«Не может быть ЕГЭ перед первым классом»

Онлайн-интервью с главой Рособрнадзора Любовью Глебовой

Фотография:Ïðåññ-ñëóæáà Ðîñîáðíàäçîðà

|

В редакции «Газеты.Ru» завершилось онлайн-интервью с главой Рособрнадзора (Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки) Любовью Глебовой. Она ответила на вопросы читателей, касающиеся проведения единого государственного экзамена, порядка поступления в вузы, лицензирования образовательных учреждений и др.

Добрый день! В марте в заявке на ЕГЭ написали заявление на три дополнительных ЕГЭ, теперь вуз отменил один экзамен, заявление об отмене лишнего экзамена у нас в школе не приняли (видимо, чтобы не связываться с переоформлением документов), несмотря на ваши уверения, что это возможно сделать до 7 апреля. Можем мы просто не явиться на этот экзамен? Будут ли какие-то последствия этой неявки?Бэлла

Уважаемая Любовь Николаевна! Может ли ученик не сдавать EГЭ в 11 классе (речь не идет о русском языке и математике), если он передумал после того, как в школу уже отдали перечень выбранных предметов?Елена

Подскажите, пожалуйста, как действовать родителям, если ребенок заболел накануне или в день сдачи ЕГЭ? Могут школьники в случае несдачи ЕГЭ по уважительной причине сдать экзамен во второй волне и куда следует обращаться в таком случае? Спасибо.Галина

Если выпускник в первой волне по уважительной причине не смог прийти на экзамен и этому предоставлен оправдательный документ, он может заявиться на экзамен в резервный день первой волны или во второй волне. Если выпускник передумал сдавать один из добровольно выбранных предметов — не обязательно, а добровольно выбранных, — он может просто не явиться на этот экзамен. Это его право.

Здравствуйте, Любовь Николаевна! Расскажите, чем горячая линия Рособрнадзора по вопросам ЕГЭ отличается от такой же горячей линии, открытой депутатом Алиной Кабаевой? Сколько всего горячих линий по ЕГЭ открыто в России? Открыты ли они во всех регионах страны? Они бесплатные?Никита

Рособрнадзор не организует никакую горячую линию. Но он поддерживает открытие горячих линий, которые консультируют детей по разного рода вопросам, и представляет своих специалистов для ответа на вопросы. С горячей линией Алины Кабаевой мы уже планируем работать очень тесно. Это опыт прошлого года, который дал свой успешный результат. И эта горячая линия Алины Кабаевой с участием наших специалистов уже начала работать с 7 апреля. Горячих линий может быть много — в субъектах РФ, в школах, мы приветствуем их появление. Только очень надеемся на то, что отвечают на этих линиях квалифицированные специалисты, это важнейшее условие.

Почему заранее неизвестно количество баллов, которое означает успешную сдачу экзамена? Это представляется более чем странным — почему это будут решать чиновники и из чего они будут исходить?Надежда

Какой ожидается "планка" в сдаче ЕГЭ по баллам в этом и следующем году? Будут ли эти показатели различаться или каждый год останутся одни и те же?Кирилл (Москва)

Хороший вопрос. Нижние границы, которые подтверждают прохождение ЕГЭ, определяются ежегодно, они, безусловно, могут быть разные. Поскольку нижняя граница определяется с учетом образовательного уровня каждого отдельного года, определение которого включает рассмотрение разных социально-образовательных факторов. Мы гарантируем преемственность в шкалах, чтобы права сдающего по сертификату прошлого года были приравнены к правам сдающего в этом году. То есть валентность этих границ гарантируется. Но валентность не означает полную идентичность. Именно общий образовательный уровень, который показывается по итогам каждого экзамена, влияет на то, что входит в понятие объема необходимых знаний, умений и навыков, необходимых для подтверждения свидетельства об общем полном образовании. Общий уровень образования определяется с каждым годом на основе очень многих разных факторов. Комиссия, сформированная при Рособрнадзоре, состоит из экспертов-предметников, представителей общественности и законодательных органов, из представителей управления образования. И мы считаем такую комиссию компетентной для определения этого уровня с разных сторон. И решение о нижней границе принимается в течение 6-8 дней по окончании каждого экзамена.

Любовь Николаевна! Последние два года положения о проведении ЕГЭ и вступительных испытаниях в вузы меняются кардинально незадолго до собственно проведения ЕГЭ (в феврале!). Чем объясняется такая нестабильность в очень важном для многих вопросе? Намерены ли и дальше чиновники от образования нервировать своими нежданными решениями детей, родителей и учителей? Юлия

Будет ли что-то еще меняться в проекте ЕГЭ или сейчас он уже работает в окончательном виде?Георгий (Тверь)

Нет сейчас никакого проекта ЕГЭ. Есть закон РФ, который определил, что государственная итоговая аттестация с 1 января 2009 года проводится в форме ЕГЭ. Проект был восемь лет, экспериментировали. Вопрос внесения изменений в законодательство: на этот вопрос не может на сегодняшний день ответить ни один человек. Право законодательной инициативы принадлежит у нас большому количеству субъектов. Будут ли эти изменения приняты, зависит от решения парламента РФ. С моей точки зрения, образование — это та сфера деятельности, постоянные изменения в которой подтверждают развитие в обществе. Насколько эти изменения будут скорыми — это вопрос целесообразности.

Здравствуйте, Любовь Николаевна. Подскажите, пожалуйста, где следует регистрироваться на сдачу ЕГЭ во второй волне? Срок регистрации во всех нормативных документах указан "до 5 июля 2009 г.". Я хочу поступать в Московский университет на экстернатную форму обучения. Школу и техникум окончила очень давно, более 15 лет назад. Живу в 1000 км от Москвы. Естественно, мне хотелось бы сдать ЕГЭ в своем городе, а в приемную комиссию московского вуза приехать уже с готовыми результатами, чтобы не пришлось долго жить в дорогом городе. Вчера обратилась в наше местное управление образования с вопросом о регистрации на ЕГЭ. Мне ответили, что я уже опоздала, и посоветовали сдавать ЕГЭ в качестве вступительных экзаменов в какой-нибудь из местных вузов, а потом забрать оттуда документы и ехать с ними, куда хочу. Разве местные управления образования или министерства не обязаны обеспечить равные условия на получение образования всем гражданам, гарантированные нам Конституцией?Вера

Уважаемая Любовь Николаевна! Предположим, что выпускник получил "2" по русскому языку, а в июне в дополнительный день (11 июня) он собирался сдавать химию. Когда в этом случае он пересдает обязательный предмет и будет ли у него возможность сдать предмет по выбору? Если выпускник не сдавал предмет по выбору в первой волне, будет ли у него право сдать его во второй волне? Если выпускник прошлых лет без уважительной причины не участвовал в ЕГЭ в мае-июне, будут ли у него препятствия для участия в ЕГЭ в июле?nadegda

Если школьник, учащийся в 11 классе, пропустил всю первую волну ЕГЭ по уважительной причине, можно ли ему принять участие во второй волне? Валентина

Выпускники 11 класса, как правило, до 1 марта подав заявление, определились по тому, какие экзамены они будут сдавать. Чтобы получить аттестат, они обязаны сдать два обязательных экзамена. Если по одному из обязательных предметов не пройдена нижняя граница, выпускник имеет право пересдать один предмет. Если не сдано два — то через год. Что касается добровольных предметов. Если причина несдачи признается уважительной, тогда выпускник имеет право сдать экжзамен в резервный день первой волны или во второй волне. В этом году, только в этом, мы рассматриваем возможность заявиться выпускнику этого года во вторую волну и сдать тот предмет, который он не сдавал в первой волне, на который не подавал заявление. Если у него возникло такое решение для поступления на другую специальность. Это связано только с особенностями этого года. В этом году в связи с тем, что это первый раз, мы продлевали возможность подачи заявлений до 7 апреля и рассматриваем возможность сдачи на те предметы во второй волне, на которые не заявлялись в первой. Выпускники не виноваты, и мы расширяем их возможности.

Отвечаю на вопрос Веры. Они обязаны зарегистрировать вас на сдачу ЕГЭ и направить в пункт приема экзаменов в первую или вторую волну. А где будет этот пункт, решает тот орган управления образования, к которому вы относитесь.

Уважаемая Любовь Николаевна. По слухам, для иностранных граждан стран СНГ, с которыми заключены межправительственные соглашения в области образования, будет предоставлена альтернатива: либо сдавать ЕГЭ в июле, либо участвовать во вступительных испытаниях, проводимых вузом. Будет ли возможность у абитуриентов иностранных государств представить, например, сертификаты ЕГЭ по двум предметам, а по оставшемуся третьему предмету участвовать во вступительном испытании, которое проводит вуз?Владимир

Уважаемая Любовь Николаевна, когда будут опубликованы порядок и правил приема для иностранных граждан в вузы РФ? Расскажите, пожалуйста, об основных положениях данных правил.Владимир

Скажите, пожалуйста, в какой форме будут сдавать вступительные экзамены в российские вузы иностранные граждане? Меня конкретно интересуют абитуриенты из Беларуси.Анфиса

Я гражданин Украины и хочу поступать в московский институт. Мне нужно будет сдавать ЕГЭ?Петр (Киев)

Иностранные граждане могут сами выбрать форму, в которой будут сдавать вступительные испытания. Они могут сдавать в форме ЕГЭ или в форме, в которой устанавливают вузы (в традиционной). Правила приема иностранных граждан на данный момент находятся на регистрации в Минюсте РФ. Их выход ожидается в ближайшее время.

