Кого слушает президент

«Фауст» получил один за всех

Лучшим фильмом «Ники» стал «Фауст» Александра Сокурова; на церемонии помянули Алексея Германа-старшего и посмертно наградили Андрея Панина

Игорь Карев, Алексей Крижевский 03.04.2013, 00:34
Кадр из фильма Александра Сокурова «Фауст» kinopoisk.ru
Кадр из фильма Александра Сокурова «Фауст»

Объявлены лауреаты кинопремии «Ника» за 2012 год: лучшим фильмом стал «Фауст» Александра Сокурова, а больше всех наград досталось «Орде» Андрея Прошкина, которая завоевала семь призов.

Российская академия кинематографических искусств объявила лауреатов премии «Ника» за 2012 год. Церемония прошла в московском Театре оперетты в слегка замаскированных декорациях мюзикла «Граф Орлов».

Лучшим фильмом был признан «Фауст» Александра Сокурова.

Награда ожидаемая: заключительная часть тетралогии о власти уже завоевала престижную награду —«Золотого льва»— на кинофестивале в Венеции. На родине она получила главный приз российской гильдии киноведов и кинокритиков «Белый слон» и счастливо избежала награды от второй отечественной киноакадемии «Золотой орел». Конечно, «Фауст» мог бы легко добавить к списку своих побед и «Орла», если бы премия — конкурент «Ники» включила картину в список номинантов.

Вместе с «Фаустом» в главной номинации были представлены «Дирижер» Павла Лунгина, «Кококо» Авдотьи Смирновой, «Белый тигр» Карена Шахназарова и «Орда» Андрея Прошкина.

Но основными конкурентами были, при всем уважении к другим номинантам, «Фауст» и «Орда». Они претендовали на самое большое количество наград: фильм Прошкина — на одиннадцать, а картина Сокурова — на восемь.

«Фауст» получил четыре приза, и все из тех, что называются «главными».

Сокуров был назван лучшим режиссером — здесь список претендентов был короче: на приз также претендовали Прошкин и Алексей Балабанов с картиной «Я тоже хочу» — совершенно, кстати, не представленной в других номинациях «Ники».

Юрию Арабову, победившему в сценарной номинации, пришлось, по большому счету, соревноваться с самим собой — он был представлен «Ордой» и «Фаустом», за который и получил приз. «В «Фаусте» у меня был мощный соавтор — Гете. В «Орде» — жития святых», — прокомментировал со сцены свою награду Арабов. Видимо, подразумевая, что с агиографическими источниками работать сложнее.

До этого сценарист получил и две остальные отечественные кинопремии — «Белого слона» (сразу за оба фильма) и «Золотого орла» (только за «Орду»).

Приз за лучшую мужскую роль разделили между собой Антон Адасинский, сыгравший Мефистофиля в «Фаусте», и Максим Суханов — митрополит Алексий в «Орде».

Без награды в этой номинации остался только молодой Данила Козловский, сыгравший в «Духless» Романа Прыгунова — картине, ставшей кассовым чемпионом российского кинопроката в прошлом году; любопытно, что это была единственная номинация, в которой этот блокбастер был представлен на «Нике».

А вот полумифическая история о временах татаро-монгольского ига своё взяла количеством — «Орда» получила семь наград.

Картина повторила рекорд «Ники», установленный в 2002 году картиной «Телец» Сокурова, второй частью тетралогии, завершенной «Фаустом». «Орда» выиграла призы «лучшему оператору» (Юрий Райский), «лучшему художнику» (Сергей Февралёв), «лучшему художнику по костюмам» (Наталья Иванова).

В женской актерской категории победу одержала Роза Хайруллина, актриса труппы РАМТа, сыгравшая роль ханши Тайдуллы в «Орде». Для характерной театральной актрисы эта роль стала настоящим прорывом: она сыграла бессловесную, грозную и кровавую монгольскую властительницу. Фаворитку в этой номинации определить было сложно — соперницей Хайруллиной была интеллигентная героиня Анны Михалковов из «Кококо» Дуни Смирновой, ее партнерша по этому фильму Яна Троянова, сыгравшая в картине «Жить» Василия Сигарева, и Мария Шалаева — она исполнила роль умирающей матери маленького ребенка в «Я буду рядом» Павла Руминова.

Вручение приза за лучшую мужскую роль второго плана в этом году стало одним из самых заметных моментов церемонии — одним из номинантов был трагически погибший артист Андрей Панин, сыгравший роль Федора в исторической картине Александра Прошкина «Искупление».

