Географ маску хочет

Премия «Золотая маска» объявила список номинантов в области драматического театра

Иван Архипов 14.11.2013, 18:57
Спектакль Богомолова «Идеальный муж» претендует на «Золотую маску» в... Александр Куров/ИТАР-ТАСС
Спектакль Богомолова «Идеальный муж» претендует на «Золотую маску» в номинации «Драма/спектакль большой формы»

Премия «Золотая маска» объявила список номинантов на награду по итогам прошедшего сезона. В категории «Драма» — спектакли Константина Богомолова и Кирилла Серебренникова, театры из Москвы, Воронежа, Ярославля, Новосибирска и др.

Нынешний список номинантов в категории «Драма» выглядит самым сбалансированным за последние годы. Еще несколько лет назад «Маска» демонстративно не замечала нового театра, в последующие годы вроде бы бросилась исправлять оплошность, потом вдруг начинала уделять повышенное внимание регионам. В этом году, кажется, экспертный совет по драматическим и кукольным спектаклям, работавший под руководством Елены Ковальской, поставил своей задачей добиться равномерности в отображении картины русской сцены:

«новая драма», которую считали своим долгом привечать номинаторы в предыдущие годы, тщательно и вдумчиво отфилирована, а география соискателей включает в себя не только такие театральные центры, как Санкт-Петербург, Пермь, Ярославль и Воронеж, но и, например, маленькую уральскую Лысьву, и московский Зеленоград.

Среди номинантов можно увидеть как громкие, нашумевшие постановки, самой звонкой из которых можно назвать «Идеального мужа. Комедию» Константина Богомолова, так и спектакли, прошедшие без особого шума, — например, «Участь Электры», поставленную в РАМТе его бессменным руководителем Алексеем Бородиным. Среди их конкурентов стоит выделить резонансного «Евгения Онегина» Театра им. Вахтангова в постановке худрука Римаса Туминаса и экспериментального «Онегина» же новосибирского театра «Красный факел» — его постановщик Тимофей Кулябин перенес действие в современный съемочный павильон.

Выдающемуся петербуржцу Юрию Бутусову придется в этой номинации сражаться с самим собой: в претендентах на лучший спектакль большой формы его «Добрый человек из Сезуана», поставленный в столичном Театре им. Пушкина, и «Макбет. Кино» в Театре им. Ленсовета.

Стоит отметить, что в списке претендентов есть и спектакль «Братья», поставленный кинорежиссером Алексеем Мизгиревым в «Гоголь-центре» — театре, появившемся в минувшем сезоне.

В категории «Спектакль малой формы» любопытного не меньше: «Как важно быть серьезным» по Оскару Уайльду, поставленный в театре «Школа драматического искусства», «Танец Дели» театрального новатора Дмитрия Волкострелова по тексту Ивана Вырыпаева, показанный в Петербургском ТЮЗе, а также «Москва — Петушки» в постановке Сергея Женовача. Отметим, что далеко не каждый спектакль этого прославленного режиссера попадает в наградные списки, однако в данном случае экспертный совет явно оценил новаторство формы постановки, которую режиссер осуществил в своей «Студии театрального искусства».

В той же номинации играют «Облако-рай» Театра им. Савина из Лысьвы — этот небольшой уральский город за последние годы приобрел славу важного центра искусств благодаря проходящему в нем Фестивалю театров малых городов России. Один из самых удивительных соискателей в этой категории — небольшой муниципальный Ведогонь-театр из Зеленограда с «Вассой» в постановке Анатолия Ледуховского. Есть здесь и новые имена — «Кукольный дом», представленный питерским театром «Приют комедианта», принес молодому Юрию Квятковскому («Копы в огне») первую в его карьере номинацию на «Золотую маску».

Не обошлось без небольшого курьеза: в спектакли малой формы попал «Сон в летнюю ночь» Кирилла Серебренникова, поставленный им с «Седьмой студией» на площадке «Платформа». Малой формой он может считаться только в связи с небольшим количеством зрителей, могущим войти на один спектакль, — в постановке задействованы оба этажа здания.

В самой режиссерской номинации экспертный совет собрал обширный список, в который попали многие, если не все заметные постановщики прошлого сезона: и Богомолов с «Идеальным мужем», и Бородин с «Участью Электры», и Бутусов, и воронежец Михаил Бычков с «14 красных избушек» в Камерном театре, и Волкострелов с «Танцем Дели», и Лев Додин сразу с двумя спектаклями МДТ — «Коварство и любовь» и «Враг народа». Здесь же Женовач, Ледуховский и Кулябин. Особо стоит отметить появление в этом списке Елены Невежиной, поставившей в пермском Театре-театре спектакль «Географ глобус пропил» по Алексею Иванову, — для нее успех на «Золотой маске» станет полноценным возвращением на сцену.

Многие спектакли из представленных в двух главных категориях претендуют на премии и в других номинациях. Ситуация соперничества Бутусова с самим собой помимо главной номинации повторяется и в категории «Лучшая женская роль» —

здесь соперничают Александра Урсуляк, исполнившая главную роль в «Добром человеке из Сезуана», и Лаура Пицхелаури из ленсоветовского «Макбет. Кино».

Среди их соперниц в этой номинации будут Елизавета Боярская и Ксения Раппопорт (обе — за «Коварство и любовь» в МДТ). А также молодая Инна Сухорецкая, сыгравшая главную роль в экспериментальной постановке «Алиса и государство» в Центре им. Вс. Мейерхольда и Liquid Theater — своего рода театральной азбуке по правам гражданина, придуманной экономистом Александром Аузаном.

Среди мужчин за звание лучшего артиста стоит отметить Алексея Верткова, сыгравшего Веничку в «Москва — Петушки», пермяка Сергея Деткова, исполнившего роль Служкина в пермском «Географе…», лысьвенца Кирилла Имерова из «Облака-рай», а также Антона Шагина, сыгравшего в «Литургии Zero» — спектакле Валерия Фокина в петербургской Александринке. Хотя наибольшие шансы на победу у тяжеловесов — Данилы Козловского («Коварство и любовь», МДТ), его коллеги по труппе Сергея Курышева и Сергей Маковецкого, сыгравшего в вахтанговском «Евгении Онегине».

Впрочем, не исключено, что лучшим объявят Игоря Миркурбанова, сыгравшего Лорда в «Идеальном муже», — артиста, долгое время работавшего за пределами России, для которого эта роль стала билетом обратно на отечественную сцену и в труппу МХТ.

Одной из самых любопытных традиционно становится номинация с интригующим названием «Эксперимент». Здесь представлены мультимедийная инсталляция «Shoot/Get Treasure/Repeat», которую осуществили в театре Post Дмитрий Волкострелов и Семен Александровский, упомянутая «Алиса и государство», пластическая постановка «Пока ты здесь» компании Liquid Theatre. Есть здесь и социальные эксперименты — спектакль для незрячих «Майская ночь» в Московском театре кукол, а также «Отдаленная близость» — проект немецкого культурного Центра им. Гете при германском посольстве в Москве и организации «Круг», занимающейся социально-творческой реабилитацией детей с отклонениями в развитии и их семей. Таковым, впрочем, можно считать и «Акын-опера» столичного Театра.doc, поставленную кино- и театральным режиссером Всеволодом Лисовским, — в ней настоящие московские гастарбайтеры, уроженцы таджикского Памира, рассказывают истории своей жизни, до приезда в Москву — и после.

Победители «Золотой маски» будут названы 17 апреля 2014 года. Церемонии будет предшествовать одноименный премии фестиваль, на котором можно будет увидеть спектакли-номинанты — в том числе из регионов России.