Мой сын поступил в вуз на бюджет. На эту специальность набирали всего 7 бюджетных мест, ещё один человек поступил платно. В группе (и потоке) их всего 8 человек. Теперь им говорят, что группы такой численности существовать не могут и их могут расформировать (перераспределить по другим специальностям). Но сын не хочет на другую специальность, он осознанно выбрал эту, да и предметы тогда придется какие-нибудь пересдавать. Может ли вуз расформировать группу (специальность)? Какими документами это регламентируется? Специальность новая, существует в вузе всего первый год. Вуз государственный. Спасибо.Петрова Елена

Мне недостаточно информации для того, чтобы понять, по каким обстоятельствам вуз принимает решение расформировать эту группу. Здесь может быть очень много факторов, на основании которых вуз принимает такое решение. Мы готовы поручить этот конкретный вопрос, разобраться в ситуации и дать конкретный ответ, вправе ли вуз производить эту операцию.

Признание в России PhD (ученая степень — доктор философии), полученного за границей, например в Германии, сейчас долгий и забюрократизированный процесс, или был по крайней мере таким пару лет назад. Облегчение признания степени зарекомендовавших себя за рубежом специалистов был бы реальным, хотя и маленьким, шагом в возврате мозгов, "утекших" за рубеж. Планируются ли какие-либо изменения в этом направлении?Nikolai

Любовь Николаевна, насколько я понимаю, в ведение Рособрнадзора входит аттестация научных и научно-педагогических работников. В настоящее время в нашей стране имеется некоторое количество научных работников, которые имеют по одной и той же специальности не только степень кандидата наук, но также и степень PhD, полученную за рубежом. Планируется ли разработка процедуры легализации степени PhD в нашей стране кроме действующей сейчас перезащиты в диссертационом совете. Как быть в ситуации, когда, например, человек кандидат физико-математических наук и одновременно имеет степень PhD по физике?Игорь (Москва)

Вопрос установления эквивалентностей разных документов и разных оценочных процедур — достаточно широкий вопрос. Не может быть прямого переведения результата одной процедуры в другую. Пересдача, переподтверждение или любая другая форма, которая устанавливает эквивалентность этих процедур, обязательно должна происходить, касается ли это PhD или какого-либо другого оценочного сертификата.

В этом году моя дочь заканчивает колледж и собирается поступать в университет. Должна ли она сдавать ЕГЭ? Если да, то где и когда? Как это оформляется? Игорь С.

Если ваша дочь поступает в университет на профильную специальность, то она имеет право сдавать вступительные испытания в традиционной форме. Об этом надо подать заявление в университет и ознакомиться с графиком проведения традицонных испытаний для тех, кто имеет на это право. Но если она хочет эти испытания сдать в форме ЕГЭ, такое право у нее тоже есть.

Людмила Николаевна, здравствуйте. Я живу в Москве, собираюсь поступать учиться по форме экстернат, но в соответствии с законом №365 от 28 ноября 2008 г. и № 58 от 24 февраля 2009 г. я должен сдавать единый экзамен ЕГЭ. Я буду учиться на вечерней или заочной форме и школу закончил давно, работаю. Как мне поступить в этой ситуации? Заранее благодарю за ответ.Виктор

Здравствуйте, Любовь Николаевна! У меня вопрос по поступлению. Я хочу поступить в институт для обучения по форме экстернат. Но в приемной комиссии мне сказали, что я должна сдавать ЕГЭ, так как есть такой закон №365 от 28.11.2008 г. и №58 от 24.02.2009 г. и что ЕГЭ не надо сдавать если я буду учится на вечерней и заочной формах. Я давно закончила школу, работаю, на учебу каждый день у меня нет времени, работодатель на сессии не отпускает, а в экстернате можно учиться по своему графику и сдавать экзамены, когда будешь готов. Почему институт отправляет меня на ЕГЭ, если я закончила школу до 2009 года?Карнова Елена

Нужно ли сдавать ЕГЭ для поступления в вуз на ускоренное обучение на базе среднего профессионального?Елена

Для всех, кто закончил школу до 1 января 2009 года, если он поступает на заочную или вечернюю форму, экзамен проводится в традиционной форме. Что такое ускоренная форма обучения на базе среднего образования, я не понимаю. Он поступает на специальность. А далее ему может быть правилами предоставлена какая-либо форма получения образования по этой специальности. Он не поступает на экстернат. Поэтому на базе среднего образования поступление в вузы на базе ЕГЭ.

Уважаемая госпожа Глебова! Разъясните, пожалуйста, вузы определяют третий экзамен или все-таки дают право выбора абитуриенту? Потому что на сайтах, в том числе ЛИТМО, например, на один из факультетов перечень таков: русский язык, математика (профильный), физика или информатика (одно испытание из двух).olga

Объясню приказ Минобразования о порядке приема в вузы, где черным по белому написано: вуз определяет третий экзамен. Все случаи, когда такое право предоставлено абитуриенту, являются незаконными, и могут быть оспорены результаты зачисления, если такое правило в приеме будет существовать. Поэтому смотрите внимательно, насколько правила приема соответствуют всему тому, о чем мы с вами говорим.

Любовь Николаевна, поясните, пожалуйста, почему оценка по дополнительному ЕГЭ не влияет на общую оценку, а оценка по математике или русскому языку влияет на выдачу аттестата? Не слишком ли жестко?!Наталья

Добрый день! Ребенок все годы учился на 4 и 5, старался. Если он сдаст ЕГЭ на тройку, а контрольную на 4 или 5, какая оценка пойдет в аттестат? Светлана

Добрый день! Хотелось бы узнать, влияет ли результат ЕГЭ предмета по выбору на выставляемую в школе итоговую оценку (в интервью руководства ДО Москвы ответ был неодназначен)? Сохранится ли положение о трех вступительных экзаменах в вуз на 2009-2010 учебный год, и когда планируется окончательное решение по 2009-2010 году? Сергей

Разъясните, пожалуйста, несоответствие некоторых положений о выдаче аттестатов. В Положении о выставлении оценок в аттестаты написано, что оценка в аттестате не зависит от результатов ЕГЭ, что в аттестат выставляется средняя оценка по предмету за последние три года, т.е. за 9-11 классы. В то же время, если выпускник не сдал ЕГЭ, ему аттестат не выдается. Но ЕГЭ проводится по двум обязательным предметам, а человек изучал более 19 предметов, учась 11 лет в школе! Пусть в вуз не принимают с двойками за ЕГЭ, а аттестат при чем? Вы не думаете, что будет социальный взрыв после того, как часть детей останется без документов? Это пока теоретически они воспринимают информацию о возможности остаться без аттестата. А что будет практически? Александра

Потому что такая форма государственной итоговой аттестации в РФ.

Результаты ЕГЭ не исчисляют в 5-балльной системе. В аттестат выставляются результаты текущей успеваемости в 5-балльной системе. Если нижняя граница 100-балльного ЕГЭ по математике и русскому пройдена, то в аттестате остается та же самая отметка. Никакие результаты ЕГЭ в 5-балльную систему не переводятся.

Непонятно введение ЕГЭ в 9 классе, если он служит для поступления в вузы. Если раньше ученик, который неважно учился, уходил получать рабочую специальность в техникум или ПТУ, то куда теперь пойдёт учащийся после 9 класса, если не сдаст ЕГЭ? Останется в школе? До какого времени? Аналогично и с выпускниками. Сейчас, говорят, для этого введут 12 класс, но кормить родителям 18-летних "детей" — какая-то странная политика, явно противоречащая интересам государства. Ленок

Никакого ЕГЭ в 9 классе нет. Есть государственная итоговая аттестация по итогам 9 классов, проводимая в новой форме. Субъекты РФ могут выбирать форму тестирования для оценки уровня усвоения знаний по итогам 9 класса. Тестирование и ЕГЭ не являются синонимами, не одно и то же. Тестирование — это способ оценки, наряду с другими видами. А ЕГЭ у нас в стране проводится только по итогам 11 класса. И поэтому является как формой государственной аттестации, так и формой вступительного экзамена. И это не переведено в 9 класс.

На основании какого положения или другого нормативного акта выпускники будут награждаться серебряной и золотой медалями в связи со сдачей ЕГЭ?Марина Николаевна

На самом деле никто не отменял Положение о награждении золотыми и серебряными медалями. Просто льгота, которая была предусмотрена этим положением, а именно сдача вступительных испытаний в количестве одного, она потеряла предметность. Потому что вступительных испытаний как таковых, которые проходят после школьной итоговой аттестации, нет. Предмета льготы нет. Эти изменения зафиксированы в приказе Минобразования и науки о порядке награждения, которое готовится к выходу.

Вопросы к вам как обладателю диплома школьного учителя. Сколько лет вы проработали по своей специальности "учитель русского языка" в школе? Вы действительно считаете, что ЕГЭ - это главная проблема российского образования?любознательный

Ну, во-первых, я считаю, что ЕГЭ - это самое широкое окно возможностей в нашем образовании. И не только не называю его проблемой, а считаю, что мы еще так мало раскрыли его возможностей, что нам еще работать и работать в этом направлении. Мне удалось проработать в системе образования в школьном учреждении в течение трех лет. Хотя моя выборная работа комсомольская всегда была связана с учащейся и студенческой молодежью.

Как вы относитесь к проекту депутата Яровой об устных экзаменах по истории и литературе в 10 классе? Не считаете ли вы, что это будет только дополнительной нагрузкой на выпускников?Александра

У нас есть государственная итоговая аттестация, которая зафиксирована в законе. Все остальные виды экзаменов, аттестаций, мониторингов и других форм контроля и диагностики знаний принимаются по решению школы. На данный момент устного или какого-либо другого экзамена по истории в 10 классе такой законодательной государственной нормы нет. Но если школа будет принимать такое решение — это ее право. Правда, мне хотелось бы, чтобы все-таки подумали, не многовато ли мы нагружаем на учащегося разных видов контрольных и других экзаменационных работ. В том числе репетиционных, пробных, текущих, промежуточных. У меня такое ощущение, что скоро ребенку будет некогда учиться, он будет все чего-то репетировать.

