Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Лучше — это когда не хуже

В ЦДХ открылся весенний Антикварный салон

На весеннем Антикварном салоне в ЦДХ царит привычное изобилие, хотя участие заграничных галерей по-прежнему минимально. Тематический акцент в этом сезоне обозначен некоммерческой выставкой «Живописный и акварельный портрет в России XVIII — первой половины XIX века» из коллекции Валерия Набокова-Алексеева.

Зависимость антикварного рынка от общего состояния экономики не подлежит сомнению — да и как иначе? Пусть даже в период недавнего мирового кризиса звучали слова о том, что инвестиции в старинное искусство могут стать для бизнеса палочкой-выручалочкой (мол, такие вложения помогают сберечь и даже приумножить капитал при любых катаклизмах), на практике спрос тогда упал довольно резко. И наоборот: стоило ситуации хоть немного выправиться, как рынок воспрял и зашевелился.

Сейчас на Антикварном салоне мы можем наблюдать именно эту фазу — возврат к докризисному положению дел.

Правда, наиболее осторожные клиенты уже готовятся к обещанной новой волне, так что продавцам едва ли стоит рассчитывать на головокружительные сделки, но среднеценовой сегмент близок к процветанию.

Вновь наставшая стабильность (не исключено, что временная) выражается не столько в показной роскоши многих стендов, сколько в статистике участия. Этой весной в ЦДХ заехали две сотни антикварных заведений, что практически исчерпывает пространственные возможности салона. Более того, здесь хватает старожилов, ротация минимальна — значит, люди держатся за прежние наработки, а не мечутся в отчаянии. Правда, не всякая стабильность говорит о позитивных тенденциях. Как не приезжали в Москву иностранные галереи, так и не приезжают. Исключения (в данном случае речь о трех участниках — из Лондона, Парижа и Таллина) лишь подтверждают правило. Дело, разумеется, не в каком-то предубеждении к российскому рынку, просто вести у нас антикварный бизнес «из-за бугра» весьма затруднительно по причине драконовских правил. Устроители Антикварного салона уповают на послабления, которые вроде бы должны последовать за вступлением России в ВТО.

Сказанное не означает, что в экспозиции отсутствуют произведения с заграничным провенансом. Напротив, их немало.

Особый тренд составляют, к примеру, полотна голландских и фламандских живописцев XVI—XVII столетий. Работы Питера Брейгеля-младшего, Пауля де Воса, Яна ван Кеселя и прочих тамошних мастеров предлагают сразу несколько галерей, но понимающим коллекционерам известно, что добыты эти картины на европейских аукционах. Состоятельным знатокам проще отправиться туда самим и приобрести все что захочется без дополнительных накруток. Получается, что импортные произведения на салоне адресованы в первую очередь тем, кто ленится вникать в ситуацию самостоятельно, либо тем, для кого переплатить не проблема. Судя по обилию предложений, и первых, и вторых у нас достаточно.

А еще больше людей, которые антиквариатом интересуются от случая к случаю, на шедевры не замахиваются и готовы раскошелиться разве что на более или менее эксклюзивный подарок любимой к 8 Марта. Предложения для такого рода клиентов на салоне преобладают.

По традиции к коммерческим стендам прилагается спецпроект, ориентированный не на извлечение прибыли, а на расширение кругозора. Живописные и акварельные русские портреты из коллекции Валерия Набокова-Алексеева этой задаче отвечают вполне. Абсолютно музейного качества работы Николая Аргунова, Федора Рокотова, Дмитрия Левицкого, Петра Соколова выглядят не столь эффектно, как пышногрудые нимфы или избыточные натюрморты по соседству, однако в них присутствуют неоспоримый класс и подлинное чувство, чего в коммерческом разделе явно недостает. Портретная тема развита и в нонпрофитном проекте «Дары в музей «Портрет художника», развернутом на антресольном этаже ЦДХ.

Строго говоря, упомянутого музея в реальности не существует,

он лишь объединяет в умозрении ряд опусов из обширной коллекции МКСХ (Международной конфедерации союзов художников) — организации, наследующей Союзу художников СССР. В этом собрании встречаются настоящие жемчужины — назвать хотя бы фигурирующий на выставке «Портрет Георгия Нисского» кисти Виктора Цыплакова или знаменитый «Карнавал» Татьяны Назаренко. К уже имеющимся в коллекции портретам и автопортретам художников теперь должны присоединиться дары современных авторов. Честно говоря, сопоставление «старого» и «нового» не в пользу сегодняшних живописцев, но справедливости ради стоит заметить, что среди них тоже встречаются люди талантливые и мастеровитые. К антиквариату, впрочем, они пока не имеют отношения, но это временно: оглянуться не успеешь, как вчерашние и позавчерашние произведения перейдут в категорию старинного искусства.

Новости и материалы
Блинкен прибыл в Пекин
ММК ведет переговоры с ФАС по мировому соглашению
В мурманском порту нашли авиабомбу весом 500 кг
Российские фехтовальщики не выступят на Олимпиаде
В Кремле рассказали, как оценивают передачу Киеву дальнобойных ракет
Высшее руководство Польши обсудит размещение ядерного оружия в стране
В России взлетел спрос на ботокс
Взрывы произошли в украинском городе после объявления тревоги
Нидерландская X5 потеряла права на российскую «дочку»
Стало известно, как Байдену удалось согласовать помощь Украине
Россияне не могут найти управу на буйных соседей, устроивших пожар
Суд оштрафовал блогера Ивлееву за дискредитацию ВС РФ на 50 тыс. рублей
Новый iPad Air не получит улучшенный экран
В Молдавии рассказали, что Запад поощряет Кишинев совершать беззакония
EA подняла цены на свои игры в турецком PS Store выше 10 тысяч рублей
Россиянин год «инвестировал» деньги в бизнес знакомого и лишился 18 млн рублей
Армения готова обсудить закупки газа с Азербайджаном
Лукашенко сравнил Украину с «наркоманом» на коротком поводке
Все новости