда Анке вышла, точнее, сошла на сцену, она спросила: «Давайте посмотрим, кто тут у нас есть в зале? А в зале у нас русский товарищ Александр, который, правда, привез сюда кучу американцев!» Речь шла об Александре Роднянском, которого немецкая пресса после этого года стала именовать «титаном кинобизнеса».

«Где ты, товарищ Александр?» — вопросил Косслик. На лице господина Родянского проявилась мучительная работа мысли: вставать, когда настойчиво выкликают, или не вставать? Для него (да и для заметавшихся телекамер) это явно было неожиданностью. В итоге господин титан не встал, но просто помахал ведущим и телекамерам ручкой.

Косслик вышел на сцену только в самом конце церемонии, чтобы объявить, что кинофестиваль открыт. Берлинале сразу же подмахнуло настроениям года: открытием стал фильм о французской революции. Режиссерский дебют Анджелины Джоли «В краю меда и крови» считается неудачным. В конкурс его не взяли. Однако в общий настрой фестиваля игровое кино о кровавых балканских разборках вписалось. Картина пронизана добрыми намерениями, и потому к попыткам голливудской звезды взяться за режиссуру в Берлине отнеслись, не хихикая.

Джоли поселилась в отеле «Адлон» вместе с детьми и няней. Своей большой семьей они заняли блок номеров, дети целый день плавали в бассейне, а сама госпожа Джоли ходила на интервью, но только связанные со своим фильмом. Эта звезда вела себя на Берлинале гораздо тише, чем Мадонна, которая пять лет назад тоже приезжала на кинофестиваль в качестве режиссера.

Госпожа Джоли очень правильно «расставила рамсы», как могли бы сказать герои «Конвоя» — единственной игровой российской картины, заехавшей на Берлинале. Голливудская звезда четко понимала, что какой бы звездой ни была у себя в вотчине, режиссер — это другая позиция в индустрии. Ковры и гламур — это да, про работу звездой. Режиссер — совсем другая часть работы. И потому госпожа Джоли не щеголяла на дорожке. Ходила только на рабочие интервью и немецкие благотворительные светские вечера. Одета была очень скромно и деловито: в бежевое трикотажное платьице без выреза.

Фильм «Конвой» режиссера Алексея Мизгирева не попал в официальный конкурс, его показали в «Панораме». Продюсером этой, по словам кинокритика Андрея Плахова, «лютой» социалки выступил режиссер Павел Лунгин. Это был единственный современный российский фильм, хоть боком попавший на Берлинале, и мы чувствовали, что обязаны поддержать его явкой. Оказалось, что билеты на этот фильм, хоть и не халявные, а честно купленные, не нумерованы. В зале предполагалась свободная рассадка в стиле «кто первым встал, того и тапочки». Мы пришли ровно к началу фильма, и все, что нам досталось, это четыре кресла в самом углу первого ряда.

Непривычная для москвичей демократия с посадочными местами обеспечила нашим впечатлительным натурам несколько дней ночных кошмаров. Прямо на нас с экрана надвигался Игнат в трусах размером с паровоз. Это был по-настоящему лютый фильм: кровь с рук Игната капала в суп. Кого-то пырнули шилом. Кого-то столкнули со стропил. Армейский капитан был в явном неадеквате. Нас бы он зацепил первыми, поэтому пришлось спасаться из первого ряда бегством. Особенно повезло зрителям «Конвоя» совладельцу русской газеты и русской радиостанции Дмитрию Фельдману и его супруге Марии. За час до прихода Игната чета Фельдманов посетила Берлинскую филармонию, где слушала стихи Мандельштама в музыкальном салоне.

Вечеринка в честь премьеры «Конвоя» проходила в ресторане «Малатеста». Говорят, что этот ресторан принадлежит режиссеру Бахтиеру Худойназарову, обосновавшемуся в Берлине. Светская жизнь киношного Берлина — это особая история. От московской и даже лондонской светской жизни этот процесс отличается как «Унесенные ветром» от фильма «Конвой». Ее тоже вполне можно назвать «лютой»: очереди в гардероб, адская духота, публика как из сквота, пьющая из горла и выедающая рыбу с салфетки. Столовые приборы в наличии имелись, но они диссонировали с тональностью вечера, и потому многие гости ели руками, но учитывая остросоциальный контекст кино, это было даже в формате.

За длинным столом сидел пригорюнившийся глава Фонда кино Сергей Толстиков. На другом конце стола ласкали друг друга два российских гея (Берлин — город толерантности). Продюсер Павел Лунгин пообещал налить вновь прибывшим гостям. Ушел вроде за водкой, но оказался у окна, где немедленно угодил в дискуссию с женой режиссера Алексея Учителя Кирой. «Кира, у тебя есть мгновенный ответ на все, что я говорю, — всплескивал руками господин Лунгин. — Может, мне тогда ничего не рассказывать вообще? Я думал, кому-то интересен мой уникальный жизненный опыт...» «Нет!» — попыталась оправдаться госпожа Учитель, но тут принесли непочатую бутылку водки, и дискуссия прекратилась сама собой.

Продолжение берлинских впечатлений читайте в следующей колонке Божены Рынской.

Новости и материалы
В Ростовской области прохожие нашли на улице двух раздетых и голодных детей
Фанат объяснил, почему провоцировал российского бойца UFC перед выходом в октагон
Итальянцы посчитали Alfa Romeo собранные в Польше недостаточно итальянскими
Темпы роста экономики Китая в первом квартале удивили аналитиков
ФСБ: задержан мужчина, заминировавший автомобиль экс-сотрудника СБУ в Москве
ФСБ задержала подозреваемого в подрыве машины бывшего сотрудника СБУ в Москве
В Подмосковье пятиклассник угрожал матери ножом и оказался в психбольнице
Суд приговорил мобилизованного за дезертирство из-за болезни глаз
Трофимов напомнил Лепсу о культуре после скандала с фанаткой
Президент пригрозил «страшным ответом» на действия против страны
Волочкова рассказала, как оказалась на улице в 17 лет
Стало известно, сколько политиков подверглись тайной прослушке в Польше
Учеников уральской школы возмутили камеры в туалетах
Выяснилось, как защитить автомобиль от потери стоимости
Стало известно, каким людям стоит избегать интервального голодания
Китай выступает за созыв равноправной мирной конференции по Украине
Байден отказался давать показания по делу об импичменте
Пригожин рассказал, что ему не нравится в Валерии: «Просто невозможно»
Все новости