Здравствуйте, Любовь Николаевна! У меня вопрос по олимпиадам школьников. Все ли вузы России должны признавать дипломы победителей и призеров из списка 120 олимпиад как сдачу ЕГЭ на 100 баллов?Павел

Уважаемая Любовь Николаевна! В Положении о Всероссийской олимпиаде школьников, утвержденном приказом Минобрнауки России от 22 октября 2007 г. №286, говорится, что победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников принимаются в вузы без вступительных экзаменов. Разъясните, пожалуйста, означает ли это, что, став призером Всероссийской олимпиады, для поступления в вуз по направлению подготовки, соответствующему профилю олимпиады, достаточно сдать только два обязательных ЕГЭ? Инна

Уважаемая госпожа Глебова! Законно ли то, что вузы будут засчитывать результаты интернет-олимпиад за 100 баллов ЕГЭ? Где гарантии, что в числе победителей и призеров олимпиад не появятся "сыночки", которые не участвовали нигде? olga

Есть разные этапы одной олимпиады. На каком-то из этапов есть интернет-формат. Но это не интернет-олимпиада. Законно проведение российских олимпиад и предметных олимпиад. Они имеют разные этапы реализации, но каждый из них заканчивается очным этапом. Поэтому "сыночкам" проскочить не удастся. Есть специальность. Выпускник должен определиться до 1 марта, какие экзамены ему нужны. Он до 1 марта еще не знает, является он победителем олимпиады или нет. Он заявился на все предметы, которые нужны ему по этой специальности. Если он стал победителем олимпиады, то ему нет необходимости сдавать этот экзамен, который он выбрал добровольно. Но для получения аттестата он должен сдать математику и русский язык.

Из уст руководителя Минобрнауки прозвучала декларация об открытости в будущем всех заданий ЕГЭ. Я, как преподаватель математики, считаю это допустимым только для ЕГЭ первого уровня (для выпускников школ, не претендующих на поступление в соответствующий вуз). Абсолютно нормальная идея — освоить некий минимум и подтвердить его освоение на экзамене. Но для тех, кто поступает в технические вузы (и особенно в физико-математические), это абсолютно недопустимо! Точнее, некоторое количество заданий из первой части может быть открытым. Но обязательно должна быть, как минимум, треть заданий, которые абсолютно заранее неизвестны (лучше для них даже обойтись и без демонстрационной версии!). Именно при решении заранее неизвестных задач (по всему курсу школьной математики!) ученики и продемонстрируют свой настоящий уровень. Решение же даже на отличном уровне заданий из открытого банка свидетельствует о неплохой выучке и прилежании, но не может являться тестом для отбора на физмат. Что вы думаете по этому поводу? Спасибо. Александр

Когда сегмент материалов — заданий ЕГЭ по математике — станет носить открытый характер (как обещали организаторы ЕГЭ)? Подготовка в ракурсе демоверсии не позволяет гарантировать полную успешность и приводит к недоработкам по всему перечню заданий. Учитель "не видит" всего поля необходимого для экзамена материала и тратит учебное время на разбор с учениками заданий, не составляющих материал ЕГЭ. Софья

В этом году группа разработчиков под руководством академика Семенова разрабатывает контрольно-измерительные материалы по математике, которые базируются на открытом банке заданий. Апробация этих контрольно-измерительных материалов (КИМ) на выпускниках 10 классов ряда субъектов РФ будет проведена в этом году. Для них будет опубликован открытый банк заданий. Насколько эффективен КИМ, который строится на банке открытых заданий, будут принимать решение эксперты, представители академического сообщества, преподавательского корпуса. И к октябрю 2009 года будет принято решение, станет ли этот контрольно-измерительный материал по математике обязательным в 2011 году. Тогда и будет публиковаться банк открытых заданий для ЕГЭ по математике 2011 года. Я не математик, но очень настойчиво приглашаю автора этого вопроса к той дискуссии, которая будет проводиться по поводу КИМов начиная с августа на сайте Федерального института педагогических измерений. http://www.fipi.ru

Добрый день! Я работаю инженером в области диагностики и тестирования. Известно, что если тестировать только готовый продукт, без промежуточных проверок, то процент брака (для ЕГЭ — двоек) будет значительным. И в случае сложного изделия выяснить, на каком этапе и какой исполнитель в этом виноват, достаточно трудно и уже бесполезно. Моя дочь учится в 6 классе. Я не вижу у нее возможностей сдать ЕГЭ на положительную оценку после того, как ее обучают в школе: темы по математике и русскому пропускаются, домашние работы не проверяются или вообще не задаются, заболевшие учителя не заменяются, диктанты и контрольные проводятся 1—2 раза в четверть, текущие оценки в дневник учителями не выставляются. Скажите, пожалуйста, какие меры планируются для проверки текущих результатов обучения детей в средней школе со стороны именно Рособрнадзора?Верещагина Елена Васильевна

Рособрнадзор — федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий часть государственной итоговой аттестации. Текущая аттестация и текущий контроль обеспечиваются школой, которая у нас принадлежит муниципальному уровню власти. Мы не можем ничего планировать за муниципальный уровень власти.

Уважаемая Любовь Николаевна! Что бы вы посоветовали вузам, которые в ближайшее время намерены выйти на процедуру государственной аккредитации? На какие моменты им необходимо обратить особое внимание? И второй вопрос: какие меры планирует принять Рособрнадзор для предотвращения такого нарушения, как выдача выпускникам неаккредитованной специальности документов государственного образца?журнал "Аккредитация в образовании"

По второй части — мера абсолютно понятна. Направление информации о выявленных фактах нарушений в прокуратуру РФ. И пусть они разбираются. По первой части вопроса. Я советую обратиться к порядку аккредитации и посмотреть, насколько вуз соответствует тем показателям, которые там определены.

В СМИ появились сообщения, что Минобрнауки РФ направил в вузы рекомендации по переводу студентов на вакантные бюджетные места. Где можно найти эти рекомендации? Заранее спасибо.Тамара Павловна

Коллеги, я предпочитаю отвечать на те вопросы, которые относятся к компетенции Рособрнадзора. А этот вопрос относится к компетенции Министерства образования.

В Финансовой академии при правительстве РФ на факультет МЭО установили очень странное условие поступления: помимо результатов ЕГЭ проводится обязательное профориентационное собеседование, не являющееся вступительным испытанием. В рамках собеседования абитуриенты также тестируются по иностранному языку. Оценка по итогам собеседования не выставляется. Имеют ли они право проводить данное собеседование и зачем тогда оно нужно, если, как написано, оценка по нему не выставляется?Валентина

Специальность "мировая экономика" в Финансовой академии является специальностью, которая по постановлению правительства имеет право на дополнительное испытание. 24 вуза в нашей стране по ряду специальностей получили такое право в соответствии с законом. Дополнительное испытание по любой специальности проводится по профильному предмету. Результаты исчисляются в 100-балльной шкале, вне зависимости от того, в какой форме оно проводится — собеседование, устный, письменный экзамен или тестирование. Эти баллы прибавляются к результатам ЕГЭ для проведения конкурса по этой специальности. Никаких других форм дополнительно Финакадемией быть установлено не может. По этому вопросу мы направили запрос в Финакадемию.

Расскажите о поступлении на творческие специальности.Газета.Ru

Творческие специальности действительно имеют свои особенности при проведении вступительной кампании. В 2009 году они имеют право проводить испытания не менее чем по двум предметам в форме ЕГЭ — русский язык и профильный. Далее они имеют право устанавливать дополнительные испытания профессиональной направленности, и устанавливается это каждым вузом самостоятельно — количество и время проведения. Для творческих специальностей установлено право заканчивать прием документов до 5 июля. С тем, чтобы все дополнительные испытания закончены были до 25 июля, когда заканчивается весь прием документов.

В чем, по-вашему мнению, причина напряженных и конфликтных ситуаций при приеме детей в первый класс? Какие вы видите пути их решения? Будут ли регламентированы на государственном уровне единые правила процедуры приема в школу, по примеру ЕГЭ?Елена

Наверное каждая конфликтная или напряженная ситуация имеет свои причины и истоки, и в каждой из них нужно разбираться отдельно, если таковая существует. Правила приема у нас установлены единые. Использовать инструмент оценки знаний, которые еще не давались ребенку, невозможно. Поэтому не может быть ЕГЭ перед первым классом. Но есть инструменты диагностирования способностей, направления развития личности. И школа использует эти инструментарии.

Здравствуйте, Любовь Николаевна. Недавно в интернете появился приказ, подписанный вами, утверждающий, что ЕГЭ по русскому языку теперь будет идти 6 часов, вместо 3, как это было заявлено раньше, а ЕГЭ по математике — 5 часов, вместо 4. Правда ли это? Если да, то как вы можете аргументировать сей факт? Чем обусловлено столь необоснованное увеличение часов? По математике мы еще согласны, что 5 часов — это нормально, но по русскому это чересчур много. Хотелось бы видеть увеличение на час (вместо трех — четыре часа) ЕГЭ, например, по такому предмету, как химия.Алёна

Здравствуйте! Интересует вопрос о продолжительности ЕГЭ по математике и русскому языку. Заранее спасибо.Елена

Этот приказ, который регулирует норму выпускных экзаменов, которые проводятся не в форме ЕГЭ, для категорий, которые имеют на это право. Категории, которые имеют на это право, перечислены и известны, и для них тоже должны быть установлены нормы. Этот приказ и устанавливает эти нормы. Они не могут быть сравниваемы с нормами по проведению ЕГЭ, это две разные формы. Продолжительность экзаменов в форме ЕГЭ утверждена приказом Рособрнадзора в январе этого года.

