Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Вдыхая тень иглу Каддафи

В Мультимедиа Арт Музее открылись выставки «Занимательные истории» и «Арте повера в Москве»

Европейское художественное шестидесятничество оказалась в центре внимания сразу двух выставок в столичном Мультимедиа Арт Музее. Проект «Занимательные истории» представляет фотолетопись былой культурной жизни Дюссельдорфа и Кельна, а экспозиция «Арте повера в Москве» на примере музейных объектов и инсталляций демонстрирует, из какого именно сора выросло современное итальянское искусство.

Вряд ли нужно разъяснять в подробностях, до какой степени термин «шестидесятники» по-разному понимается у нас и на Западе. Хотя в обоих случаях речь вроде бы шла о свободе, особенно о свободе творчества. Для простоты сформулируем главное отличие в метафорической форме: наши вольнодумцы учились плавать, не дожидаясь, пока в бассейн нальют воду, в то время как западные рассекали волны в открытом море. Под морем здесь понимается реальное художественное пространство, а вовсе не замкнутый мирок андеграунда. Как ни относись теперь к плодам европейской «культурной революции», все же нельзя не признать, что тогдашняя ситуация перепахала сознание миллионов и способствовала радикальным переменам в артистической иерархии. «Последние» становились «первыми» за считаные годы, и культурный ландшафт трансформировался на глазах.

Последствия ощутимы до сих пор, правда все больше в виде постмодернистского эха или остаточной инерции. Однако разговор не про сегодняшние процессы.

Те художники искренне верили (и, как выяснилось, не ошибались), что вершат судьбы современного искусства. Недодумали только в одном месте: взорвать изнутри буржуазную культуру не получилось – вместо этого пришлось в нее встраиваться самим. Пусть даже с ощущением морального превосходства и с усмешкой триумфаторов на лице, но все-таки встраиваться. Чтобы лучше воспринять атмосферу, которая царит на фотографиях из архива художников Рейнской области (именно эта институция привезла в Москву проект «Занимательные истории»), надо бы понимать, что запечатленные здесь люди – это не просто выпендрежные богемщики, а демиурги, которые «творят все новое», почти по Евангелию.

Вот Гюнтер Юккер и Клаус Ринке верхом на верблюдах движутся по коридорам Дюссельдорфской академии художеств навстречу восторженным студентам.

А вот Йозеф Бойс собственноручно моет коридоры той же академии, символически уничтожая следы своего здесь присутствия в качестве профессора. Первый видеохудожник планеты Нам Джун Пайк, тоже преподаватель в Дюссельдорфе, совершенно по-свойски беседует с Джоном Ленноном и Йоко Оно – мол, еще неизвестно, кто из них троих в итоге окажется круче... Эти и многие другие моменты свидетельствуют о том, что художники-шестидесятники на Западе ощущали себя состоявшимися властителями дум, духовными лидерами поколения, светочами, озаряющими будущее. И в этом будущем многое должно было обстоять иначе, чем обстоит сегодня. Но как раз авангардисты со своими прогнозами чаще других попадают впросак, потому что любят прогнозировать и выдавать желаемое за действительное.

Зато им обеспечено место в музеях, которые они ненавидят, а их работы продаются за огромные деньги, которые они презирают. Диалектику никто не отменял.

Все сказанное касается и художников из движения «арте повера», то есть «бедное искусство», начинавших свою карьеру в те же 60-е. Более успешного проекта в послевоенном итальянском искусстве не было – а ведь они явно не желали успеха в том формате, который им достался. Ровно наоборот, поначалу эти ниспровергатели привычных ценностей мечтали о времени, когда искусство превратится всего лишь в краткий момент самовыражения, никак не связанный с почестями и большими гонорарами. Ради этой цели в ход шли материалы, мало напоминающие о традиционных художествах, – цемент, мешковина, каменный уголь, барахло с помойки и т. п.

Чем дело кончилось? Правильно, почестями и большими гонорарами.

