Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Больше чем мебель

В Третьяковской галерее открылась выставка Елены Поленовой «Она жила в волшебном мире сказки»

В Третьяковской галерее открылась выставка «Она жила в волшебном мире сказки», где впервые за сотню с лишним лет собраны воедино произведения художницы Елены Поленовой. Сестра знаменитого живописца предпочитала работать в графике и в прикладном искусстве и была одной из ключевых фигур, формировавших эстетику русского модерна.

Наша художественная культура всегда развивалась вслед за европейской, однако обвинения в эпигонстве вряд ли уместны. Так уж, видно, на роду ей было написано: ориентируясь на заграничные образцы, творить вещи оригинальные и глубоко самобытные. В этом смысле не являлась исключением и отечественная версия модерна. Она основывалась, конечно же, на западных прототипах, но получилась весьма национальной по духу. Некоторые, например, и сегодня пребывают в уверенности, что прославленный «ложнорусский стиль» в дизайне и архитектуре сам собой вырос из древней народной традиции. Что, разумеется, не соответствует действительности. В большинстве своем эти архитектурные формы, узоры и орнаменты были синтезированы, можно сказать, «в пробирке».

Во второй половине XIX века национальный стиль создавался практически заново, и если на звание его «отцов» претендентов множество, то Елену Поленову можно смело и безоговорочно называть «мамой».

Она происходила из очень образованной и респектабельной петербургской семьи, так что знакомство с классической культурой произошло у нее раньше, чем с фольклором. Будь на дворе иные времена, она, вероятно, и вовсе не задумывалась бы о красоте крестьянской мебели и потратила бы свой талант на академические композиции. Но над Европой уже веяли национально-романтические ветры, и Поленова оказалась художником, весьма чутким к переменам. К тому же круг ее знакомств был таков, что буквально вынуждал держать руку на пульсе тогдашнего художественного процесса.

Она дружила с Васнецовым, Коровиным, Левитаном, Серовым, Нестеровым, да и ее старший брат Василий Поленов был фигурой не из последних. Перебравшись в Москву, она примкнула к художникам так называемого абрамцевского кружка, патронируемого четой Мамонтовых.

Словом, обстоятельства способствовали ее вхождению в соответствующую творческую среду, однако плоды этой деятельности — это уже персональная заслуга самой Поленовой.

В то время как ее коллеги и соратники создавали программные полотна, Елена Дмитриевна сосредоточилась на мебели, керамике, вышивке, росписи по фарфору и книжной графике. Не то чтобы у нее отсутствовали масштабные и «высокодуховные» замыслы — например, она мечтала написать цикл «фантастико-мистических» картин о русском Средневековье, но дальше эскизов этот грандиозный проект не продвинулся.

Вероятно, она со временем почувствовала, что все эти резные шкафчики, ларчики и столики — это и есть ее подлинное призвание.

Больше десяти лет Поленова занималась проектированием мебели, которую изготовляли мастера в организованной ею столярно-резчицкой мастерской в Абрамцево. А еще она с одержимостью иллюстрировала народные сказки, превратив этот жанр из маргинального в «мейнстримный» (в частности, Александр Бенуа считал, что «Поленова заслужила себе вечную благодарность русского общества тем, что она, первая из русских художников, обратила внимание на самую художественную область в жизни — на детский мир»). По факту оказалось, что из подобных занятий, вроде бы не претендующих на историческую роль, возникла целая изобразительная система. В том, что мы сегодня ахаем и умиляемся при виде образцов русского модерна, обнаруживая в них и высокий вкус, и неповторимую оригинальность, заслуга Елены Поленовой самая непосредственная.

Это признавали и ее современники, и потомки, однако почему-то так получилось, что в сознании широкой публики она оказалась художником «второго плана». Хотя чему удивляться: прикладное искусство вкупе с книжной графикой и сегодня не воспринимаются в качестве наиважнейших художественных сфер. Надо полагать, Поленова отдавала себе отчет в том, что навсегда обречена оставаться в тени своих великих друзей-живописцев. Но все равно верила в значимость доставшейся ей миссии. Пожалуй, нынешнюю ее персональную выставку (таковых не устраивалось с 1903 года) нельзя назвать поворотным этапом, начиная с которого роль Елены Поленовой в отечественной культуре будет кардинально пересмотрена. Но все же это хорошая возможность разглядеть, какие колоссальные стилевые сдвиги могут крыться за придумыванием орнаментов и проектированием табуреток.

Новости и материалы
В Эквадоре объявили чрезвычайную ситуацию национального масштаба
В холодное время года россияне чаще настроены на брак, в теплое — на флирт
Стало известно, чем рублю поможет сохранение ключевой ставки на прежнем уровне
Российские морпехи уничтожили наблюдательный пункт ВСУ
В конгрессе США высказались насчет претензий Украины на Крым
Онколог рассказал об инновационном методе, который может выявить рак на ранних стадии
Следствие просит суд продлить арест Блиновской
Над Рязанской областью подавили беспилотники
В России вновь вырос спрос на майские путешествия
В Смоленской области после атаки БПЛА загорелся объект ТЭК
В Британии заявили, что элитная бригада ВСУ находится в шаге от окружения
США тайно разместили ракеты против ядерных объектов Ирана
Регионам с затоплениями угрожает вирус малярии
Ураганный ветер может оставить без света несколько регионов на Кавказе
Пророссийское подполье рассказало о пытках украинских спецслужб
Ученые превратили очистки граната в антимикробный препарат
Россиянам рассказали, где можно будет бюджетно отдохнуть летом
В США произвели почти центнер обогащенного урана
Все новости