Уважаемая Любовь Николаевна, скажите, пожалуйста, на основании чего составляются КИМы? Ведь, насколько известно, госстандарт образования до сих пор не принят. В каждой школе свои программы и свои учебники. Спасибо.Елена Анатольевна

КИМы соствляются на основании того же, что является основанием для обучения детей. В 1998 и в 2004 годах были приказы Министерства образования и науки, устанаваливающие минимум содержания по каждому предмету. На основании этого строятся учебные программы и выпускаются учебники. КИМы строятся в соответствии со спецификациями, которые отражают структуру образовательной программы и содержат обязательный образовательный минимум. Никакого противоречия нет.

Любовь Николаевна, когда у нас подчистят список вузов? Ведь многие из них, если и учат, то на уровне ПТУ (каковыми в прошлом и являлись). Я недавно видел сообщения о том, что проводилась массовая аттестация вузов, и половина из них оказалась несостоятельна. Когда полученная статистика перерастет в действия?Виктор

Действительно, в последнее время Рособрнадзор стал тщательнее контролировать уже существующие аккредитационные требования и сейчас разрабатывает новые лицензионные показатели для определения того, насколько вуз способен обеспечить условия образовательной деятельности и дать качественное образование. Анализ показывает, что автор вопроса, безусловно, в своем ощущении прав. Уже в первом приближении первой процедуры не проходят ряд вузов, которые не могут обеспечить условия образовательной деятельности. Они либо сами принимают решение о собственном закрытии, либо мы реализуем свое право на приостановление действия лицензии и на ее аннулирование. Мы принимаем такие решения, безусловно, с учетом того, насколько судьба студентов этого вуза решается с точки зрения возможности продолжения их образования. Но продолжать обучение студентов в вузах, где не могут обеспечить им качественное образование, государство позволить себе не может.

Когда в России начнет действовать обязательная система бакалавриата и магистратура. И будут ли какие-то вузы, которые будут иметь право обучать студентов по специальности.Газета.Ru

Закон о двухуровневой системе образования в РФ вступает в силу с 1 сентября 2009 года. Соответственно, на специальности бакалавриата и магистратуры в соответствии с новыми правилами студенты будут приниматься со следующего учебного года. Готовится перечень направлений, по которым подготовка по специальности будет сохранена. Это решение будет принято правительством РФ.

Любовь Николаевна, спасибо большое за ваши ответы.Газета.Ru

Мне так хочется обратиться в преддверии вступительной кампании: абитуриенты, будьте бдительны! Внимательно изучайте, куда вы поступаете, какие у вас есть права и какие возникают обязанности. Знание этих правил является вашей гарантией получения качественного образования. Ведь в условиях кризиса вам не нужен просто диплом, вам нужны знания.


105

Уважаемая Любовь Николаевна, скажите, пожалуйста, на основании чего составляются КИМы? Ведь, насколько известно, госстандарт образования до сих пор не принят. В каждой школе свои программы и свои учебники. Спасибо. // Елена Анатольевна


104

Любовь Николаевна, когда у нас подчистят список вузов? Ведь многие из них, если и учат, то на уровне ПТУ (каковыми в прошлом и являлись). Я недавно видел сообщения о том, что проводилась массовая аттестация вузов, и половина из них оказалась несостоятельна. Когда полученная статистика перерастет в действия? // Виктор


103

Уважаемая Любовь Николаевна! Я являюсь работником Регионального центра обработки информации в течении 3-х лет, моя зарплата в течении этого времени не изменилась и составляет 5 тыс.руб. так как мы находимся на местном бюджете. Вопрос: В связи с переходом ЕГЭ в штатный режим, планируется ли переход на федеральный бюджет и повышение заработной платы? // Рамина


102

Уважаемая Любовь Николаевна. Что будет с негосударственными высшими учебными заведениями??? Будут ли им продлять лицензии и предоставлять государственную аккредитацию? Как в дальнейшем планируется осуществлять контроль за их деятельностью??? И если учебное заведение закроют, то что делать студентам??? // Святослав


101

Госпожа Глебова! Когда Вы собираетесь пресечь попытки вставить в школьную программу Основы Православной Культуры и другие религиозные штучки? У нас же Конституция есть!!! По конституции школа от церкви ОТДЕЛЕНА. // Михаил


100

Здравствуйте, Любовь Николаевна! У меня к Вам вопрос, связанный с изменением порядка проведения Всероссийских олимпиад в этом году. Рособрнадзор инициировал изменение порядка проведения олимпиад, требуя участия школьников во всех предшествующих этапах, начиная со школьного этапа. Раньше можно было придти сразу на Московскую Математическую Открытую Олимпиаду. Мотивация этого решения лежала в области общероссийских рейтингов, т.е. как бы обеспечения равных условий проведения олимпиад для всех школьников. Я не говорю о том, что для ряда детей школьный и окружной этапы являются только лишь тратой времени, особенно досадной, если участвовать приходится в олимпиадах не по одному предмету (моя дочь всю осень просто не имела выходных). Претензия моя заключается в том, что в итоге Рособрнадзор отменил свою же продекларированную норму о едином общероссийском рейтинге участников заключительного этапа Всероссийской олимпиады по математике, и из Москвы взяли детей с более высоким баллом регионального этапа, чем из других регионов России. Получается, что новый порядок – дискриминационный (по отношению к школьникам Москвы)? // Елена


99

Г-жа Глебова, как Вы прокомментируете изменения в КИМах ЕГЭ по английскому языку? Как Вы смотрите на тенденцию превращения школьных уроков в 10-11 классах на т.н. «натаскивание» на госэкзамен? // Павел


98

Глубокоуважаемая Любовь Николаевна! Разъясните, пожалуйста, порядок приема граждан Украины в 2009 году в российские ВУЗы на бюджетные места? Заранее спасибо. // Роман


97

Наши братья-студенты волнуются: не собираются ли ЕГЭ отменить? Не хотелось бы терять дополнительный источник заработка за помощь в решении задач. // Студент


96

Уважаемая Любовь Николаевна! Хотелось бы задать вопрос, касаемо лицензирования деятельности образовательных учреждений. В части обеспечения горячим питанием студентов и сотрудников вуза был заключен договор с организацией, осуществляющей питание всех государственных и муниципальных учреждений города, в т.ч. в арендуемых нами школах. Эксперты Рособрнадзора требуют дополнительные документы, разрешающие нам осуществлять питание в школьной столовой, а именно документы на аренду ее, что вызывается определенные вопросы со стороны СЭС. Какие документы обоснованно доказывают обеспечение нами горячего питания сотрудников и студентов? // Елена Юрьевна


95

Из уст руководителя Минобрнауки прозвучала декларация об открытости в будущем всех заданий ЕГЭ. Я, как преподаватель математики, считаю это допустимым только для ЕГЭ первого уровня (для выпускников школ, не претендующих на поступление в соответствующий вуз). Абсолютно нормальная идея — освоить некий минимум и подтвердить его освоение на экзамене. Но для тех, кто поступает в технические вузы (и особенно в физико-математические), это абсолютно недопустимо! Точнее, некоторое количество заданий из первой части может быть открытым. Но обязательно должна быть, как минимум, треть заданий, которые абсолютно заранее неизвестны (лучше для них даже обойтись и без демонстрационной версии!). Именно при решении заранее неизвестных задач (по всему курсу школьной математики!) ученики и продемонстрируют свой настоящий уровень. Решение же даже на отличном уровне заданий из открытого банка свидетельствует о неплохой выучке и прилежании, но не может являться тестом для отбора на физмат. Что вы думаете по этому поводу? Спасибо. // Александр


94

Добрый день, Любовь Николаевна! Скажите, пожалуйста, правда ли это, что выпускники 2008 года, повторно сдающие некоторые предметы в 2009 году, при подаче документов в вуз смогут засчитать свой лучший результат? Спасибо! // Лилия


93

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, почему ваша служба не обращает внимание на нарушение ФЗ «О высшем и послевузовском образовании», в котором говорится, что стоимость проживания в общежитии для студентов-бюджетников не должна превышать 5% от стипендии. Например, в РУДН этот закон попросту попирается. Там стоимость проживания на порядок выше! Кроме того, в данном законе говорится о том, что жилой фонд общежитий может использоваться только для проживания студентов. Хотя, в общежитиях РУДН живут и коменданты и гастрабайтеры и т.п. Места для бюджетников невозможно получить, особенно для россиян. Г-н Гладуш (Проректор) попросту отсылает студентов. Обращение в Минобразования ни к чему не привело. Наведите, пожалуйста, порядок в РУДН! // Игорь


92

Уважаемая Любовь Николаевна! В последнее время в стране активно идет процесс создания федеральных университетов. Однако возникает серьезная опасность, что выделяемые ими деньги будут просто «проедены», а качественного продукта взамен государство и общество не получат. Ведь система управления остается такой же, деньги распределяются между «своих», а вертикальной мобильности (т.е. активного привлечения в федеральные университеты лучших кадров из других городов на основе реальных, а не мнимых конкурсов) не наблюдается. Уже имеется печальный опыт создания межрегиональных институтов по общественным наукам при поддержке российского правительства и западных грантодателей. Предпринимаются ли какие-то меры, чтобы не наступить на те же самые грабли, что и проект создания межрегиональных институтов? // Олег


91

Как мне кажется, система управления подавляющим большинством по крайней мере провинциальных вузов (абсолютно не важно федеральными университетами или «простыми») - это своеобразный гибрид между восточным феодализмом и латиноамериканским капитализмом. С одной стороны, эта система чрезмерно централизована, и высшее руководство объективно имеет все возможности распределять гранты и премии на основе личной лояльности, обеспечивать нужные оценки «покровительствуемым» студентам, совершать заведомо бессмысленные и дорогостоящие поездки под предлогом развития партнерских связей, заставлять студентов и преподавателей выполнять бесплатную и притом не предусмотренную нормативными документами работу, оказывать явное предпочтение вполне определенной политической партии (принудительное прослушивание сотрудниками выступлений политиков в вузовских стенах, мобилизация студентов на партийные демонстрации и. т.п.) некомпетентно вмешиваться в руководство учебной и научной работой даже самых мелких подразделений и т.д. Профсоюзы в таких вузах, как правило, карманные и права сотрудников не защищают. С другой стороны, разрыв в зарплатах между руководителем и пусть даже высококвалифицированным работником огромен: он запросто может превышать 10 раз. Будут ли предприниматься какие-то реальные шаги для оздоровления системы руководства вузами, ее децентрализации? Или власти важнее всего иметь безусловно лояльных ей руководителей, а эффективность управления вузами - это не главное? // Виктор


