Чтение серьезных общественно-политических новостей, вообще говоря, часть осознанной гражданской позиции человека. Новости надо читать. Однако даже с важными новостями все чаще происходит нечто странное – мутация в самые архаичные повествовательные жанры.
Например, где взять точных слов для Дацика, который ревет? Рыжий Тарзан поражает воображение, ходит по водам Финского залива, вырывает батареи и спасает русских от нерусских. Новостная история об ограблении салона сотовой связи и удачном побеге из Дружносельской (хорошее слово, эпическое) психиатрической больницы превращается в сказ. Вы можете сколько угодно говорить про объективную журналистику, но, когда дело доходит до деталей, вы объективно вынуждены написать: «О своем детстве Дацик говорил, что покусал целый класс девятиклассников, а одному из них «вырвал трицепс». И добавить: «После вступления в «Славянский союз» (организация запрещена в России) он неоднократно агитировал за проведение в Санкт-Петербурге «Русского марша» и заявлял о себе следующее: «Я дерусь ради силы воинства духа белых людей. Я белый воин. Я родился воином и воином помру».
Новости превращаются в гуслярство – «Слово о полку Игореве», трэш-версия.
Того же свойства новость о том, что великий режиссер и известный общественный деятель Никита Сергеевич Михалков начал вещание в блогосфере посредством ЖЖ «Бесогон ТВ». И опять-таки можно говорить что угодно, цепляться к словам режиссера о том, что Бог покарал Японию миллизивертами за грехи всего человечества (а не специфически японские грехи, как уточнил Никита Сергеевич). Но если возражать по сути, то возникает масса нелепых, совершенно неуместных в журналистике вопросов – а вы, например, знаете доподлинно, что Бог покарал Японию за нечто совершенно иное? Или вы доподлинно знаете, что Бога нет и, стало быть, Япония самопокаралась? Попытка рассказать об открытии блога значимой общественной персоны соскальзывает в апокриф.
Ясно только, что слово «бесогон» окончательно стало медийным и общественным фактом — и это само по себе удивительно.
От развитого язычества и авраамических религий переходим к тотемизму. Как нам расценивать историю встречи Владимира Владимировича Путина со снежным барсом по кличке (sic!) Монгол? Что вообще можно сказать относительно этой истории по существу? Углубиться в экологический аспект проблемы? В гоголевскую поэму чиновничьего рвения? Искать произошедшему рационального объяснения? Невольно вспоминается лишь стародавнее «Я посмотрел ему в глаза и заглянул в его душу», но тут непонятно вообще все.
Кто в этом совершенно ацтекском ритуале встречи вождя с тотемным хищником был источником силы, кто именно получил инициацию и теперь понимает язык зверей, птиц, трав и членов «Единой России»?
Список можно продолжать долго – от «живой воды» Петрика до названия операции в Ливии «Одиссея. Рассвет» (ох уж, эти американские генералы с гарвардской степенью по философии), но у нас не семинар по Проппу. Просто складывается впечатление, что объективная журналистка терпит сегодня совершенно неожиданное фиаско. Фантастическая идейная пустота сторон, часто стоящая за самыми значительными политическими и общественными конфликтами, вызывает к жизни простые, изначальные мифы, причем в жутковато-комичном виде — что-то вроде памятника Петру на Стрелке.