Его соперниками были Владимир Епифанцев, воплотивший образ капиталиста в картине Светланы Басковой «За Маркса», и Олег Табаков, сыгравший в «Поклоннице» Виталия Мельникова.

Вышедший объявлять лауреата Сергей Гармаш, не вскрывая конверта, объявил о посмертной награде Панину.

Зал встал, чтобы почтить память артиста. Статуэтку получил Александр Прошкин, пообещавший передать награду в семью актера. Это, увы, был не единственный случай, когда собравшимся пришлось вставать в память о коллеге. В самом начале церемонии «Ника» вспомнила и Алексея Германа-старшего, ушедшего из жизни в этом году: был показан отрывок из его последней и незавершенной работы — фильма «Трудно быть богом» по роману братьев Стругацких.

Награждение за женскую роль второго плана тоже сопровождалось благородным жестом: вышедшая на сцену Татьяна Друбич, получившая награду за роль в «Последней сказке Риты» Ренаты Литвиновой, сообщила, что считает самой достойной работу своей соперницы — Ольги Лапшиной, сыгравшей в картине «Жить» Василия Сигарева.

«Открытием года» назвали режиссёра фильма «Шпион» Алексея Андрианова, снявшего исторический детектив «Шпион» по книге Бориса Акунина. Его соперниками были артист Федот Львов, сыгравший в «Орде», и Владимир Свирский. Он сыграл в военной драме «В тумане» Сергея Лозницы — увы, эта картина проиграла и в номинации «операторская работа», где ее представлял Олег Муту.

В неигровой номинации одержала победу картина «Антон тут рядом» режиссера и кинокритика Любови Аркус.

Соперниками фильма о судьбе мальчика-аутиста Антона Харитонова были «Да здравствуют антиподы!!!» Виктора Косаковского и «Зима, уходи!», снятая группой выпускников Мастерской документального кино Мариной Разбежкиной.

Мультфильм «Бессмертный» Михаила Алдашина стал победителем в номинации «Лучший анимационный фильм» — награду за экранизацию сказки народности татов, ставшей частью цикла «Гора самоцветов», ему вручил его учитель, режиссер Гарри Бардин.

Лучшим фильмом стран СНГ и Балтии академики признали мелодраму «Вечное возвращение», снятый на Украине Кирой Муратовой с Ренатой Литвиновой в главной роли.

Лауреатов в почетных номинациях «Ника» объявила еще до того, как были названы номинанты премии. Вадим Абдрашитов и Александр Миндадзе стали первыми обладателями награды «За выдающийся вклад в отечественный кинематограф» после присвоения ей имени скончавшегося в феврале этого года режиссера Алексея Германа-старшего. Инна Чурикова и Глеб Панфилов получили приз «Честь и достоинство», «За вклад в кинематографические науки, критику и образование» наградили историка кино, худрука фестиваля «Белые Столбы» Владимира Дмитриева, а спецприза «За творческие достижения в искусстве телевизионного кинематографа» удостоился снявший телефильм «Жизнь и судьба» по роману Василия Гроссмана режиссер Сергей Урсуляк.

Ну а президентом академии кинематографических искусств «Ника» выбрали Андрея Кончаловского — он сменил Алексея Баталова, возглавлявшего академию последние пять лет. Благодаря этому решению российский кинопремиальный расклад выглядит довольно странно, ведь создателем и идеологом конкурирующей киноакадемии (и премии) «Золотой орел» считается брат Кончаловского Никита Михалков.

«Хочу поздравить российского зрителя с тем кино, которое он заслуживает, но почти никогда не получает», — сказал на церемонии Кончаловский, уже в новом качестве объявляя победителя главного приза «Ники». Он завершил свое выступлением пожеланием, чтобы с такими картинами отечественные любители кино встречались чаще.

Впрочем, едва ли «Ника» могла существенно повлиять на это — после «Золотого льва», которого «Фауст» получил в Венеции. Да и на российском «рынке» кинопремий положение «Ники», старейшей отечественной кинонаграды, уже не самое лучшее — она вручается слишком поздно, чтобы определять тенденции текущего киносезона, и поэтому вынуждена им следовать, фактически став премией не «продвигающей», а констатирующей.

Заранее решив выбирать между двумя фильмами, написанными одним сценаристом, «Ника», по большому счету, отказалась даже заявлять какую-либо интригу.

И произошло это, видимо, потому что российского кино немного, а хорошего российского кино, достойного премии, еще меньше и всё мало-мальски достойное уже прошло через отбор «Белого слона» и «Золотого орла» и получило свою долю славы. И еще одна награда уже не прибавляет ровным счетом ничего к репутации этих фильмов.