90

ЕГЭ по математике обязателен для всех. Но не кажется ли Вам, что неразумно давать одинаковую работу выпускнику гуманитарного класса (математика - 3 часа в неделю) и выпускнику маткласса (10 часов в неделю + кружки и факультативы), поступающему, например, на мехмат МГУ. Для первых - все задачи типа С - тайна за семью печатями, для вторых - задачи типа А (да и часть задач В) - просто тест на внимательность. Может быть сделать два уровня сложности: один для тех, у кого это просто выпускная школьная математика, а другой - для тех, кто этот результат собирается учитывать при поступлении? Речь именно об этом предмете, т. к. он обязателен для всех. С другим обязательным предметом - русским языком - ситуация несколько иная, хотя и здесь, наверное, возможны варианты. // Александр


89

Ректор нашего вуза в беседах с подчиненными всячески подчеркивает, что те подразделения, студенты которых получают недостаточно высокие средние зарплаты, работают плохо («если ваши студенты имеют низкие оценки, значит вы их плохо учите»). Не думаю, что он делает это просто так, не имея в виду лучше выглядеть в каких-то отчетах. Не кажется ли Вам, что ориентироваться на показатели более высоких или более низких оценок по тому или иному вузу в корне неправильно? Не следует ли вообще исключить показатели средних оценок из тех отчетов, которые вузы шлют наверх и четко дать понять вузам, что эти самые средние оценки абсолютно никак не влияют на их рейтинг? В противном случае оценки будут или занижаться, или завышаться, и на преподавателей, которые стремятся быть объективными, будут всячески «давить». // Артем


88

В чем, по-вашему мнению, причина напряженных и конфликтных ситуаций при приеме детей в первый класс? Какие вы видите пути их решения? Будут ли регламентированы на государственном уровне единые правила процедуры приема в школу, по примеру ЕГЭ? // Елена


87

Присоединение России к определенным международным актам, последние изменения российского законодательства формально открыли путь для развития инклюзивного образования в нашей стране. Но существующие правила образовательной системы, например ЕГЭ, введение новых ФГОСов и т.д. противоречат основным принципам инклюзивного обучения (например, индивидуализация целей и методов обучения и, соответственно, оценки уровня знаний ребенка). Я уж не говорю о необходимости создания особых условий в школе для инклюзивного обучения. Каким образом, по вашему мнению, можно эти противоречия преодолеть? Что и кто собирается делать в этом направлении? Планируете ли вы (ваше учреждение) делать что-то в этом направлении? Если нет, то почему? Если да, то что именно? // Балакирев Владимир


86

Уважаемая Любовь Николаевна, для поступления в магистратуру некоторые зарубежные университеты требуют подтверждения российского диплома из МИНВУЗа. Раньше достаточно было поставить гриф Апостиль прямо на диплом, всех это устраивало и обходилось в 300 рублей госпошлины. Теперь Рособрнадзор «упорядочил» процесс через созданную при себе самом структуру ФГУ «Интеробразование», а при нем - «НПСРО Магистр». Помимо вполне законной госпошлины «Интеробразование» берет себе 1770 руб за проверку подлинности диплома, а НПСРО Магистр - 13552 руб за«услуги Internet оформления апостиля». Всего 15662 руб. за тот же самый апостиль, который до «упорядочения» стоил 300 рублей! Понятно желание чиновников поживиться за счет богатеньких студентов, которые хотят учиться за границей. Любовь Николаевна, поясните, пожалуйста ценообразование и законность этих сборов. Отдаете ли вы хотя бы часть этих денег в школы или детские дома? // Леон


85

Уважаемая Любовь Николаевна! Что бы вы посоветовали вузам, которые в ближайшее время намерены выйти на процедуру государственной аккредитации? На какие моменты им необходимо обратить особое внимание? И второй вопрос: какие меры планирует принять Рособрнадзор для предотвращения такого нарушения, как выдача выпускникам неаккредитованной специальности документов государственного образца? // журнал «Аккредитация в образовании»


84

Уважаемая Любовь Николаевна! Обращаемся к Вам из Нижнего Новгорода. В одной из лучших школ нашего города. а именно школе номер 40 происходят странные события. Сначала вышло постановление о том, что приём в первый класс будет происходить в порядке живой очереди. Однако спустя 2 дня по заявлению директора школы приём будет осуществляться на основании результатов тестирования. Сейчас мы вынуждены дежурить у входа школы по ночам, приходить и контролировать не выкинули ли нас из списков. А сейчас появляется информация о том, что приём в школу будет платным. Хотелось бы узнать, имеет ли право администрация школы действовать таким образом? // Валентин


83

Госпожа Глебова, известно ли Вам, что доценты региональных вузов с 10-летним стажем даже после так называемого «повышения» зарплат получают «чистыми» чуть более 9 тыс. руб. (просто умиляют попытки начальства разных уровней изображать недоумение и утверждать, что на самом деле мы получаем в среднем где-то 15 тыс.) При этом, насколько мне и моим коллегам известно, доход среднего руководителя регионального вуза (начиная с проректора) получают в месяц (считая не только зарплаты, но и различные премии) не менее 100 тыс. (ректоры - до нескольких сотен тысяч). Не кажется ли Вам такая ситуация несправедливой и не следует ли а) привязать зарплаты руководителей вузов к зарплатам определенных категорий своих подчиненных и б) обязать вузы обнародовать зарплаты и премиальные своих руководителей и статистику не по абстрактной средней зарплате, а по средним зарплатам ассистентов, доцентов, профессоров и руководства вуза? // Сергей


82

Добрый день,Любовь Николаевна! Прием оригиналов установлен до 03.08.09. Хотелось бы уточнить до 3 августа включительно или нет? (1 и 2 августа — суббота и воскресение — приемные комиссии не работают) // Меденцева Лидия


81

Уважаемая Любовь Николаевна! В связи с выходом нового положения о лицензировании образовательной деятельности будут ли пересмотрены «Временные нормативы», установленные письмом Минобразования России от 06.04.2001 № 24-51-21ин/10? Когда это планируется? // Владимир Шестаков


80

Мой сын поступил в вуз на бюджет. На эту специальность набирали всего 7 бюджетных мест, ещё один человек поступил платно. В группе (и потоке) их всего 8 человек. Теперь им говорят, что группы такой численности существовать не могут и их могут расформировать (перераспределить по другим специальностям). Но сын не хочет на другую специальность, он осознанно выбрал эту, да и предметы тогда придется какие-нибудь пересдавать. Может ли вуз расформировать группу (специальность)? Какими документами это регламентируется? Специальность новая, существует в вузе всего первый год. Вуз государственный. Спасибо. // Петрова Елена


79

Здравствуйте, Любовь Николаевна. Подскажите, пожалуйста, где следует регистрироваться на сдачу ЕГЭ во второй волне? Срок регистрации во всех нормативных документах указан «до 5 июля 2009 г.». Я хочу поступать в Московский университет на экстернатную форму обучения. Школу и техникум окончила очень давно, более 15 лет назад. Живу в 1000 км от Москвы. Естественно, мне хотелось бы сдать ЕГЭ в своем городе, а в приемную комиссию московского вуза приехать уже с готовыми результатами, чтобы не пришлось долго жить в дорогом городе. Вчера обратилась в наше местное управление образования с вопросом о регистрации на ЕГЭ. Мне ответили, что я уже опоздала, и посоветовали сдавать ЕГЭ в качестве вступительных экзаменов в какой-нибудь из местных вузов, а потом забрать оттуда документы и ехать с ними, куда хочу. Разве местные управления образования или министерства не обязаны обеспечить равные условия на получение образования всем гражданам, гарантированные нам Конституцией? // Вера


78

Здравствуйте Любовь Николаевна! Пожалуйста, назовите причины, позволяющие выпускникам медицинских училищ сдавать ЕГЭ в резервное время (второй волной)? // Татьяна


77

Здравствуйте, Любовь Николаевна! У меня вопрос по олимпиадам школьников. Все ли вузы России должны признавать дипломы победителей и призеров из списка 120 олимпиад как сдачу ЕГЭ на 100 баллов? // Павел


76

Любовь Николаевна, поясните, пожалуйста, почему оценка по дополнительному ЕГЭ не влияет на общую оценку, а оценка по математике или русскому языку влияет на выдачу аттестата? Не слишком ли жестко?! // Наталья


75

Поясните, пожалуйста, могут ли ребенка не допустить к ЕГЭ и какие на то могут быть основания? Спасибо. // Лидия


74

Людмила Николаевна, здравствуйте. Я живу в Москве, собираюсь поступать учиться по форме экстернат, но в соответствии с законом №365 от 28 ноября 2008 г. и № 58 от 24 февраля 2009 г. я должен сдавать единый экзамен ЕГЭ. Я буду учиться на вечерней или заочной форме и школу закончил давно, работаю. Как мне поступить в этой ситуации? Заранее благодарю за ответ. // Виктор


