Учителей попытаются привлечь рублем

Захар Кириллов 25.08.2006, 17:22

Перед началом учебного года в российских школах не хватает учителей. В то же время, по разным данным, от 70 до 90% выпускников педвузов не идут работать в школу, предпочитая другие профессии. Правительство и местные власти пытаются решить проблему, вводя различные коэффициенты и доплаты к учительским зарплатам.

В целом ряде регионов России накануне учебного года учителей в школах не хватает. Так, в школах Актюбинской области недостает 148 педагогов, а в Екатеринбурге — 540. В Липецкой области 15 школам недостает учителей иностранного языка.
Такая ситуация наблюдается уже в течение нескольких лет. Однако есть и положительные данные — в школах Череповца впервые за долгие годы нет свободных вакансий, а в Северной Осетии школы практически полностью обеспечены учительским составом.

Вместе с тем, как заявил в ходе своего визита в Астрахань министр образования и науки Андрей Фурсенко, нехватка учителей в России — это миф.

По данным министерства образования и науки, учителей в стране достаточно.

«В последние годы количество выпускников сократилось на 25%, а учителей — лишь на 10%», — сказал министр Фурсенко, уточнив, что в России насчитывается более 15 млн школьников и около 1,6 млн учителей.

«По количеству школьников на одного учителя в России составляет десять человек, тогда как в Европе 15 учеников на одного учителя», — добавил министр.

То есть, с одной стороны, проблему с нехваткой учителей можно рассматривать как проблему управленческую, связанную, например, с неэффективным распределением учебной нагрузки.

Но с другой стороны, в последние годы в стране наблюдается стойкая тенденция по снижению притока в школы молодых специалистов.

Как констатировал Андрей Фурсенко, на сегодняшний день «официально до 70%, а неофициально и все 90% выпускников педвузов идут работать кем угодно: менеджерами, официантами, экскурсоводами, только не учителями».

Ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий убежден, что студент, окончивший педвуз, должен какое-то время проработать в школах. «Например, за работу в сельских школах выпускники могут получать какое-то вознаграждение», — заметил он.

Как заявил нашему корреспонденту глава Рособразования Григорий Балыхин, для решения кадровой проблемы Федеральное агентство давно занимаемся проработкой системы возвратной госсубсидии.

«Госсубсидия должна выдаваться выпускникам школ, которые идут обучаться на специальности государственной важности, например, в сферах образования, здравоохранения, культуры и сельского хозяйства», — пояснил он. Предлагаемая схема такова: абитуриент при поступлении в вуз подписывает контракт, по которому по завершении обучения он обязан либо отработать 3-5 лет по профессии, либо вернуть эту субсидию государству. В этой схеме также предусматривается, по словам Григория Балыхина, возможность возвращения денег или самим выпускником, или организацией, в которой он работает. Однако в настоящий момент эта система еще не нашла практического применения в практике российского высшего образования.

Министр образования и науки Астраханской области Виталий Гутман рассказал, как вопрос привлечения в сельские школы учителей решается в его области:

«В 2005 году молодым специалистам, ставшим сельскими учителями, выплачивалось единовременное пособие в 10 тыс. руб., а в 2006 оно возросло до 30 тыс.».

Гутман заметил, что «если в 2005 году в сельских образовательных учреждениях начали работать 63 молодых специалиста, то в этом учебном году их ожидается уже больше 100».

Другая важная сторона решения кадровой проблемы российских школ — повышение заработной платы в отрасли в целом и подъем престижа профессии. По мнению экспертов, в настоящее время, после того, как началась реализация национального проекта «Образование», осуществление этой задачи уже не кажется столь утопичным, как 2-3 года назад. Напомним, что с января этого года начались выплаты классным руководителям, а 10 тысяч лучших учителей к 1 сентября получат по 100 тысяч рублей. В ходе конкурсов нацпроекта «Образование» были отработаны критерии оценки качества работы школ и учителей, и теперь на основании этих критериев можно выстраивать нормативно-подушевое финансирование и отраслевую оплату труда.

В Санкт-Петербурге, например, к переходу на новую систему оплаты уже готовы.

«Сегодня много говорят о том, что нужно пытаться стимулировать качество образования, и как нам кажется, мы эту задачу у себя решили,

— рассказывает Наталия Заиченко, член совета развития Комитета по образованию администрации Санкт-Петербурга. — В нашей новой модели отраслевой оплаты труда мы попытались «вытащить» такой коэффициент под названием К-4, который будет выплачиваться учителю за определенную квалификационную категорию. Ранее за то, что учитель переходил из одной категории в другую (вторая — первая — высшая), ему доплачивали 150 рублей. Сейчас это порядка 1000-1500 рублей.

На учителя работает 4 коэффициента. Но эти коэффициенты внутри себя тоже поделены. Коэффициент стажа работы разделен на 5 стажевых групп. От нуля до двух они повторяются. Коэффициенты специфики тоже разные. Если ты в гимназии — у тебя коэффициент 1,2, если в коррекционной школе — он может быть 1,25.

Есть классификатор, который мы даем школе, и по этому классификатору считается зарплата учителя.

В результате наши педагоги, которые проработали в школе 5-10 лет, уже сейчас получают примерно от 12 до 16 тысяч рублей.»

Прогнозируют увеличение зарплаты учителей и в других регионах. Так, министр образования Астраханской области Виталий Гутман, отметил, что благодаря реализации нацпроекта «Образование» и переходу на отраслевую оплату труда зарплата «хорошего педагога» в области возрастет на 25%.