Сложно было представить себе человека, который был бы так не похож на свои фильмы.
Деодато снял их множество, он делал вестерны и полицейские боевики, комедии и ужасы, но по-настоящему прославился он «Адом каннибалов». Это была история наблюдения за наблюдателями: по сюжету, съемочная группа отправилась в джунгли Амазонки, чтобы снять там жестокое кино про людоедов. Группа сама провоцировала насилие, чтобы материал получился пожестче, и дикари в конце концов показали норов и всех съели.
Более кровавого, жестокого, безумного фильма человечество еще не видело. Расчлененка, изнасилования, по-настоящему жестокие убийства — фильм запретили во многих странах (в Англии разрешили буквально только что), а самого режиссера еще и таскали в суд. Деодато заключил с актерами контракт, по которому они должны были исчезнуть на год после окончания съемок фильма, не появляться на публике и не давать интервью. Власти решили, что Деодато снял снафф (то есть фильм с реальным убийством — «Парк культуры») и заставили привести актера на судебное заседание.
Где тот продемонстрировал, что жив, все конечности на месте и что все это было понарошку.
Картину, ставшую одним из первых образцов мокьюментари, то есть художественной имитации документального кино, еще долго не разрешали.
При этом фильм не просто хороший — он гениальный. Это, как и почти все у Деодато, история о том, во что может превратиться человек, как мало и как много отделяет его от «дикаря» и насколько на самом деле современный прогрессивный человек отвратительнее, насколько он более жесток. Ты смотришь на бездну, бездна смотрит на тебя, а то, что в кадре при этом голая женщина, которую проткнули колом, — так это лишь придает всему остроты.
Сам Деодато, с которым удалось поговорить «Парку культуры», целый час уходил от внятных ответов на вопросы о смысле чудовищного насилия в его фильмах. Все равно, говорит режиссер, по телевизору жестокостей увидишь гораздо больше. Но тем не менее когда он сам спрашивает молодых людей, что страшнее, отрезание талибами (организация запрещена в России) головы пленному в прямом эфире или фильм «Ад каннибалов», молодые люди голосуют за его фильм.
А еще он так ни разу за всю жизнь не встретился с Якопетти.
Гуяльтьерро Якопетти снял несколько очень важных для современного кинематографа фильмов. «Собачий мир» — кино о том, как люди ненавидят друг друга в разных странах и делают друг с другом плохие вещи. «Женщина мира» — фетишистская поэма о том, какие на свете бывают женщины, от израильских солдаток до полинезийских мадонн. И «Прощай, Африка» — фильм о том, как европейцы ушли из Африки и местные жители вернулись к поеданию друг друга с удвоенной силой. Это документальные фильмы запредельной откровенности и драйва, в которых наблюдатель с удовольствием вмешивается в процесс.
«Нет, ну вы представьте себе — он приезжает в страну, где запланирована резня какого-нибудь меньшинства, и дает взятку убийцам, чтобы они своих жертв поставили к стенке в хорошем свете, чтобы ему удобнее было снимать.
Что вы об этом думаете?» Фильм «Ад каннибалов» был на самом деле снят про Якопетти и для Якопетти. Деодато с ним так и не встретился как раз потому, что фильмы последнего были для него слишком жестоки.
Собственно, после этого было уже сложно о чем-нибудь разговаривать, хотя Деодато был рад поболтать и рассказал еще массу всего интересного. Что амазонские джунгли по сравнению с джунглями Малайзии, где он снимал «Последний мир каннибалов», свой первый художественный фильм с дикарями, — сущий курорт. Малазийские джунгли гораздо более влажные и там гораздо больше кровососов, пиявок и крокодилов.
Что на границе Бразилии, Колумбии и Перу живут индейцы, которые, с одной стороны, все наркоторговцы и кокаинисты, с другой — контрабандисты и бандиты, а с третьей — настоящие здоровые дикари, ведущие здоровый образ жизни, и он предпочел снимать именно там.
И что в фавелах Рио-де-Жанейро до сих пор живут индейцы, потомки людоедов, которые в знак приветствия щупают друг другу бицепсы, чтобы понять, достаточно ли их собеседник мясист.
Ну, на всякий случай, чтобы видеть перспективу. Собственно, на этом месте корреспондент сдался окончательно и пошел смотреть кино — в первый день общения с Деодато показывали как раз «Последний мир каннибалов», который у нас называется по традиции «Ад каннибалов-3», хотя был снят на несколько лет раньше первого. Там показали прекрасное кино о белом европейце, который перелюдоедил людоедов, правдивую историю Робинзона Крузо. Этот фильм отвечал на самый главный вопрос бытия — допустим, вам пришлось убить врага и после этого вы съели его печень — ну мало ли, всякое бывает. Будете ли вы после этого плакать и раскаиваться?