73

Здравствуйте, Любовь Николаевна! У меня вопрос по поступлению. Я хочу поступить в институт для обучения по форме экстернат. Но в приемной комиссии мне сказали, что я должна сдавать ЕГЭ, так как есть такой закон №365 от 28.11.2008 г. и №58 от 24.02.2009 г. и что ЕГЭ не надо сдавать если я буду учится на вечерней и заочной формах. Я давно закончила школу, работаю, на учебу каждый день у меня нет времени, работодатель на сессии не отпускает, а в экстернате можно учиться по своему графику и сдавать экзамены, когда будешь готов. Почему институт отправляет меня на ЕГЭ, если я закончила школу до 2009 года? // Карнова Елена


72

Здравствуйте, Любовь Николаевна. Недавно в интернете появился приказ, подписанный вами, утверждающий, что ЕГЭ по русскому языку теперь будет идти 6 часов, вместо 3, как это было заявлено раньше, а ЕГЭ по математике — 5 часов, вместо 4. Правда ли это? Если да, то как вы можете аргументировать сей факт? Чем обусловлено столь необоснованное увеличение часов? По математике мы еще согласны, что 5 часов — это нормально, но по русскому это чересчур много. Хотелось бы видеть увеличение на час (вместо трех — четыре часа) ЕГЭ, например, по такому предмету, как химия. // Алёна


71

Любовь Николаевна, в инструкциях по заполнению бланков ЕГЭ написано, что для заданий С используются основной и дополнительный бланки. Можно ли требовать более одного дополнительного бланка для заданий С или он всего один. Моя дочь писала пробный экзамен в школе по математике и ей не хватило двух листов. Ведь задания С дочтаточно сложны и объемны. Почему нельзя предусмотреть более двух бланков. Да и почерк у всех разный. Поясните этот вопрос, пожалуйста. // Валентина


70

Уважаемая Любовь Николаевна! В Положении о Всероссийской олимпиаде школьников, утвержденном приказом Минобрнауки России от 22 октября 2007 г. №286, говорится, что победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников принимаются в вузы без вступительных экзаменов. Разъясните, пожалуйста, означает ли это, что, став призером Всероссийской олимпиады, для поступления в вуз по направлению подготовки, соответствующему профилю олимпиады, достаточно сдать только два обязательных ЕГЭ? // Инна


69

Добрый день! Ребенок все годы учился на 4 и 5, старался. Если он сдаст ЕГЭ на тройку, а контрольную на 4 или 5, какая оценка пойдет в аттестат? // Светлана


68

Добрый день! В марте в заявке на ЕГЭ написали заявление на три дополнительных ЕГЭ, теперь вуз отменил один экзамен, заявление об отмене лишнего экзамена у нас в школе не приняли (видимо, чтобы не связываться с переоформлением документов), несмотря на ваши уверения, что это возможно сделать до 7 апреля. Можем мы просто не явиться на этот экзамен? Будут ли какие-то последствия этой неявки? // Бэлла


67

Здравствуйте. Вопрос из Башкирии. Согласно новому федеральному закону «Об образовании» с 1 сентября 2009 года ликвидируется так называемый республиканский компонент образования. Уже притчей во языцех у нас стал этот вопрос во взаимоотношениях между учениками (их родителями) и представителями чиновников от образования. Хочется услышать окончательный вердикт представителя федеральной власти: с 1.09.09 всё будет по закону у нас в республике, всё в соответствии с государственным стандартом образования? Кто проконтролирует исполнение, куда обращаться если закон не будет исполняться? // Пётр Егорычев


66

Почему-то все решили, что ЕГЭ проверяет знания учеников. Но в школах масса безграмотных и недобросовестных учителей. Считаете ли Вы справедливым, что за некачественную работу учителей будут расплачиваться дети своими судьбами? // Валерия


65

Здравствуйте, Любовь Николаевна! Расскажите, чем горячая линия Рособрнадзора по вопросам ЕГЭ отличается от такой же горячей линии, открытой депутатом Алиной Кабаевой? Сколько всего горячих линий по ЕГЭ открыто в России? Открыты ли они во всех регионах страны? Они бесплатные? // Никита


64

Уважаемая Любовь Николаевна! 23 марта 2009 года Роснадзор официально разрешил лицензирование магистерских программ по техническим направлениям, это была рекламная антикризисная акция, но на самом деле в отделе лицензирования существует секретный список вузов, которые могут воспользоваться этим правом. Отраслевые университеты (например, УрГУПС) в список не попали и в этом антикризисном действии им было отказано. Разве это справедливо? Кризис у всех общий. // Малыгин Евгений Алексеевич


63

Добрый день! Подскажите, чем регулируется программа Государственных аттестационных экзаменов? Есть ли какие либо нормативы? Нормально ли это что в госэкзамен включен 21 предмет, 3000 вопросов, времени на подготовку - неделя (перед этим была первая часть ГОСа, 8 предметов)? На мой взгляд это несколько нереально — «освежить» в памяти такой объем за этот срок. Заранее спасибо за ответ. // Ирина


62

Любовь Николаевна! Опубликован приказ Минобрнауки от 24 февраля 2009 г. N 58 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. N 396 «Об утверждении порядка приема граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования на 2009/2010 учебный год»». По результатам вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно, могут поступать граждане, имеющие среднее (полное) общее образование, полученное до 1 января 2009 г., - при приеме для обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения. Будут ли подобные изменения внесены в приказ Минобрнауки России от 15 января 2009 г. N 4 «Об утверждении Порядка приема граждан в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования»? // Мартынова Татьяна Александровна


61

Уважаемая Любовь Николаевна! Может ли ученик не сдавать EГЭ в 11 классе (речь не идет о русском языке и математике), если он передумал после того, как в школу уже отдали перечень выбранных предметов? // Елена


60

Уважаемая Любовь Николаевна! Планируется ли усиление контроля за содержанием и качеством диссертаций кандидатов и докторов? Будет ли это касаться только вновь представляемых/защищаемых диссертаций, или же будет и — хотя бы выборочная — проверка ранее защищённых, а точнее, высиженных псевдотрудов? Не секрет, что во многих учебных заведениях распределение средств, получаемых за счёт внебюджетных источников, носит, скажем так, закрытый характер. Будет ли что-то делаться возглавляемой Вами структурой для повышения прозрачности бюджетов учебных заведений? Планируется ли проводить чистку кадров в учебных заведениях — как неэффективных управленцев, так и нечистых на руку преподавателей-взяточников — в открытом публичном режиме? И какие меры будут предприниматься с целью повышения эффективности использования государственных средств, имущества в научных учреждениях? Не секрет, что несмотря на последние меры, во множестве научных и исследовательских институтах никакой содержательной работы нет - только аренда помещений и непонятная суета. Нужна ли стране такая наука, такие институты? Искренне желаю Вам, Любовь Николаевна, чтобы у Вас и у Вашей команды хватило сил для наведения порядка в такой сфере, как наука и образование! // Иван


59

Добрый день. Я из Башкортостана. Мой сын учится в 5 классе. В обязательную программу в школе входит изучение башкирского языка (2-3 часа в неделю) и час на изучение культуры Башкортостана. Мы не понимаем для чего это нужно, если башкирский язык не является для нас родным языком. Ребенок постоянно спрашивает, где в дальнейшей жизни он будет его использовать. Времени же на изучение родного русского языка в школе не хватает. Но предстоит сдавать ЕГЭ по русскому языку, он необходим для поступления в любой вуз, а также для дальнейшей взрослой жизни. Подскажите, как долго может продолжаться такой произвол и что можно сделать, чтобы изменить создавшуюся ситуацию? Стоит заметить, что мы совсем не против изучения башкирского языка факультативно не более 1 часа в неделю. // Ольга


58

Уважаемая Любовь Николаевна, правомерно ли то , что некоторые вузы предлагают абитуриентам по одному из трех обязательных испытаний альтернативу в выборе предмета? То есть абитуриент может предоставить результаты ЕГЭ либо по физике либо информатике. Существует еще такая пара дисциплин: иностранный язык — обществоведение. // Владимир Дмитриевич


57

Добрый день! Хотелось бы узнать, влияет ли результат ЕГЭ предмета по выбору на выставляемую в школе итоговую оценку (в интервью руководства ДО Москвы ответ был неодназначен)? Сохранится ли положение о трех вступительных экзаменах в вуз на 2009-2010 учебный год, и когда планируется окончательное решение по 2009-2010 году? // Сергей


56

Любовь Николаевна! Скажите, возможность сдать экзамены несколько раз предоставляется только иностранным гражданам? Как будет устанавливаться проходной балл, если они не сдают ЕГЭ? // Любовь


55

Когда сегмент материалов — заданий ЕГЭ по математике — станет носить открытый характер (как обещали организаторы ЕГЭ)? Подготовка в ракурсе демоверсии не позволяет гарантировать полную успешность и приводит к недоработкам по всему перечню заданий. Учитель «не видит» всего поля необходимого для экзамена материала и тратит учебное время на разбор с учениками заданий, не составляющих материал ЕГЭ. // Софья


54

Я не сомневаюсь в знаниях своего ребенка, на протяжении одиннадцати лет он у нас не было проблем с учебой. Но я сомневаюсь в организации проведения ЕГЭ (в подготовке так называемых «ребусов и кроссвордов», в путаницах заполнения бланков, да и просто «в человеческом факторе» при организации столь масштабного мероприятия). Как уберечь своих детей от скудности ума чиновников? // Надежда


53

Добрый день, Любовь Николаевна! Каким образом в КИМах учитывается дифференциация школьников по уровню знаний? Пока что те КИМы, которые я видел, оставляют желать много лучшего. К тому же не с кого спросить за их качество, поскольку информация об авторах конфиденциальна. // Olan


52

Подскажите, пожалуйста, как действовать родителям, если ребенок заболел накануне или в день сдачи ЕГЭ? Могут школьники в случае несдачи ЕГЭ по уважительной причине сдать экзамен во второй волне и куда следует обращаться в таком случае? Спасибо. // Галина


