Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«О» значит Олимпиада

Прошла церемония открытия 22-й зимней Олимпиады в Сочи

В Сочи прошла церемония открытия Олимпийских игр — 2014 — самое масштабное представление года.

Девочка с символичным именем Любовь (11-летняя Лиза Темникова из Краснодара) спит и видит сны. Ей снится кириллический алфавит в примерах: А — это азбука, Б — Байкал, В — вертолет Сикорского, Г — Юрий Гагарин. На каждую букву находится по предмету гордости; не забыты «Ёжик в тумане», Владимир Набоков и, собственно, Россия, которой отвели букву Я. Пушкину остался «твердый знак» — видимо, благодаря старостильному написанию фамилии великого поэта.

Потом Люба увидит историю России в живых картинах, с древних времен, когда, почему-то, к берегу моря приплывают натуральные аргонавты, и до строительства стадиона «Фишт», на арене которого Люба и спит.

Она увидит переход Руси от язычества к православию (дымковская игрушка и расписные чайники превратились в купола храма Василия Блаженного и маковки стоглавой Москвы). Из ярмарки — через залпы пушек — Люба промарширует с потешными войсками Петра Первого прямиком в Северную столицу и на первый бал Наташи Ростовой (под музыку Евгения Доги из фильма «Мой ласковый и нежный зверь»).

Резким рывком во времени сон переносит девочку, и зрителя вместе с ней, во времена промышленной революции и индустриализации. Наступлению машин предшествует короткий экскурс в историю русского авангарда, представленный визуальными цитатами из художников-супрематистов 1920–1930-х.

Авангард сменится соцреализмом, а тягу к искусству заменят пятилетки: Люба познакомится с дядей Степой (в исполнении фактурного Николая Валуева) и узнает, что такое пионеры и ячейка общества (коляски летают в воздухе, люди встречаются, женятся под жизнерадостные мотивы комедий Георгия Данелии). Дальше Люба улетит на небо, как «ласковый мишка» Олимпиады-80 — и начнется современность: Анна Нетребко споет олимпийский гимн, Диана Вишнева изобразит в танце метафорическую голубку мира, а Ирина Роднина и Владислав Третьяк зажгут огонь Олимпиады.

Театрализованное действо, открывавшее Олимпийские игры в Сочи, называлось «Сны о России». Его продюсером стал гендиректор Первого канала Константин Эрнст.

Он собрал довольно обширную команду, в которой нашлось место для специалистов из разных областей и стран. В качестве постановщика выступил Андрей Болтенко — один из немногих в России режиссеров, занимающихся масштабными массовыми представлениями; в его послужном списке, к слову, чрезвычайно качественное шоу на московском «Евровидение-2009». А сценографией и визуальными решениями занимался художник и архитектор Георгий Цыпин. В его резюме — оформление спектаклей в Метрополитен-опера, Парижской национальной опере, сотрудничество с Мариинкой и с Большим театром, бродвейская «Русалочка».

Подробности церемонии держались в глубочайшей тайне.

Впрочем, сохранить интригу организаторам удалось лишь в нескольких моментах. Среди них — состав участников концерта, предварявшего шоу; его смогли увидеть только зрители в Сочи. Их анонсировали как «звезд российского шоу-бизнеса» — ими оказались участники сверхпопулярного шоу «Голос» и фолк-певица Пелагея.

Группа «Тату» — самый, пожалуй, неожиданный участник — исполнила живьем свой культовый хит «Нас не догонят».

Позже, под фонограмму этой композиции (в обработке диджея Леонида Руденко) на стадион вышла российская сборная.

Церемония вышла очень масштабной — для обеспечения шоу было задействовано более 12 тысяч человек, а в массовых постановочных сценах — танцевальных, балетных, акробатических и цирковых номерах — участвовало около 3 тысяч артистов.

Если техническое решение у опрошенных «Газетой.Ru» экспертов не вызвало никаких замечаний, то относительно решения творческого их мнения разделились. Художник-акционист Анатолий Осмоловский назвал шоу «довольно современным, качественным и нарядным».

«Россия в этом шоу предстала страной, не боящейся экспериментов, — рассказал Осмоловский «Газете.Ru». — Если сравнить его с другими Олимпиадами, на мой взгляд, мы не ударили лицом в грязь и сделали оригинальное представление».

По мнению прозаика Дмитрия Быкова, это получилось грандиозное, мегапатриотическое шоу старого образца.

«Мне оно показалось печально несвоевременным: в нем было очень много пафоса 1970-х годов и не хватало иронии.

Открытие Олимпиады-80 прошло гораздо человечнее и веселей», — сказал Быков «Газете.Ru».

