Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Театр, в котором возможны любые вещи»

В Петербурге открылась Мариинка-2 — новая вторая сцена Мариинского театра

В Петербурге прошло официальное открытие второй сцены Мариинского театра. На торжественном гала-концерте выступили Пласидо Доминго, Анна Нетребко, Ульяна Лопаткина, Диана Вишнева и другие звезды оперы и балета. «Газета.Ru» побывала на предпремьерном показе представления, режиссером которого стал Василий Бархатов, а главным гостем - президент Путин.

Прошедший показ стал первым настоящим представлением на второй сцене Мариинского театра. Несколько концертов, которые были сыграны в новом здании, назывались акустическими тестами — на них оценивалось качество звука. Теперь же пробы закончились и Мариинка-2 предстала перед публикой.

Нежно-медовый оникс, которым отделаны стены вестибюлей, отлично гармонирует в отделке со светлым деревом двухтысячного зрительного зала.

А свисающие с потолка длинные нити с хрустальными шариками, в которых преломляется свет люстр, делают атмосферу одновременно праздничной и торжественной.

Куда больше вопросов у петербуржцев вызвал внешний вид здания новой сцены Мариинки. Стоило исчезнуть синему забору, ограждавшему стройплощадку на протяжении последних десяти лет, как Петербург раскололся на два лагеря – сторонников и противников архитектурного решения. Сторонники считают, что театр поступил правильно, выбрав проект в современном стиле, внешне никак не связанный с обликом исторического здания, символизирующий развитие, движение вперед и отказ от застывших форм. Противники (среди которых, к примеру, директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский) склонны оценивать архитектурный проект как очередную градостроительную ошибку. Те, кто придерживаются этой точки зрения, убеждены в том, что

строение, вид которого сравнивали с торгово-офисным центром, изуродовало вид Театральной площади и Крюкова канала.

Однако главным аргументом, который выдвигают защитники Мариинки-2, является невероятная начинка здания. Речь в первую очередь об уникальной многофункциональной сцене, позволяющей моментально менять декорации, моделировать сколь угодно сложный рельеф и решать практически любые сценографические задачи.

«Это практически безупречный технологически театр, в котором возможны любые вещи, — поделился своими впечатлениями с корреспондентом «Газеты.Ru» режиссер-постановщик гала-концерта Василий Бархатов. — Я просто не могу придумать задачу, которую нельзя было бы решить при помощи этого технического оснащения».

Режиссер признался, что, работая над режиссурой концерта, он не в последнюю очередь думал о том, чтобы как можно более полно показать все возможности, которые предоставляет новая сцена. При этом, по оценке самого Бархатова, в двухчасовом гала-концерте были использованы в лучшем случае 15 процентов от всех возможностей зала и сцены.

Публику начали удивлять с самого начала: сводный детский хор, исполняющий «Ave Maria» И. С. Баха, оказался распределен по всему залу – дети пели как со сцены, так и из проходов между рядами.

Это никак не влияло на качество звука – акустика действительно оказалась выстроена филигранно. На всем протяжении концерта это демонстрировалось не раз. Казалось, были перепробованы все варианты:

оркестр играет в яме, оркестр играет на сцене, часть оркестра на сцене, а часть в яме. Все звучало безупречно.

«На репетициях у меня было полное впечатление, что я нахожусь в концертном зале, — перед началом представления рассказал журналистам известный пианист Денис Мацуев. — Ведь акустика оперного театра и концертного зала – это совершенно разные вещи. Акустика в оперном театре в основном ориентируется на то, что оркестр сидит в яме. Это совершенно другой посыл звука в зал. Но здесь я с первых же звуков поразился: акустика просто удивительная. Даже если вы будете сидеть на последнем ряду галерки, вы услышите каждую тончайшую ноту».

