Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Танец большого шлема

В Москве проходят гастроли итальянского «Атербалетто»

Танцевальная компания «Атербалетто» в четверг и пятницу показывает на сцене столичного РАМТ балет «Ромео и Джульетта» на музыку Сергея Прокофьева. В рамках фестиваля современного танца DanceInversion труппа представила версию знаменитой истории, придуманную хореографом Мауро Бигонцетти.

«Атербалетто» существует с 1979 года, Бигонцетти возглавляет труппу последние пятнадцать лет. Этот хореограф хорошо известен московской публике: он ставил балеты для проектов «Отражения» и «Короли танца» с участием звезд мирового балета. Теперь в Россию приехала собственная труппа постановщика.

Общечеловеческое тут братски обнимается с национальным. Вечные проблемы плавно перетекают в злобу дня: ведь понятие архетипа еще никто не отменял. Но те, кто пришел на спектакль, чтобы в очередной раз пережить войну враждующих кланов и страдания юных смертников, остались с носом.

Бигонцетти все радикально переделал. И начал с Прокофьева.

Несколько лет назад наследники композитора запретили хореографу Раду Поклитару использовать партитуру знаменитого предка в новой версии «Золушки». Мол, тот и либретто исказил, и творение гения перелопатил. Поклитару пришлось пойти на беспрецедентный шаг — заказать новую партитуру под уже готовую хореографию. Мауро Бигонцетти от подобных запретов явно не страдает, хотя в его версии музыка к балету «Ромео и Джульетта» перекроена так, что мало не покажется. Конец партитуры звучит в начале, середина в конце, да еще с сокращениями и вкраплениями посторонних звуков. Про либретто и говорить нечего. В общем, если придерживаться буквы, то в итальянском опусе от Шекспира почти ничего не осталось: нет кланов Монтекки и Капулетти, нет Меркуцио и Тибальда, кормилицы и патера Лоренцо, смерти героев тоже нет, да и Верона как таковая отсутствует. Вместо нее два куба с видеопроекциями… нет, не города, а природных стихий. Ведь сценограф спектакля Фабрицио Плесси известен как создатель видеоинсталляций, творчески препарирующих ветер, огонь и воду.

Возможно, наследники Прокофьева были столь милостивы к нарушителям, что те пообещали сохранить дух творения. В самом деле, что главное в «Ромео и Джульетте»? Любовь. А это Бигонцетти сохранил и даже приумножил. Изгнав всех родственников и знакомых Ромео и Джульетты, он населил сцену клонами любовников.

Десять Ромео и столько же Джульетт демонстрируют то, что автор назвал «культурным мифом западной цивилизации».

Бигонцетти и Плесси вообще склонны к подробным вербальным объяснениям. В преамбуле к спектаклю чего только не сказано! Что миф, подобно ветру или реке, пересекает пространства стран и культур, меняя детали, но сохраняя глубинный смысл. Что чувства, которыми наполнена эта история, трогают людей независимо от декораций и облика персонажей. Архетип мифа образуют пять элементов: страсть, конфликт, судьба, любовь и смерть. Человек не имеет «подушек безопасности», защищающих его душу и тело от страстей. Любовь нечаянно нагрянет, когда ее совсем не ждешь.

На сцене группа полуголой молодежи, подчеркивающей свою современность. Танцовщики, молодые женщины и мужчины, играют в подростков-байкеров. В этой моторизованной тусовке, по мысли хореографа, особенно ярко бушует страсть и все поголовно теряют голову. Одежд на персонажах немного — кожаные плавки (у женщин купальники), нагрудники, наколенники и напульсники. В некоторых сценах на героях нет и этого; нагота, впрочем, показана целомудренно: она имитируется трико телесного цвета.

Балет начинается с мужского соло, в котором одна нога солиста засунута в недра мотоциклетного шлема: так подчеркнута его среда обитания.

Юноша отчаянно гнется и ловко крутит пируэт, балансируя на полукруглом основании и поддерживая равновесие другой, свободной, ногой.

Сзади него на наклонных подиумах лежат прочие артисты: они то и дело тянутся друг к другу, пытаясь соединиться хотя бы кончиками пальцев. Все вскакивают, грядет общий танец. Из общей массы выделяются пары, вступающие в иллюстративные телесные отношения: объятия всех мастей, патетические поддержки со сползанием вниз по телу партнера, запрыгивания женщин на руки мужчинам и внезапные падения на пол, как бы обмякнув – мол, изнеможение от любви.

Балет недлинный, чуть больше часа, и до конца зрелища так все и будет: выходы со шлемами и без них, интимно-публичные дуэты и массовые камлания, типовая смесь классики и современного танца. Из общего ряда выделяется эпизод, когда двое танцуют под фонограмму сердечного стука, а на заднике высвечиваются пики взбудораженной кардиограммы. В какой-то момент парочка заберется в недра огромного вентилятора и будет красиво обниматься на фоне кружащихся лопастей. Еще эффектнее финал: любовники забираются на верх стены, разделенной на две половинки. Между ними зияет пропасть и льется стремительный виртуальный водопад. Но любовь преодолеет все преграды. Она ведь движет горы. И вот (под давлением бушующих гормонов) стенки медленно сходятся, пропасть суживается до щели, а Ромео и Джульетта, прогибая спины, красиво соприкасаются животами.

Мускулистые, хорошо обученные артисты «Атербалетто» проделывают все это с бесстрастными лицами и довольно небрежным видом.

Очевидное равнодушие исполнителей подрывает доверие к истовым преамбулам постановщиков. На сцене, в отличие от текстов, никто не теряет голову, не терпит стресс и не гибнет от ударов судьбы. Больше всего это похоже на постановочные эротические сцены в кинофильмах: вроде бы и секс, но тщательно, до отказа, отполированный. Тень Станиславского с его легендарным «не верю!» на спектакле явно витала под колосниками.

Новости и материалы
Саперы тысячами разминируют боеприпасы в Авдеевке
Воздушную тревогу объявили в нескольких областях Украины
Российские морпехи уничтожили наблюдательный пункт ВСУ
В конгрессе США высказались насчет претензий Украины на Крым
Онколог рассказал об инновационном методе, который может выявить рак на ранних стадии
Следствие просит суд продлить арест Блиновской
Над Рязанской областью подавили беспилотники
Регионам с затоплениями угрожает вирус малярии
Ураганный ветер может оставить без света несколько регионов на Кавказе
Пророссийское подполье рассказало о пытках украинских спецслужб
Ученые превратили очистки граната в антимикробный препарат
Россиянам рассказали, где можно будет бюджетно отдохнуть летом
В США произвели почти центнер обогащенного урана
Израиль попросил у США больше вооружения
В Минфине рассказали о ключевых рисках развитых экономик
Потепление в Антарктике повысило уровень моря на другом конце света
США подняли в воздух стелс-бомбардировщики
ООН: убийство военкора Еремина должно быть расследовано
Все новости