Центральная часть шоу, посвященная супрематизму, считает Осмоловский, стала украшением церемонии, а самыми слабыми элементами оказались символы Олимпиады, которые придуманы в устаревшей эстетике и не очень вяжутся с визуальным представлением в целом.

«Супрематизм является одним из узнаваемых брендов России в мире, — уверен он. — Здорово, что российские власти начинают это понимать.

Все было сделано качественно и, главное, без матрешек и прочей псевдонациональной мифологии. С ней вышло бы значительно хуже».

Идеальным Быков назвал открытие лондонской летней Олимпиады-2012 — оно было «в меру ироничным, в меру пафосным». «Там были основные знаки британского национального характера и культуры, — рассуждает писатель. — То, что мы увидели сейчас, — это игра мускулами. А это не всегда производит приятное впечатление».

«Главный грех кроется в сценарии: получился советский массовый праздник без тех обаятельных черт советских массовых праздников, которые ему были свойственны раньше. Вышло обесчеловеченное, механистическое зрелище. Я даже сильно затосковал по Олимпиаде-80», — заключил Быков.

Присутствовавший на церемонии открытия Игр заместитель главного редактора «Газеты.Ru» Евгений Шипилов отметил хорошую организацию шоу: «Ни одной очереди, ни одной заминки, ни одной стычки между болельщиками и организаторами — только дружелюбные волонтеры и практически полное отсутствие людей в полицейской форме». «От самого открытия мы заранее ожидали чего-то грандиозного, однако многие не сомневались – это будет что-то пошлое, вульгарное и преисполненное милитаристского пафоса (хотя по правилам МОК и запрещено использовать тему войны). Эдакий апофеоз Евровидения и танцев со звездами, приумноженный в несколько раз, — рассказывает Шипилов. — Но

неожиданно мы стали свидетелям яркого стильного представления мирового уровня. Мы увидели Россию не глазами абсолютного большинства с плясками верок сердючек и стасов михайлов, а Россию вальсирующую, красивую, стильную и современную.

От спецэффектов и музыки стадион резонировал, болельщики искренне визжали от восторга, а вместе с нами — и олимпийцы, которых рассаживали прямо на трибунах. Уровень энергетики на стадионе «Фишт» 7 февраля зашкаливал».

Гораздо более скуп в оценках редактор отдела «Спорт» «Газеты.Ru» Артём Загумённов. «Надо понимать, что церемония открытия по ТВ и церемония открытия с трибун — это, как говорится, две большие разницы, — отметил он. — Телевизионная картинка смотрелась просто идеально, выше всяких похвал, а вот с трибун все выглядело далеко не так однозначно. Пекин, Ванкувер, Лондон — у каждого города были свои «фишки».

Сочи, на мой взгляд, удивить ничем не смог.

Большая часть шоу уже была презентована в Казани во время церемонии открытия Универсиады. Кстати, организаторы в Сочи посетовали сразу после казанского пиршества: мол, ну что же нам теперь делать?»

«Речь даже не про пять колец, которые, по словам телезрителей, выглядели на отлично, а трибуны воочию лицезрели серьезный просчет, — рассказывает Загумённов. — В стремлении превзойти предыдущих организаторов наши загнали себя в угол и не смогли выдать на «ура» что-то выдающееся, что, конечно, печально. По факту сейчас широкая общественность поделилась на два лагеря. Одним все очень понравилось, другим — с точностью до наоборот. У меня за плечами богатый опыт предыдущих Игр, так что параллели провести могу. В Ванкувере и в Лондоне было просто «Вау». В Сочи, к сожалению, «Вау» было только по ТВ».

Новости и материалы
Dongfeng Honda покажет седан с шестью мониторами
Жена Николая Носкова о здоровье певца: «Мы следим»
Android 15 будет помещать в карантин потенциально опасные приложения
По всей территории Украины звучит воздушная тревога
Пашинян озвучил свою позицию по диалогу с Россией
В Санкт-Петербурге и Ленобласти появился временный снежный покров
На северо-востоке Украины произошел взрыв
В честь будущего ребенка российского фигуриста загорелось самое большое колесо обозрения Европы
Никита Михалков ответил словами Антона Чехова на вопрос об экранизации классики
В армии США объяснили необходимость помощи ВСУ нежеланием самим воевать на Украине
Звезда «Интернов» намекнула на второго ребенка
В Microsoft показали, как созданная нейросетью Мона Лиза читает рэп
Кремль назвал большой трагедией гибель военкора «Известий» Еремина
Беременная женщина погибла при обстреле со стороны ВСУ
На фоне успеха Fallout может выйти сериал по Diablo
Путин поручил обеспечить сельхозпроизводителей газом
Миронов впервые за долгое время появился на публике с сыном
Дмитрий Нагиев вернулся в кино после творческой паузы
Все новости