51

Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных испытаний в вузы принимаются дети-сироты. Кто устанавливает границу успешной сдачи вступительных испытаний для детей-сирот: Рособрнадзор или вуз? Если вуз, то не противоречит ли это закону о социальной защите детей сирот, так как теряется смысл этой льготы? // Ольга


50

Живу в Тропарево. В нашем небольшом районе две школы, однако обычному ребенку (не очень одаренному) в них не попасть. В прогимназии 1723 (начальная школа) конкурс среди семилеток больше, чем в МГУ. Зачисляют туда детей из разных районов Москвы. А соседняя школа (бывшая №31) после ремонта, то есть с этого года, станет школой-лабораторией, в которую вход обычным детям тоже закрыт. Что делать обычным детям? Куда идти им? // Елена


49

Уважаемая Любовь Николаевна! Мой сын в лицее изучает два иностранных языка: китайский и английский. Китайскому языку в связи с поступлением в лингвистический ВУЗ мы уделяли больше внимания, как в школе, так и дома. В прошлых годах при наличии в аттестате двух языков поступающий выбирал язык, который он будет сдавать. При поступлении выпускники нашего лицея и других школ с углубленным изучением иностранного языка продолжали изучение языка в продвинутых группах. В этом году нам придется сдавать английский. Он у наших детей не на том уровне, что у тех, кто изучал только один язык. Не планируется ли в этом году сделать исключение для лингвистических вузов и добавить для поступления к четырем европейским языкам два восточных: китайский и японский? // мария


48

Здравствуйте! Интересует вопрос о продолжительности ЕГЭ по математике и русскому языку. Заранее спасибо. // Елена


47

Разъясните, пожалуйста, несоответствие некоторых положений о выдаче аттестатов. В Положении о выставлении оценок в аттестаты написано, что оценка в аттестате не зависит от результатов ЕГЭ, что в аттестат выставляется средняя оценка по предмету за последние три года, т.е. за 9-11 классы. В то же время, если выпускник не сдал ЕГЭ, ему аттестат не выдается. Но ЕГЭ проводится по двум обязательным предметам, а человек изучал более 19 предметов, учась 11 лет в школе! Пусть в вуз не принимают с двойками за ЕГЭ, а аттестат при чем? Вы не думаете, что будет социальный взрыв после того, как часть детей останется без документов? Это пока теоретически они воспринимают информацию о возможности остаться без аттестата. А что будет практически? // Александра


46

Добрый день! Я работаю инженером в области диагностики и тестирования. Известно, что если тестировать только готовый продукт, без промежуточных проверок, то процент брака (для ЕГЭ — двоек) будет значительным. И в случае сложного изделия выяснить, на каком этапе и какой исполнитель в этом виноват, достаточно трудно и уже бесполезно. Моя дочь учится в 6 классе. Я не вижу у нее возможностей сдать ЕГЭ на положительную оценку после того, как ее обучают в школе: темы по математике и русскому пропускаются, домашние работы не проверяются или вообще не задаются, заболевшие учителя не заменяются, диктанты и контрольные проводятся 1—2 раза в четверть, текущие оценки в дневник учителями не выставляются. Скажите, пожалуйста, какие меры планируются для проверки текущих результатов обучения детей в средней школе со стороны именно Рособрнадзора? // Верещагина Елена Васильевна


45

Любовь Николаевна! Последние два года положения о проведении ЕГЭ и вступительных испытаниях в вузы меняются кардинально незадолго до собственно проведения ЕГЭ (в феврале!). Чем объясняется такая нестабильность в очень важном для многих вопросе? Намерены ли и дальше чиновники от образования нервировать своими нежданными решениями детей, родителей и учителей? // Юлия


44

«Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (Глебовой Л.Н.) в срок до 31 декабря 2009 года привести в соответствие с Номенклатурой специальностей научных работников, утвержденной настоящим приказом, советы по защите докторских и кандидатских диссертаций». Уважаемая Любовь Николаевна, какие неожиданности ожидать для работы совета в результате такой акции? // елизавета


43

Уважаемая Любовь Николаевна, могут ли учеников из ЮАО отправить в пункт проведения ЕГЭ в САО? Это очень неудобно, как для учеников так и для преподавателей. // Давид


42

Когда студентам будут платить нормальные стипендии? // сенцей


41

Непонятно введение ЕГЭ в 9 классе, если он служит для поступления в вузы. Если раньше ученик, который неважно учился, уходил получать рабочую специальность в техникум или ПТУ, то куда теперь пойдёт учащийся после 9 класса, если не сдаст ЕГЭ? Останется в школе? До какого времени? Аналогично и с выпускниками. Сейчас, говорят, для этого введут 12 класс, но кормить родителям 18-летних «детей» — какая-то странная политика, явно противоречащая интересам государства. // Ленок


40

На основании какого положения или другого нормативного акта выпускники будут награждаться серебряной и золотой медалями в связи со сдачей ЕГЭ? // Марина Николаевна


39

Как проводиться шкалирование результатов ЕГЭ из первичных баллов в окончательные (как правило очень низкие)? Как я лично могу проверить — правильно ли «отшкалировали» результат моего ребенка? Когда на телефонах Рособрнадзора будут находиться компетентные в «шкалировании» люди? Почему так мало времени дается на сдачу ЕГЭ, состоящих из 30-45 вопросов и задач? Каким образом это было определено и кем? Почему у детей нет шанса улучшить свой результат ЕГЭ хотя бы один раз? // Александр


38

В приказе №74 от 19.01.09 в пункте 2.3 перечислены дополнительные устройства и материалы, при проведении ЕГЭ. Почему там нет таблицы Менделеева для химии? И в ЕГЭ по математике есть геометрические задачи, для которых необходимы: линейка, циркуль, транспортир. Почему их нет в списке? Здоровья Вам // Мария


37

В СМИ появились сообщения, что Минобрнауки РФ направил в вузы рекомендации по переводу студентов на вакантные бюджетные места. Где можно найти эти рекомендации? Заранее спасибо. // Тамара Павловна


36

Уважаемая Любовь Николаевна. По слухам, для иностранных граждан стран СНГ, с которыми заключены межправительственные соглашения в области образования, будет предоставлена альтернатива: либо сдавать ЕГЭ в июле, либо участвовать во вступительных испытаниях, проводимых вузом. Будет ли возможность у абитуриентов иностранных государств представить, например, сертификаты ЕГЭ по двум предметам, а по оставшемуся третьему предмету участвовать во вступительном испытании, которое проводит вуз? // Владимир


35

Уважаемая Любовь Николаевна, когда будут опубликованы порядок и правил приема для иностранных граждан в вузы РФ? Расскажите, пожалуйста, об основных положениях данных правил. // Владимир


34

Уважаемая Любовь Николаевна! Предположим, что выпускник получил «2» по русскому языку, а в июне в дополнительный день (11 июня) он собирался сдавать химию. Когда в этом случае он пересдает обязательный предмет и будет ли у него возможность сдать предмет по выбору? Если выпускник не сдавал предмет по выбору в первой волне, будет ли у него право сдать его во второй волне? Если выпускник прошлых лет без уважительной причины не участвовал в ЕГЭ в мае-июне, будут ли у него препятствия для участия в ЕГЭ в июле? // nadegda


33

Почему МГИМО проводит дополнительный экзамен по иностранному языку (на все факультеты), а не по профилирующим на каждый факультет? Справедливо ли это? // Валентина


32

Не боитесь ли Вы, что школы и директора школ, которые заранее знают, где будет проводиться ЕГЭ (пункт проведения) сговорятся и на экзамене, получив варианты, уйдут в другую комнату и со своими учителями будут решать эти варианты для своих учеников? // Валентина


31

В Финансовой академии при правительстве РФ на факультет МЭО установили очень странное условие поступления: помимо результатов ЕГЭ проводится обязательное профориентационное собеседование, не являющееся вступительным испытанием. В рамках собеседования абитуриенты также тестируются по иностранному языку. Оценка по итогам собеседования не выставляется. Имеют ли они право проводить данное собеседование и зачем тогда оно нужно, если, как написано, оценка по нему не выставляется? // Валентина


30

Если школьник, учащийся в 11 классе, пропустил всю первую волну ЕГЭ по уважительной причине, можно ли ему принять участие во второй волне? // Валентина


29

Уважаемая Любовь Николаевна! Почему срок записи на первую волну ЕГЭ такой маленький (до 1 марта)? Почему его нельзя увеличить до 1 мая? Вы даже не представляете, как это неудобно для людей! Можно ли в будущем сделать до 1 мая? // Валентина


28

Признание в России PhD (ученая степень — доктор философии), полученного за границей, например в Германии, сейчас долгий и забюрократизированный процесс, или был по крайней мере таким пару лет назад. Облегчение признания степени зарекомендовавших себя за рубежом специалистов был бы реальным, хотя и маленьким, шагом в возврате мозгов, «утекших» за рубеж. Планируются ли какие-либо изменения в этом направлении? // Nikolai


27

Уважаемая госпожа Глебова! Законно ли то, что вузы будут засчитывать результаты интернет-олимпиад за 100 баллов ЕГЭ? Где гарантии, что в числе победителей и призеров олимпиад не появятся «сыночки», которые не участвовали нигде? // olga


26

Уважаемая госпожа Глебова! Разъясните, пожалуйста, вузы определяют третий экзамен или все-таки дают право выбора абитуриенту? Потому что на сайтах, в том числе ЛИТМО, например, на один из факультетов перечень таков: русский язык, математика (профильный), физика или информатика (одно испытание из двух). // olga


25

Вопросы к вам как обладателю диплома школьного учителя. Сколько лет вы проработали по своей специальности «учитель русского языка» в школе? Вы действительно считаете, что ЕГЭ - это главная проблема российского образования? // любознательный


