КультураКино

Рыбье слово

«Океаны» вышли в прокат

Фотография:outnow.ch

|

В прокат вышел документальный блокбастер «Океаны» — потрясающей красоты экологическая агитка, в которой авторы «Птиц» спускаются под воду.

Понятное дело, чтобы пересказать фильм «Океаны», следовало бы заказывать рецензию Николаю Николаевичу Дроздову, так что ограничимся самыми общими сведениями. Итак, почти два часа с экрана кричат морские котики и касатки, ракообразные сучат клешнями, ползают вараны и бьют хвостами киты. Ехидный слоган «Великое зрелище от великого Создателя» вполне себя оправдывает. Для знакомых с творческим методом тандема Жака Перрена и его тезки Клюзо других рекомендаций в принципе не нужно. Режиссеры, как у них заведено, снимают о мире тех животных, до которых простым смертным не добраться:

разобравшись с перелетными «Птицами», они погрузились на самое дно «Океанов», где провели несколько лет и потратили около 50 млн евро, то есть столько, сколько уходит не на всякий блокбастер.

«Океаны» и есть блокбастер, и документальным это кино назвать язык не поворачивается в силу его очевидного художественного совершенства. Каждое движение, каждое выражение физиономии рыб и тюленей, крабов и китов выглядит тщательно срежиссированным, и остается только догадываться, как авторы взаимодействовали со своими актерами. Ну да, отчасти фантастическая картинка создается за счет хитрых приспособлений, вроде подводного вертолета или искусственной подсветки, усугубляющей кристальную прозрачность водной толщи и подчеркивающей красоту каждого героя. Но вот как из всех этих полчищ, как их называет закадровый голос, удалось сделать понятных человеческому разуму персонажей…

Видно авторы знают какое-то особое рыбье слово.

Разумеется, идиллическими картинами все не ограничивается. Главное отличие «Океанов» от «Птиц» заключается в том, что если в прошлом фильме Перрен и Клюзо, по сути, предлагали почаще смотреть вверх, то на сей раз вызывают зрителя на серьезный разговор. Фильмы об обитателях глубины в последние годы не обходятся без агитационной части – в финале тот же закадровый голос спокойно перечислит тех подводных жителей, которых океан лишился благодаря людям. Чуть раньше нам покажут китобойню и бьющихся в сетях рыб (авторы утверждают, что это инсценировка). Без того чтобы окропить соленую воду красненьким не обходится ни одно киновысказывание по теме, вспомнить хотя бы оскароносную «Бухту», в которой дельфинов уничтожали вполне по-настоящему.

Разница тут исключительно в интонации, но именно она позволяет «Океанам» работать даже эффективнее той же «Бухты».

Перрен и Клюзо не хотят напугать своего зрителя зверствами рода человеческого — или тем более обвинить нас в пособничестве геноциду. В спокойствии закадрового голоса нет цинизма или высокомерия. Авторы акцентируют внимание прежде всего на красоте, а не на крови в духе обычной гринписовской истерики. Они призывают не одуматься, а задуматься. И есть какая-то высшая справедливость в том, что именно индустриальная цивилизация, сминающая на своем пути леса и заливающая нефтью океаны, получила, наконец, возможность снять достойную экологическую агитку, способную показать всю красоту того, что сама то и дело норовит уничтожить.

  • Livejournal
  • Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с последними изменениями в российском законодательстве на сайте «Газеты.Ru» временно вводится премодерация комментариев.

Главное сегодня






/nm2012/ssi/right_stuff/else.shtml

Читайте также


Золотой iPad и iMac по цене машины


Что ждет русского туриста в США


33 цитаты Оскара Уайльда, с которыми невозможно поспорить


Почему у вас такое бездарное начальство


Свежие леденцы от Google


Что на самом деле сделает вас элегантным


Как получить высший балл?


На что тратят деньги очень богатые люди


Почему мужчина уходит из семьи, если о нем заботятся


Я не такая, я жду трамвая