Вот и выставка «Арте повера в Москве» приехала не из какого-нибудь пыльного ангара, арендованного клубом маргинальных фанатов движения, а из государственного и очень даже респектабельного музея Кастелло ди Риволи, что в Турине. Здесь хранится едва ли не лучшая в мире коллекция произведений «арте повера» — лучшая в смысле наиболее представительная. С восторгами насчет художественного качества самих экспонатов торопиться не станем. Хотя бы потому, что представлено как раз то искусство, о котором наши зрители нередко отзываются в следующем духе: «И что?! Для чего мне это показывают? Я бы и сам так смог, если бы вдруг крыша поехала». Надо заметить, европейцы подобного вслух никогда не произносят. И даже вряд ли так думают: все же десятки лет соответствующего эстетического воспитания за плечами. Собственно, в этом и дело: примириться с «бедным искусством» и тем более оценить его по достоинству сложновато, если не иметь про запас былых впечатлений аналогичного свойства и не держать в голове «краткий курс» искусства ХХ века. С налету может не получиться.

Из хрестоматийных произведений (имеются в виду правильные хрестоматии) на выставке найдется знаменитая (ну, кому знаменитая, а кому и нет) «Венера тряпичная» работы Микеланджело Пистолетто.

Речь об инсталляции, где копия античной статуи соседствует с грудой настолько поношенного тряпья, что назвать его одеждой язык не повернется. Авторскую позицию вычислить не так уж трудно. Еще упомянем опус Марио Мерца (он тоже является отцом-основателем движения) из серии «Палатки». Полусферическая палатка из джутового полотна, расписанная снаружи изображениями наконечников копья, носит название «Иглу – шатер Каддафи». Создан сей объект в конце 60-х, к сегодняшнему дню обрел неожиданную актуальность, но объяснить в двух словах, что подразумевал автор, будет нелегко. Марио Мерц был вообще одним из самых загадочных и герметичных художников направления. Поэтому просто любуйтесь.

Однако итальянским «бедным» все-таки не откажешь в острых и внятных рефлексиях.

Скажем, Джованни Ансельмо произвел еще на заре карьеры «тревожное произведение» (его собственная формулировка) под названием «Неон в цементе». Четыре неоновые трубки замурованы в протяженных цементных блоках, видны лишь выступающие концы – и они излучают голубоватое сияние. Понятно, что и внутри цемента происходит свечение, но его никому и никогда не разглядеть. Аллегория то ли загробной жизни, то ли свидригайловской «баньки с пауками» – до конца не разберешь, но вещь довольно волнующая. Участники «Арте повера» вообще большое значение придавали интуитивным прозрениям, в отличие от своих оппонентов – поп-артистов и концептуалистов. Если и была какая-то концепция в работе Джузеппе Пеноне «Вдыхая тень», то следов ее теперь не найти. Осталась сама настенная инсталляция из десятков сетчатых блоков, содержащих лавровые листья. Когда-то они имели запах, теперь его нужно домысливать. Красиво, «бедно», многозначительно, ни о чем. Типично для этого арт-движения, показательно для нынешнего восприятия европейского шестидесятничества.

Новости и материалы
Российской армии предложили быстрые укрытия для зоны боевых действий
В холодное время года россияне чаще настроены на брак, в теплое — на флирт
Стало известно, чем рублю поможет сохранение ключевой ставки на прежнем уровне
Потомок Наполеона Бонапарта будет кандидатом на выборах в Европарламент
Уровень Тобола за прошедшие сутки слабо изменился
Саперы тысячами разминируют боеприпасы в Авдеевке
Воздушную тревогу объявили в нескольких областях Украины
Российские морпехи уничтожили наблюдательный пункт ВСУ
В конгрессе США высказались насчет претензий Украины на Крым
Онколог рассказал об инновационном методе, который может выявить рак на ранних стадии
Следствие просит суд продлить арест Блиновской
Над Рязанской областью подавили беспилотники
В России вновь вырос спрос на майские путешествия
В Смоленской области после атаки БПЛА загорелся объект ТЭК
В Британии заявили, что элитная бригада ВСУ находится в шаге от окружения
США тайно разместили ракеты против ядерных объектов Ирана
Регионам с затоплениями угрожает вирус малярии
Ураганный ветер может оставить без света несколько регионов на Кавказе
Все новости