24

В нашей школе началась оптимизация. Пострадали дети и зарплаты учителей. Чтобы сэкономить, теперь младшеклассников сгоняют на продленку в один класс, человек так под тридцать, где с ними каждый день занимаются разные учителя. Кроме того, теперь время продленки сокращено. Директор объясняет это тем, что недостаточно средств. Эта ситуация нормальна? // Светлана


23

Как соотнести концепцию профилизации и ЕГЭ? Почему реформирование или модернизация (как ни назови) осуществляются без научной психолого-педагогической экспертизы? Комментарии весьма известных ученых говорят о неадекватных природе образования мерах // Галина


22

Скажите, пожалуйста, в какой форме будут сдавать вступительные экзамены в российские вузы иностранные граждане? Меня конкретно интересуют абитуриенты из Беларуси. // Анфиса


21

Нужно ли сдавать ЕГЭ для поступления в вуз на ускоренное обучение на базе среднего профессионального? // Елена


20

Любовь Николаевна, насколько я понимаю, в ведение Рособрнадзора входит аттестация научных и научно-педагогических работников. В настоящее время в нашей стране имеется некоторое количество научных работников, которые имеют по одной и той же специальности не только степень кандидата наук, но также и степень PhD, полученную за рубежом. Планируется ли разработка процедуры легализации степени PhD в нашей стране кроме действующей сейчас перезащиты в диссертационом совете. Как быть в ситуации, когда, например, человек кандидат физико-математических наук и одновременно имеет степень PhD по физике? // Игорь (Москва)


19

необходимо ли иностанным гражданам,а именно гражданам Узбекистана сдавать ЕГЭ для поступления в ВУЗ? // Айгуль


18

Скажите пожалуйста, когда будут опубликованы официальные правила приема в российские вузы для иностранцев? Останется ли возможность, например, гражданам Казахстана, поступать на бюджетные места? // Марина


17

В этом году моя дочь заканчивает колледж и собирается поступать в университет. Должна ли она сдавать ЕГЭ? Если да, то где и когда? Как это оформляется? // Игорь С.


16

Уважаемая Любовь Николаевна! Считаете ли Вы нормальной зарплату старшего преподавателя московского государственного ВУЗа, с 30-летним стажем работы в нем, в 12 000 руб? И это не единичный случай! // Елена Алексеевна (Москва)


15

Почему заранее неизвестно количество баллов, которое означает успешную сдачу экзамена? Это представляется более чем странным — почему это будут решать чиновники и из чего они будут исходить? // Надежда


14

Немалая часть недобросовестных студентов в вузах пользуется чьим-то покровительством, в том числе покровительством вузовского руководства. Поставить таким людям не ту оценку, которую они хотят, что называется себе дороже: конечно формально закон на стороне преподавателя, но фактически начальник имеет широкий диапазон возможностей воспользоваться, как это сейчас модно, избирательной правоприменительной практикой. Возможно, преподаватель бессилен потому, что реально система самоуправления и независимые профсоюзы в вузах отсутствуют, и система управления этими самыми вузами весьма авторитарна. Не было бы ли целесообразно для оздоровления ситуации в вузах и, в частности, защиты интересов принципиальных преподавателей, расширить возможности вузовского самоуправления по тому образцу, который существует в западных странах, где в таком самоуправлении участвуют все сотрудники, а не только верхушка? // Игорь


13

Плагиат стал настоящей чумой для высшего образования, особенно это касается общественных дисциплин. По разным подсчетам, проделанным мной и коллегами, в среднем 50-70% письменных работ в региональных вузах (включая федеральные университеты) несамостоятельны. Такое высшее образование является таковым только по своему названию. Между тем, абсолютно легальны фирмы, исполняющие под заказ курсовые и дипломные (кстати, они предлагают доценту провинциального госуниверситета втрое больше его месячной зарплаты), сколько-нибудь серьезного наказания за плагиат в большинстве вузов не предусмотрено. Будут ли предприняты меры по системной борьбе с плагиатом в сфере высшего образования? // Сергей


12

Сейчас наступает «демографическая яма», в связи с чем число студентов, по-видимому, резко сократится. В связи с этим у министерства может возникнуть большое искушение пропорционально сократить и число преподавателей. Однако в настоящее время в провинциальных вузах в результате политики жесткой экономии, сокращения часов и т.п. один преподаватель, как правило, имеет дело с несколькими десятками студентов, которых он не может сколько-нибудь полноценно проконтролировать. Мне кажется, что такое образование мало чем отличается от среднего, оно зачастую сводится к механическому заучиванию лекций, копированию студентами текстов из интернета и т.п. Зачем нужно такое высшее образование, если на одного нищенски оплачиваемого преподавателя будет приходиться несколько десятков студентов; причем у одного не будет достаточных стимулов учить и полноценно контролировать результаты обучения, а у других — добросовестно учиться?! // Вера


11

В последнее время Ваше министерство и Рособрнадзор в частности пытается обосновать планы по сокращению числа вузов некими экспертными оценками, из которых следует, что от половины до 60% вузов и половина диссоветов работают некачественно. Никаких ссылок на авторов этих экспертных оценок и методику расчета нигде не приводится, что на Западе считалось бы моветоном. При этом известно, что все эти «некачественные вузы» были министерством вполне успешно аттестованы, а ВАК проверяет примерно 4% диссертаций (и следовательно сделать вывод о том, что половина диссоветов работает некачественно, никак не может). Не кажется ли Вам, что апелляция к анонимным и бездоказательным «экспертным оценкам» некорректна и является плохим тоном? // Вера


10

Уважаемая Любовь Николаевна! Известно ли Вам, что бесконечные реформы ВАК, о которых заявляется за несколько месяцев до внедрения, больше бьют не по нечистоплотным соискателям, а по добросовестным аспирантам и докторантам? Для таких людей резкое изменение правил игры (например, сужение ваковского списка или временное закрытие диссовета) нередко означает удар по и без того тощему кошельку, растягивание времени нищенского существования и т.п. Для кого -то перенос защиты из-за внезапных нововведений может вообще означать крушение научной карьеры. Не было бы ли справедливым объявлять о принципиальных реформах порядка защиты диссертации, от которых потенциально могут пострадать живые люди, по крайней мере года за полтора до нововведений? // Сергей


9

Уважаемая госпожа Глебова! ВАК присвоил мне степень канд. с.-х. наук , работаю в группе информатики ВНИИ люпина. Диссертация защищена на материале прежних исследований данной группы. На сегодняшний день группа информатики продолжает заниматься математическим обеспечением анализов научных исследований в области селекции люпина всех подразделений института (плюс всевозможные технические вопросы по компьютерам). В должностной инструкции группа означена как научно-техническое подразделение. Директор института отказал мне в выплате надбавки за кандидатскую степень, мотивируя это тем, что должность руководителя группы информатики (я ее занимаю) не требует наличия степени кандидата наук (ссылка на Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов …, утвержденный Постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. № 37, не содержит наименования и квалификационных требований к должности руководитель группы информатики. (Хотя в дополнении от к справочнику за 2000 и 2002 должность руководителя группы есть, но в конструкторских организациях, хотя в нашей группе научные исследования ведутся, ведь степень получена на научном материале нашей группы, и я продолжаю работать в этом научном подразделении). На каких основаниях (юрид. ссылки) я могла бы оспорить решение руководства? Спасибо // Надежда


8

Госпожа Глебова, можно ли хотя бы приблизительно назвать общее количество учителей в средних школах России и количество чиновников от уровня РОНО до Вашей структуры? // Александр


7

Вопрос непосредственно по надзору в науке. В бытность в институте РАН мы стали свидетелями явно уголовно наказуемых махинаций директора его дирекции, в частности с незаконной продажей новейших химпрепаратов в США, минуя таможню. Было даже задержание крупной партии препаратов на границе, которое тогда замяли всем известным способом. На время казалось подельники «залегли на дно» под видом «научного сотрудничества». Однако теперь выясняется, что директор и его зам (ныне занявший пост директора) таки нелегально частным образом продали этот ещё советский препарат одной мелкой американской фирме. А эта фирма, видимо не зная обстоятельств дела перепродала его фармгиганту Пфайцер. О многомиллионной сделке (разумеется без упоминания российского происхождения препарата) теперь можно прочесть в многочисленных публикациях в сети. Мы сотрудники РАН не понаслышке знаем историю многолетних махинаций вокруг этого лекарства, кстати, описанную в местной газете, которую немедленно закрыли после публикации этой истории. Не пора заинтересоваться этой историей и органам надзора по науке? Или теперь это уже не актуально? // Владимир


6

В городе Дубна Московской области для того, чтобы сделать косметический ремонт в школе №8, распоряжением главы города была продана коммерческим структурам часть земли пришкольного двора, которая была выделена школе еще в 1960 году. Любовь Николаевна, почему национальный проект «Образование» не коснулся ни одной из всех школ институтской части города Дубна, где располагается Объединенный институт ядерных исследований? // Василий Юрьевич


5

Будет ли что-то еще меняться в проекте ЕГЭ или сейчас он уже работает в окончательном виде? // Георгий (Тверь)


4

Как вы относитесь к проекту депутата Яровой об устных экзаменах по истории и литературе в 10 классе? Не считаете ли вы, что это будет только дополнительной нагрузкой на выпускников? // Александра


3

Какой ожидается «планка» в сдаче ЕГЭ по баллам в этом и следующем году? Будут ли эти показатели различаться или каждый год останутся одни и те же? // Кирилл (Москва)


2

Я гражданин Украины и хочу поступать в московский институт. Мне нужно будет сдавать ЕГЭ? // Петр (Киев)


1

Госпожа Глебова, законно ли взимание платы с аспирантов и докторантов за публикацию в журналах, рекомендованных ВАК? // Максим

Читайте также по теме:
[an error occurred while processing this directive]

Главное сегодня






/interview/nm/s2969817.shtml