25 сентября 2016

 $64.00€71.20

18+

ЭКОНОМИКА РОСТА

Негарантированные инвестиции

Запустить российскую экономику могут инфраструктурные реформы

Фотография: ТАСС

Разогреть притормозившую российскую экономику могут крупные инфраструктурные проекты. Реализовывать их бизнесу мешает не столько нехватка средств, сколько отсутствие гарантий и несовершенная система управления финансовыми рисками.

В начале августа Экспертный совет (ЭС) при российском правительстве представил Министерству экономического развития результаты анализа коррупционных рисков, которые возникают при реализации крупных инфраструктурных проектов. Всего эксперты перечислили более 70 факторов – от принятия решения о создании «ненужного» объекта «под давлением заинтересованных лиц» до фактического невыполнения оплаченного проекта. ЭС предлагает проследить за коррупционными рисками на примере ряда проектов, чтобы потом перейти к нормативному регулированию. Анализ, считают в ЭС, поможет избежать удорожания проектов, «которое может достигать от 30% до 100% и более».

Дорого и жизненно необходимо

Инфраструктурные проекты сегодня требуют огромных вложений. В России инвестиции в инфраструктурные проекты начинаются от миллиардов рублей и заканчиваются сотнями миллиардов. Так, строительство платной автодороги в Санкт-Петербурге – «Западного скоростного диаметра» - оценивалось более чем в 212 млрд рублей, проект скоростного железнодорожного сообщения Москва-Казань – примерно в триллион рублей. Инвестиции в инфраструктуру растут по всему миру: согласно анализу PricewaterhouseCoopers (PwC) , этот рынок начал восстанавливаться после мирового финансового кризиса и, как ожидается, в течение следующего десятилетия расходы на подобные проекты будут расти. К 2025 году мировые расходы на инфраструктуру вырастут до более чем $9 трлн в год, полагают эксперты PwC.

В целом, около $78 трлн может быть потрачено на инфраструктурные проекты в период между 2014 и 2025 годами.

Для роста российской экономики особенно необходимы такие внутренние инвестиции, которые позволят ее диверсифицировать и снизить зависимость от добывающих отраслей, считают управляющие партнеры EY по странам СНГ и России Джо Ватт и Александр Ивлев. Поэтому, по их словам, задача развития инфраструктуры в России вышла на первый план к 2014 году, и сейчас, в условиях сжатия экономики, инвестиции в крупные проекты могут ее поддержать.

Судя по данным статистики, инвестиций российской экономике действительно недостает. Согласно текущему прогнозу Минэкономразвития, спад ВВП в 2015 году составит 2,8%. По расчетам аналитиков банка HSBC, индекс деловой активности (PMI) в промышленности России восьмой месяц показывает падение. А индекс предпринимательской уверенности, рассчитываемый Росстатом, пятый месяц находится на отметке минус 7%.

Инвестиции в инфраструктурные проекты могли бы стимулировать экономический рост.

Так, например, строительство дорог влечет за собой мультипликативный рост деловой активности - как в производстве, так и в туризме, констатирует президент ГК «Энергия» Сергей Гуськов. «Каждый рубль инвестиций в железнодорожную инфраструктуру дает 1,46 рубля мультипликативного эффекта для ВВП страны. В случае инвестирования государством в инфраструктуру «Восточного полигона» 260 млрд рублей, поступления в бюджетную систему составят около 700 млрд в ближайшие 30 лет, а валовой региональный продукт на Дальнем Востоке, по предварительной оценке, может вырасти на 25%», - объяснял тогдашний президент РЖД Владимир Якунин в интервью «Коммерсанту» в июне этого года.

Высокорисковые гарантии

Однако, кроме огромных вложений, которые требуют инфраструктурные проекты, их реализации препятствуют и другие факторы. Такие проекты имеют длительные сроки окупаемости, являются низкорентабельными и высокорисковыми. Учитывая нынешнюю рецессию в экономике, бизнесу нелегко решиться на масштабные инвестиции в столь неопределенных условиях. В этой ситуации помочь должна выверенная система финансового управления рисками инфраструктурных проектов. Однако в России она крайне несовершенна.

