Образование подготовилось к саммиту

Майк Габриелян 02.06.2006, 19:30

Министры образования стран G8 подписали совместную декларацию, которая облегчит жизнь специалистам-мигрантам, упростит визовый режим для преподавателей и студентов и сократит число безграмотных в мире. Сколько на все это потратить, решат главы G8 на саммите в Санкт-Петербурге.

В пятницу в Москве на встрече министров образования стран «большой восьмерки» была принята итоговая декларация по развитию системы образования в мире. Российский министр образования Андрей Фурсенко заявил: «Московская декларация — это не только символ завершения нашей работы, но и документ, который будут осуществлять руководители министерств образования всех стран мира, а также международные организации, в том числе Международный банк, ЮНЕСКО, ООН».

По его словам, в декларацию вошли все основные вопросы, которые накануне обсуждали министры: всеобщая доступность образования, в частности открытость вузов для мигрантов, борьба с безграмотностью, наконец, установление соответствия профессиональных квалификаций на мировом рынке труда.

Одна из главных задач — борьба с общемировой безграмотностью и обеспечение доступности качественного образования в бедных странах.

По статистике, около 50 млн детей в мире вообще не посещает школ. Правда, для России, на долю которой в этой категории выпадает лишь 0,001%, проблема не очень актуальна.

Кроме того, страны «восьмерки» собираются расширить свое участие в международной программе «Образование для всех». В рамках этой программы благополучные страны помогают развивающимся обеспечить всеобщий доступ к начальному образованию. В 2006 году Россия внесла в фонд этой программы $7 млн. Предложено также выработать единые методики оценки качества начального образования.

Еще один значимый пункт декларации — взаимозачет профессиональных квалификаций во всем мире.

Предполагается, что образование во всем мире должно отвечать международным квалификационным требованиям, чтобы специалист вне зависимости от того, где именно он получал образование, чувствовал себя уверенно в любой стране. Пока, как отмечалось на встрече, в разных странах в понятие квалификации вкладывают разный смысл. Страдают от этого специалисты, выезжающие за рубеж, нередко вынужденные годами доказывать свою профпригодность и сдавать специальные дополнительные экзамены. Исходя из этого, Россия выступила с инициативой «по установлению системы доверия» к квалификации специалистов во всем мире, чтобы тем не приходилось повсюду сдавать ненужные экзамены. Для решения проблемы предполагается, в частности, создать международную рабочую группу, которая разработает методы взаимопризнания квалификаций специалистов.

Однако о полном единообразии речи не идет: министры образования считают это нецелесообразным. Как сообщает ИТАР-ТАСС, Фурсенко заявил: «По этому вопросу в ходе заседания развернулась широкая дискуссия, но министры сошлись во мнении, что единые стандарты погубят уникальность, индивидуальность, разнообразность систем образования разных стран мира». «Мы просто должны понимать друг друга, установить соответствие квалификаций в странах мира и плотнее вести диалог», — считает российский министр.

Еще одна затронутая тема — мобильность преподавателей, студентов и исследователей.

Единое европейское пространство высшего образования, о котором упоминалось на встрече, как раз предполагает, что преподавателям, студентам и специалистам должно быть достаточно просто перемещаться по миру. Как ожидается, скорее всего, профессуре и студентам уже в скором времени станет проще выезжать за рубеж. Тем более что договоренности об упрощении визового режима для них Россия уже достигла с Италией, Германией и Францией и предполагает договориться о том же со всеми странами «восьмерки».

Актуальный пункт итогового документа — образование и мигранты. Он предполагает специальные образовательные программы, позволяющие мигрантам легче вписаться в жизнь принимающей их страны. В России, например, упор будет сделан на профессиональную подготовку мигрантов в среднеспециальных учебных заведениях.

Надо сказать, что в рамках G8 тема миграции была затронута впервые. Предполагается, что в итоге страны найдут общие подходы к тому, как образование может помочь мигрантам интегрироваться.

Финансирование этих программ на встрече министров не обсуждалось.

Это вопрос будет рассмотрен на июльском саммите глав G8, который пройдет под председательством России в Санкт-Петербурге. Тем более что проблемы образования — одна из основных тем, включенных в повестку предстоящей встречи.