Хочешь проката — готовься к войне

В Москве прошла конференция «Кинопрокат в России: перспективы развития бизнеса»

Игорь Карев 28.02.2011, 10:58
Thinkstock/Fotobank.ru

В Москве прошла конференция «Кинопрокат в России: перспективы развития бизнеса»: участников напугали сообщениями о третьей мировой информационной войне, победу в которой может обеспечить цифровое оборудование, поддержка государства и система единого электронного кинобилета.

Сейчас идет третья мировая информационная война, а внутренний рынок публичного кинопоказа России не принадлежит России, предупредила гостей и участников состоявшейся в пятницу, 25 февраля, конференции «Кинопрокат в России: перспективы развития бизнеса» зампред комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко. При этом она отметила, что опасность известна давно и входит составной частью в доктрину национальной безопасности, принятой в 2000 году.

«Участниками этой войны являются не только транснациональные корпорации, которые борются и друг с другом, и за освоение территорий, но и прямые военные институты, которые пытаются воздействовать на сознание предполагаемого противника», — пояснила Драпеко. Она также считает, что необходимо обсуждать не только вопросы защиты жанров, кинопроката в целом или его коммерческой успешности, но и вопросы защиты национального зрителя.

«Зрители должны воспитываться национальным кинематографом», — заключила она.

Призыв Драпеко едва не пропал втуне: доклады уже были подготовлены, и менять регламент поначалу никто не стал. Она и сама посетовала, что модель защиты зрителя не разработана и предложить прямо сейчас нечего. Ей помог лишь президент кинофестиваля «Золотой витязь», актер Николай Бурляев.

Сегодняшний российский кинопрокат, по словам Бурляева, можно смело назвать филиалом американского. «Мы добровольно поддерживаем мощь голливудского монстра», — заявил он и предложил выделять государственные деньги только на социально значимые картины. Возрождение отечественного кинематографа Бурляев видит только через участие государства: необходимо восстановить государственные киностудии и систему кинопроката. «Нужно на порядок увеличить вложения в киноиндустрию – потом окупится, в поколениях окупится», — пообещал он.

Тема российского кино в российских кинотеатрах, конечно, поднималась неоднократно. Пафос по поводу двукратного увеличения числа кинозалов, о котором было заявлено на состоявшемся 1 февраля совещании правительственного совета по развитию отечественной кинематографии, несколько сбил генеральный директор Movie Research Олег Иванов. По расчетам его компании, если прямо сейчас увеличить количество кинотеатров в России вдвое, то доля российского кино в общем бокс-офисе снизится с 16%, которые были в 2010 году, до 14%. К 2015 году, до которого рассчитана программа, всё может стать еще хуже: кинотеатры предпочитают прокатывать голливудскую продукцию, которая приносит больше денег. Дмитрий Караваев из НИИ киноискусства сообщил, что из 69 российских картин только шесть окупились в прокате. «Это не триумф», — справедливо заметил он.

Кроме того, сразу в нескольких выступлениях было отмечено, что самым кассовым российским фильмом 2010 года стала «Наша Russia: Яйца судьбы», и докладчики обратили внимание слушателей на то, что это не то кино, на котором стоит воспитывать патриотизм. «Не всё, что окупается, стоит выпускать на экраны», — сказал Олег Иванов.

Путей решения проблемы было предложено немного, и чаще всего, по примеру Бурляева, спасение российского кинематографа виделось только в господдержке. В докладе Иванова прозвучало, что присутствие российских фильмов в прокате должно дотировать государство: по его словам, при вложении 870 млн рублей можно обеспечить их присутствие в кинотеатрах на уровне 35%. Правда, о том, насколько при этом вырастет их доля в кассовых сборах, сказано не было. Высказывались предложения об участии государства в закупке, к примеру, цифрового оборудования для кинотеатров, ведь, по прогнозу директора компании «Киноальянс» Дмитрия Казуто, через два года копии фильмов на пленке перестанут выходить вообще, и в залах, в которых нет современного оборудования, будет нечего показывать, а комплект такого оборудования стоит около 6 млн рублей. Государственные средства также могут помочь кинотеатрам войти в программу единого электронного билета, где комплект программного обеспечения стоит 180 тысяч рублей.

Правда, гендиректор «Невафильм» Олег Березин напомнил, что «ни одна инициатива государства в области кинопоказа за последние 20 лет не была успешной».

Что касается общих проблем российского кинопроката, то они виделись докладчикам немного по-разному. К примеру, данные по срокам начала работы многострадального проекта единого электронного билета, представленные в докладе представителя Минкульта Сергея Мокрова, вызвали у участников сдержанные эмоции. Дмитрий Казуто вообще заявил, что кинотеатры уже сейчас не заинтересованы в сокрытии кассовых сборов, поскольку их проверяют сразу с нескольких сторон, в том числе и дистрибуторы картин.

«Утверждение о том, что кинотеатры скрывают чуть ли не 30% сборов, совершенно абсурдно. Это миф, еще один из многих мифов о нашей киноиндустрии», — сказал он.

При этом все согласились с тем, что удваивать количество кинозалов необходимо, причем особый упор нужно делать на малые города: во многих из них кинотеатры сейчас просто отсутствуют, да и в целом около 50% жителей России, как следует из доклада гендиректора компании «СИНЕМА 1080» Владимира Самойлова, вообще не имеют возможности посмотреть фильм на большом экране. В качестве альтернативы сегодняшним реалиям Драпеко с тоской вспомнила советские времена, когда по сельским районам колесили десятки тысяч передвижных киноустановок. Справедливости ради напомним, что буквально за два дня до конференции, 23 февраля, в Ханты-Мансийске в рамках IX международного кинофестиваля «Дух огня» была организована презентация первого в современной России киномобиля.