Механизм банковских гарантий при исполнении госконтрактов (а к ним, как правило, относятся крупнейшие инфраструктурные проекты) – часть этой системы. Когда заказчик, то есть государство, определяет исполнителя контракта, банк предоставляет ему гарантию – в случае нарушения обязательств исполнителя банк обязуется выплатить заказчику компенсацию.

Банковская гарантия сегодня, по сути, - это единственный способ обеспечения исполнения обязательств, в котором соблюден баланс между расходами на него и реальной возможностью обеспечить исполнение обязательства

– получить, пусть и в результате суда, выплату по гарантии, говорит старший юрист Herbert Smith Freehills CIS Григорий Смирнов. «Реальных альтернатив этому механизму пока нет. Рынок обсуждает возможность использования залога прав по договору банковского счета, но пока он не получил распространения в качестве альтернативы», - поясняет он.

Однако, из-за пробелов в законодательстве, в последнее время сложилась практика, когда банковская гарантия используется не вполне правомерно. Например, государственный заказчик может получить деньги от банка по гарантии, а затем выдвинуть иск к исполнителю госзаказа. При этом заказчик имеет право взыскать всю сумму банковской гарантии с банка, не приводя никаких расчетов, доказывающих ее обоснованность (об этом Ассоциация российских банков даже писала председателю Верховного суда).

Один из известных примеров – конфликт между Федеральным агентством железнодорожного транспорта (Росжелдор), Альфа-банком и ООО «Стройновация», который начался в 2012 году и тянется до сих пор. В 2012 году «Стройновация», входящая в группу «Сумма», и Росжелдор заключили контракт на строительство первого участка железнодорожной ветки Кызыл (Тува) – Курагино (Красноярский край). Компания выиграла конкурс, предложив провести 147 км железнодорожных путей за 44,3 млрд рублей. Гарантию по этому проекту выдал Альфа-банк. Затем Росжелдор обратился в суд с иском о расторжении контракта, требуя с исполнителя более 5 млрд рублей аванса. В компании, однако, считали, что аванс был отработан. Не получив деньги, Росжелдор попросил Альфа-банк произвести платеж по банковской гарантии. Сумма эта была взыскана банком с компании «Стройновация». После чего компания смогла лишь частично отсудить у Росжелдора 3,9 млрд рублей. При этом, она продолжает судиться с Альфа-банком, обвиняя его в неосновательном обогащении.

В схожей с компанией «Стройновация» ситуации оказался холдинг «Трансстрой», который занимался реализацией госконтракта по строительству железнодорожной магистрали Беркакит-Томмот-Якутск (Нижний Бестях). Есть и другие примеры.

«Такого рода правовые коллизии останавливают развитие инфраструктурных проектов в стране, вызывают у подрядчиков нежелание иметь дело с госзаказом, либо приводят к повышению цен на строительство»,

 - комментирует Василий Ицков, руководитель практики разрешения споров ИФК «Горизонт Капитал».

По словам эксперта, возможно, по аналогии с фондом Агентства по страхованию вкладов, следовало бы создать фонд, который будет обеспечивать страховку для наиболее крупных инфраструктурных проектов - таких как строительство крупных железнодорожных и автомагистралей. «В 2013 году выдвигался законопроект, по которому предлагалось создать единый реестр банковских гарантий, выданных в РФ, – это могло быть хорошим дополнением к существующей практике», - добавляет юрист.

По мнению же Сергея Гуськова, чтобы в России росли инвестиции в инфраструктурные проекты, нужно сделать их привлекательными для иностранных компаний. «Не секрет, что именно по такому пути в свое время пошли многие европейские страны, например, Франция и Италия. И в этих странах за счет частных инвестиций был создан целый ряд инфраструктурных проектов - таких как автомагистрали, подземные парковки и т.п.», - констатирует эксперт.

Читайте также:
ПОДЕЛИТЕСЬ ЛИЧНЫМ ОПЫТОМ
  • Livejournal
ПОДЕЛИТЕСЬ ЛИЧНЫМ ОПЫТОМ