Позже Мацуев проверил свои слова на практике — с темпераментом скорее джазмена, чем классического пианиста исполнил фантазию Григория Гинзбурга на тему каватины Фигаро из «Севильского цирюльника» Россини. Совершенство акустики парадоксальным образом даже сыграло при этом против музыканта: непрерывные щелчки фотокамер, доносившиеся из шеренги прессы, были слышны, казалось, не только сидевшим рядом зрителям, но и артистам на сцене. Впрочем общего грандиозного впечатления это не портило.

Возможности сцены были задействованы в полной мере:

пока одна платформа, на которой застыли исполнители балетного номера, еще уезжает за кулисы, на другой, величаво появляющейся с противоположной стороны, уже слышна оперная ария или вступает хор.

Действо, таким образом, не ограничивалось сценическим пространством, видимым зрителям, а простиралось за кулисы и на весь театр.

Впечатляли и удивляли также декорации, непрерывно сменявшие одна другую. От минималистичного красного задника с контуром бычьей головы в хабанере из «Кармен-сюиты», которую танцевала Диана Вишнева, до копии зрительного зала старой Мариинки. Получалось, что новая сцена символически объединила два зала, старый и новый, напоминая, что театр един.

Хореографическая миниатюра «Павлова и Чеккетти», безупречно исполненная Ульяной Лопаткиной и Виктором Барановым, была накрыта огромным зеркальным экраном. Зрители одновременно видели танцоров и в обычном ракурсе, и сверху. Когда на сцену вышел Рене Папе, исполнявший арию Мефистофеля из «Фауста» Гуно, то между ним и хором повисли сверкающие нити, по которым словно бы метались языки пламени.

По-настоящему оценить размеры новой сцены — 80 метров в глубину — публика смогла во время сцены коронации из оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского. Огромный хор и живописные декорации давали возможность поверить, что солист Евгений Никитин действительно поет на Красной площади.

Самых бурных оваций удостоились Пласидо Доминго с арией Зигфрида из вагнеровской «Валькирии» и Анна Нетребко, эмоционально представившая леди Макбет из оперы Верди.

«Вся сила этого гала-концерта в том, что он полностью сделан силами Мариинского театра, — отметил режиссер Василий Бархатов. – Здесь нет приглашенных солистов. Это все люди, которые посвятили себя Мариинке, либо действующие солисты, либо друзья театра. Пласидо Доминго, к примеру, был первым иностранцем, который спел в Мариинке, а сейчас он возглавляет общество друзей Мариинского театра. Рене Папе тоже здесь пел не меньше, чем все остальные артисты».

Кульминацией вечера стало коллективное исполнение финала оперы «Иоланта», в процессе которого оркестровая яма поднялась на уровень сцены и маэстро Валерий Гергиев смог получить заслуженную овацию.

Новости и материалы
Российские авианаводчики успешно передали цели штурмовой авиации
Каждый третий россиянин пользуется общественным транспортом в путешествиях по стране
Стало известно об уничтожении французских агентов в зоне СВО
Российские войска подавили более 10 БПЛА над Кубанью
«Ванкувер» Михеева и Задорова повел в серии с «Нэшвиллом»
Эвакуационная машина для танков Abrams досталась бойцам ЦВО как трофей
За карьеру в Минобороны Иванов купил дом в 1500 «квадратов» и ЗИС
Российские снайперы помогли сбежать из Часова Яра беженцам
Поволжье ожидают жаркие выходные
Названа неожиданная локация, где россияне собрались проводить майские
«Вашингтон» Овечкина потерпел третье подряд поражение от «Рейнджерс» Панарина
Маск обратился к Белому дому по поводу Украины
Булыкин одним словом оценил игру ЦСКА со «Спартаком»
Стало известно, почему ВСУ отказались от использования Abrams на фронте
Стало известно, сколько стоит пожарить шашлык на майских праздниках
Россиян предупредили о возможных нарушениях при готовке шашлыков
В России заявили, что США перешли рамки дозволенного
На Западе рассказали, как осуществляются платежи России в Китай
Все новости