Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

А ну-ка отпусти

В прокат вышел «Танец Дели» — авторская экранизация пьесы и спектакля Ивана Вырыпаева

Третий фильм театрального режиссера Ивана Вырыпаева о том, как переживать драмы, расставаться с трагедиями и помнить, что в жизни всегда возможны варианты.

В больничном коридоре на кушетке молодая женщина (Каролина Грушка) выслушивает от женщины постарше (Арина Маракулина) известие о смерти матери. Страшное известие, как признают обе, но обмен репликами лишен каких-либо эмоций. «Я даже не знаю, как реагировать. Я, наверное, должна плакать? Но мне не хочется. Странное такое ощущение. Я ничего не чувствую», — удивляется осиротевшая Катя. А потом вспоминает об Андрее (Игорь Гордин). Катя — танцовщица, Андрей был благодарным и чутким зрителем ее танца. Танца, который называется «Танец Дели». Андрей тоже окажется на этой кушетке, а через десять минут фильм закончится и пойдут титры. Затем начнется второй фильм, вроде бы продолжающий первый, но так, словно это одна из возможных параллельных реальностей.

И так семь короткометражек подряд: о смерти, любви, боге, сердце, сострадании и способности принимать мир таким, какой он есть.

Один из главных деятелей «новой драмы» (лауреат премии с таким названием за пьесу «Кислород» и спектакль по ней) Иван Вырыпаев в своих текстах и спектаклях давно раскладывает на разные голоса исповедальный монолог — вопрошание обо всем, что перечислено абзацем выше. И о чем-то еще. В программном (а других у этого драматурга и нет) сочинении «Бытие № 2» Бог спрашивал жену Лота: «Может быть, ты еще скажешь, что и в изнасиловании ребенка, кроме боли и ужаса, есть что-то еще?» И жена Лота отвечала: «Да, есть что-то еще».

В «Танце Дели» герои рассуждают о том,

можно ли принять и забыть Освенцим, отказавшись от поиска виновных.

И можно ли выносить в обожженном болью сердце танец-счастье, рожденный из увиденного ада на Земле?

И стоит ли искать виновного, если одна женщина обретает счастье с мужчиной, а другая потом выпивает яд?

Есть мнение, что «потом» не значит «вследствие».

На киноэкран свои разноголосицы предпочитающий вопросы о предельных основаниях бытия автор переносит в третий раз. Сначала была «Эйфория», где под бескрайним небом (есть такой способ снимать) ведомый нутряными, выразимыми разве что в междометиях чувствами мужчина лез под пулю из ружья мужа женщины, в которую был влюблен.

Игравшая ее Полина Агуреева многозначительно стояла в красном платье на фоне синей дощатой стены.

Затем «Кислород» из абстрактного стендап-хип-хопа (двое зачитывали текст в микрофон под бодрый бит), каким он был на сцене «Театра.doc», а затем «Практики», был переделан в кино и превратился в набор музыкальных клипов про то, как паренек убил «некислородную» жену, полюбив рыжеволосую «кислородную» девушку. Ее роль в фильме исполнила ставшая музой и женой Вырыпаева польская актриса Каролина Грушка.

В третий раз меняя театр на кино в качестве медиума для своего текста («Танец Дели» был поставлен Вырыпаевым в варшавском Театре Народовом и приезжал в прошлом году на фестиваль NET), постановщик, кажется, окончательно признается в том, что

он не кинорежиссер. Он, страшно предположить, все-таки метит в пророки.

И, как многие логоцентрики, использует камеру и артистов для того, чтобы заставить сидящего перед ним в темноте зала человека выслушать его Слово. Это уловка для зрителя, которого обращают в слушателя. Правда, в какой-то момент высказывается предположение о том, что молчание лучше слов, но молчать уставший от вопиения глас все-таки не может.

Заслуживает ли его проповедь внимания — вопрос личных пристрастий. Но у зрителя есть повод взбунтоваться. Красивые талантливые артисты (помимо перечисленных задействованы Ксения Кутепова и Инна Сухорецкая) переходят от отстраненной читки текста к психологической игре и обратно так произвольно, что закрадывается подозрение: это не способ донести нечто, но всего лишь рожденный в монтаже фокус для удержания внимания. Регулярные же рапиды под включаемые за кадром песни (в том числе одну написанную Борисом Гребенщиковым) и вовсе превращают кино в клипы для воображаемой (и оттого еще более ужасной) телеверсии «Нашего радио». Впрочем, любое недовольство зритель в этой системе координат волен принять и отпустить.

Новости и материалы
Украинские беспилотники уничтожены над Белгородской и Воронежской областями
Движение грузовиков по Военно-Грузинской дороге приостановлено
В Пакистане произошло землетрясение
Куба сделает прием карт «Мир» обязательным условием для работы всех заведений
Глава «европейских левых» заявил, что пришло время для переговоров по Украине
Российские войска сбили ударный вертолет ВСУ на Артемовском направлении
В Госдуме назвали возможные сроки перехода на прогрессивную систему налогообложения
Вертолет МЧС вылетел для эвакуации спасенных туристов на Камчатке
В Армении заявили о начале демаркации границы с Азербайджаном
Москвичам рассказали о погоде во вторник
США обеспокоены развитием связей Нигера с Россией и Ираном
Ветра с Ледовитого океана принесут сильное похолодание в регионы РФ
Стало известно, сколько получают командиры российских подлодок
Стоматолог перечислила самые вредные народные методы отбеливания зубов
Власти заявили об отсутствии связи с людьми под завалами в Приамурье
В Грузии внесут законопроект об ЛГБТ*-пропаганде
Под Марьинкой в плен сдались почти два десятка украинских солдат
В Приамурье ввели режим ЧС из-за происшествия на руднике «Пионер»
Все новости