Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Искусство второго тома

Выставка «Эстетика vs информация. Vol.2» художников из Литвы, Латвии и Эстонии

На выставке «Эстетика vs информация. Vol.2» в «Галерее искусств Зураба Церетели» на Пречистенке художники из Литвы, Латвии и Эстонии предлагают свой взгляд на то, как поставить концепцию на службу искусству, а искусство превратить в источник полезных сведений.

Кураторы современных выставок склонны полемизировать, это медицинский факт. Если ты ни с кем не споришь, то получается, что у тебя вроде и вовсе нет собственной позиции. А собственная позиция – кураторский хлеб, верный признак профпригодности. Хотя широкой публике, надо признать, до пикировок по культурологическим вопросам обычно и дела нет. Превратить же внутреннюю полемику в реальную интригу мало кому из кураторов удается.

Вот и кочуют по планете художественные проекты, в которых заявленного апломба куда больше, чем удачных решений.

Не то чтобы прибалтийская выставка «Эстетика vs информация. Vol. 2», удостоенная статуса спецпроекта на нынешней Московской биеннале, оказалась провальной – скорее предельно типовой. Она рождает устойчивое ощущение дежавю, хотя не исключено, впрочем, что какие-то работы здешних авторов и впрямь попадались прежде на глаза. Сути дела это не меняет. Реализована стандартная международная схема, прижившаяся и в наших краях: куратор (в данном случае это литовец Игнас Казакявичюс) формулирует актуальную и глубокомысленную идею, как правило, полемичную, после чего собирает под свои знамена авторов, призванных его установку иллюстрировать. Результатом чаще всего становится более или менее обширная экспозиция ни о чем. Оно и понятно: всякий художник дудит в свою дуду, у него свои рефлексии и приоритеты. Время коллективных манифестов и совместных мозговых штурмов давно закончилось, теперь каждый за себя. Складывать идейный пазл из совершенно автономных фрагментов – занятие сомнительное, но для кураторов привычное.

С подобной практикой наблюдателя примиряет обычно то, что здесь могут обнаружиться опусы, занятные сами по себе, вне связи с концепцией. Интересная работа заслуживает внимания и без кураторских комментариев.

Нынешняя выставка из «стран Балтии» (для постсоветского сознания зашифрованная здесь география очевидна) представляет собой ответную гастроль. Год назад проект с тем же названием, только под грифом «Vol.1», показывали в Клайпеде авторы из России. Курировал проект Константин Бохоров, так что получается еще более прихотливая модель, чем могло бы показаться: концепцию «Эстетика vs информация» исповедуют сразу два худрука из разных стран. Правда, у Игнаса Казакявичюса она обрела дополнительный полемический оттенок: он спорит с позицией Петера Вайбеля, отвечавшего за основной проект Московской биеннале. «Вайбель утверждает, что информационные технологии универсальны и приемлемы для всех, мы же полагаем, что здесь кроется множество проблем». Версия объяснима: наличие проблем всегда интереснее, нежели их отсутствие. Есть на чем настаивать и за что побороться – в умозрении.

На практике же экспозиция вышла мирной, рядовой и скучноватой.

Масштабы ее не поражают воображение, как и отдельные взятые произведения. Перед нами характерный европейский мейнстрим: немного видео, немного инсталляций, немного концептуальной живописи и причудливой микрофотографии. Скажем, Маарит Мурка из Эстонии показывает живописный цикл «Потерянные в переводе», где положенные на холст кинокадры соседствуют с ироническими титрами (наиболее внятный для отечественных зрителей пример: мизансцена из «Сталкера», где героя Кайдановского, припавшего к воде, оберегает черный пес, сопровождена надписью: «Dog is barking: гав гав гав»). Литовский дуэт Броне Невердаускене и Моника Жалтаускайте-Грашене предъявляет инсталляцию «Тотальное равенство», состоящую из подвешенных рядами «торсов-манекенов» с этикетками, с лейблами насчет положения в социальной иерархии.

Метафора годится как для коммунистического режима, так и для либеральной демократии – в зависимости от предпочтений зрителя.

Кинетический объект «Пугало» Йозаса Лайвиса, тоже литовца, представляет собой три деревянные стойки с нахлобученными на них пластиковыми бутылями. Вырезанные из пластика створки образуют нечто вроде лопастей. Был бы ветер – возникли бы звук и вращение. Конструкция, позаимствованная автором у сообразительных балтийских крестьян, описана в аннотации как «манипулятор страха кротов»... Да, чуть не забыл про латышей: Гинтс Габранс демонстрирует фотографический цикл «Фотон-живопись. Пейзажи», где лазерный луч, проникая сквозь капли воды, создает запечатленные на принтах радужные разводы, а на видео Даце Дзерины «Обольщение» осторожные пальцы перебирают кружева и вышитые ткани.

Пары-тройки произведений в отчете не хватает, но можно уже и остановиться. Резюме: в целом все «как у людей», разве что малобюджетно. Сей недочет мог бы быть компенсирован яркой оригинальностью работ, однако чего нет, того нет. С шедеврами везде в мире обстоит неважно, и страны Балтии не исключение... О том, как эстетика противостоит информации, на выставке забываешь моментально, а когда вдруг вспоминаешь перед уходом, то на глобальный вывод впечатлений все равно не набирается. Зато понятно: культурный обмен – жанр неумирающий. В его пользу так много аргументов, что мелкие придирки ничего не значат.

Новости и материалы
Стало известно, чем рублю поможет сохранение ключевой ставки на прежнем уровне
Российские морпехи уничтожили наблюдательный пункт ВСУ
В конгрессе США высказались насчет претензий Украины на Крым
Онколог рассказал об инновационном методе, который может выявить рак на ранних стадии
Следствие просит суд продлить арест Блиновской
Над Рязанской областью подавили беспилотники
В России вновь вырос спрос на майские путешествия
В Смоленской области после атаки БПЛА загорелся объект ТЭК
В Британии заявили, что элитная бригада ВСУ находится в шаге от окружения
США тайно разместили ракеты против ядерных объектов Ирана
Регионам с затоплениями угрожает вирус малярии
Ураганный ветер может оставить без света несколько регионов на Кавказе
Пророссийское подполье рассказало о пытках украинских спецслужб
Ученые превратили очистки граната в антимикробный препарат
Россиянам рассказали, где можно будет бюджетно отдохнуть летом
В США произвели почти центнер обогащенного урана
Израиль попросил у США больше вооружения
В Минфине рассказали о ключевых рисках развитых экономик
Все новости