Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

С мира по акту

Королевский балет Великобритании начинает свои гастроли в Большом театре

В Москве начинаются гастроли балета «Ковент-Гарден» — Королевского балета Великобритании. В программе — «Манон» с Натальей Осиповой, барышниковская «Расподия» Фредерика Эштона и одноактные балеты Уэйна Макгрегора и Кристофера Уилдона.

Несколько лет назад, когда труппой Королевского балета еще управляла Моника Мэйсон (покинувшая пост в позапрошлом году), она как-то решила зайти на утренний класс и — чтобы показать дружелюбие и расположенность ко всем артистам — поздороваться с каждым на его родном языке. По мере ее маршрута вдоль станка лицо ее все вытягивалось: в процессе она осознала, что ей почти не приходится говорить по-английски.

Испанский и итальянский, русский и украинский, португальский, болгарский, японский — и если кому-то и можно было сказать «good morning», так человек почти наверняка был из Австралии.

Что ж, так собиралась (и собирается сейчас — ее преемником Кевином О'Хэйром) труппа Королевского балета — над этой империей уж точно никогда не заходит солнце.

Потому если говорить о солистах на гастролях, что начинаются в Большом театре 17-го и продлятся до 22 июня, мы не увидим какого-то одного «английского стиля». Примы и премьеры, мигрирующие в «Ковент-Гарден», привозят с собой обычаи своих школ, личные артистические привычки и манеры.

Особенно это будет видно, конечно, когда начнется блок «Манон»; блокбастер Кеннета Мамиллана за три дня (с пятницы по воскресенье) станцуют четырежды, в главных ролях каждый раз будут новые артисты.

Макмиллан, в 1974 году поставивший в «Ковент-Гардене» один из лучших своих спектаклей, ориентировался на драмбалетный канон, на который англичане молились с момента первых послевоенных гастролей Большого театра и пробежки Улановой-Джульетты по лондонской сцене.

Его Париж так же густо и разнообразно населен, как Верона Леонида Лавровского, — но, конечно, в советском балете не могло быть таких захватывающих танцев торгующих собой дам.

Юная, но уже свободная от предрассудков девица увлекает молодого поэта в столицу и мимоходом направляет его на путь шулера; в последнем акте она погибает при побеге с каторги, последовавший за ней в американские болота герой рыдает над трупом. Французское легкомыслие, приведшее к большой беде английский хореограф, конечно, не одобрял — но Парижем был увлечен и гимн Парижу спел. В этом Париже разъезжают кареты, обаятельные шлюхи танцуют в некоем гибриде игорного и публичного дома, а поэт пишет потрясающие стихи (за эти вариации не один танцовщик на земле душу готов продать). Понятно, что Манон аргентинки Марианелы Нуньес (она выйдет на сцену в пятничном спектакле) будет разительно отличаться от Манон американки Сары Лэмб (в субботу), и обе они ни в чем не будут схожи с Манон бывшей примы Большого Натальи Осиповой (воскресенье). То же и с кавалерами де Грие: героя, учившегося в Канаде Мэтью Голдинг (утро субботы), так же невозможно спутать с персонажем австралийца Стивена МакРея (вечер субботы) и с втрое более яростным, чем оба предыдущих де Грие, героем кубинца Карлоса Акосты (воскресенье).

Понятно, что на «Манон» будет особенно рваться постоянная балетная публика. И потому, что знаменитый спектакль, и потому, что совсем скоро — 4 июля — премьера этого балета пройдет в московском Музыкальном театре. Там уже год отлично танцуют другой спектакль Макмиллана — «Майерлинг», а теперь получили права и на «Манон».

Сравнение трактовок — любимый балетоманский аттракцион.

Начинаются же гастроли с вечера одноактных балетов — и тут ажиотаж меньше, хотя они несомненно заслуживают внимания.

Потому что вот тут английский стиль есть. Это стиль хореографии — точнее, стиль отношения к хореографии.

Главный английский театр не боится рисковать, регулярно заказывает новые сочинения весьма нетривиальным авторам, и потому его программы одноактовок дают представление буквально о самой последней балетной моде.

В Москву Королевский балет привозит небольшие спектакли Уэйна Макгрегора — деконструктора, одного из главных нынешних ньюсмейкеров в мире танца, автора фантастической одноактовки «Chroma», которую пару лет назад перенес в Большой театр, и Кристофера Уилдона — менее революционного, но изобретательного автора, сочиняющего благообразную неоклассику; в Большом он десять лет назад ставил «Misericordes».

Макгрегор представляет свежую, февральскую премьеру «Тетрактис» на музыку Иоганна Себастьяна Баха в обработке Майкла Беркли; Уилдон — «DGV» на музыку Майкла Наймана. Название последнего балета связано с наймановским опусом «MGV» («Musique a grande vitesse»), который композитор сочинил по заказу французского железнодорожного ведомства в честь открытия скоростной дороги TGV.

Так что «DGV» расшифровывается как «Танцы на большой скорости» — и этот бессюжетный балет действительно летит со скоростью суперэкспресса.

На случай же, если сегодняшние модные авторы не глянутся московской публике, в той же программе припасена одноактовка английского классика и сооснователя Королевского балета Фредерика Аштона: «Рапсодия», поставленная им тридцать с лишним лет назад как подарок ко дню рождения королевы-матери, придумывалась на Михаила Барышникова, и она безукоризненно классична. Под музыку Рахманинова («Вариации на тему Паганини») идет старинное как мир повествование о судьбе артиста; в нем даже пафос обаятелен, а если смотреть с юмором, воспринимая изобилие вращений как констатацию факта «хочешь жить — умей вертеться», то точно можно понять британцев, приравнивающих сочинения Аштона к короне Ее Величества.

Новости и материалы
Уровень Тобола за прошедшие сутки слабо изменился
Саперы тысячами разминируют боеприпасы в Авдеевке
Воздушную тревогу объявили в нескольких областях Украины
Российские морпехи уничтожили наблюдательный пункт ВСУ
В конгрессе США высказались насчет претензий Украины на Крым
Онколог рассказал об инновационном методе, который может выявить рак на ранних стадии
Следствие просит суд продлить арест Блиновской
Над Рязанской областью подавили беспилотники
Регионам с затоплениями угрожает вирус малярии
Ураганный ветер может оставить без света несколько регионов на Кавказе
Пророссийское подполье рассказало о пытках украинских спецслужб
Ученые превратили очистки граната в антимикробный препарат
Россиянам рассказали, где можно будет бюджетно отдохнуть летом
В США произвели почти центнер обогащенного урана
Израиль попросил у США больше вооружения
В Минфине рассказали о ключевых рисках развитых экономик
Потепление в Антарктике повысило уровень моря на другом конце света
США подняли в воздух стелс-бомбардировщики
Все новости