Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Все мы случайные прохожие»

Погиб актер Юрий Степанов

Ночью в Москве в возрасте 42 лет трагически погиб актер театра и кино Юрий Степанов.

Во вторник вечером Юрий Степанов по обыкновению задержался в театре допоздна — в Мастерской Фоменко играли «Трех сестер». Выйдя на улицу, актер поймал машину — старенькие «Жигули» — и поехал домой. Он уже почти добрался — до дому оставался последний светофор, и без пятнадцати час «четверка» стояла на перекрестке улиц Люблинская и Шкулева. Внезапно «Жигули» сзади ударила ехавшая на огромной скорости «Мазда». Машину выбросило на встречную полосу, где ее тут же ударил двигавшийся навстречу автомобиль ВАЗ-2112. Удар пришелся на сторону пассажирского сидения, которое занимал Степанов: актер погиб на месте от множественных травм.

Больше в этой аварии никто серьезно не пострадал.

Нелепая смерть, скажут все. Нелепая смерть забрала ночью одного из лучших актеров поколения.

Наверное, если бы много лет назад кто-то сказал деревенскому мальчишке, что он станет артистом, тот сильно бы удивился. Юрий Степанов родился 7 июня 1967 года в деревне Рысьево Иркутской области. Мать — учитель, отец — агроном, чуть позже семья перебралась в поселок Тайтурка, где отца Степанова назначили директоров совхоза. С детства Юрий плотничал, охотился, разводил пчел, ухаживал за скотиной, рыбачил, строил — словом, обычная сельская жизнь, какое уж тут актерство? Но был в Тайтурке преподаватель по боксу, который учил ребят даже не столько драться, сколько выживать — охотиться, рыбачить, а вот его жена занимала должность художественного руководителя дома культуры.

С ее занятий все и началось.

Потом было поступление в Иркутское театральное училище, почти случайное. Степанов лишь приехал в Иркутск навестить друга и вдруг увидел объявление о приеме на курс. Думал поучиться и бросить, да и отец надеялся, что сын выберет более «серьезную» специальность. Но мальчишка втянулся — сказалась, очевидно, деревенская основательность.

Настолько, что приехавшая на выпускные экзамены в училище Ольга Васильевна Фирсова, педагог из театральной мастерской Петра Фоменко, из всего курса отобрала именно его. Степанов поехал в Москву, где отучился в ГИТИСе на курсе Петра Фоменко —

на том самом знаменитом и самом «звездном» первом наборе «фоменок», вместе с сестрами Кутеповыми, Мадлен Джабраиловой, Галиной Тюниной, Андреем Казаковым, Тагиром Рахимовым

Как вспоминал сам Степанов, ему было страшно тяжело: Москва ему «не пошла», тосковал он по родине страшно и трижды покупал билет в Иркутск. Доучился на одном упрямстве.

Курс естественным образом продолжился театром-мастерской Фоменко. И вот тут Степанов развернулся во всю мощь. Люди, знакомые с ним по телевизору, могут и не подозревать, каким невероятным актерским диапазоном он обладал. Играл в спектаклях по Шекспиру («Двенадцатая ночь»), Островскому («Волки и овцы»), Тургеневу («Месяц в деревне»). Лауреат премии Московского фестиваля имени Высоцкого за роль Бенжамина в спектакле «Шум и ярость» (1993 год). Роль в «Волках и овцах» была отмечена премией международного фестиваля «Контакт-93» в г. Торунь, «Чайка» досталась всему актерскому составу спектакля «Три сестры». Но это все сухие регалии, а на деле…

Видели бы вы его Алджернона в уайльдовском «Как важно быть серьезным», где он со своей фактурой тюленя-телепеня каким-то невероятным волшебством превращался в грациознейшего денди!

Когда Степанова в интервью спрашивали, какие роли у него любимые, он обычно переспрашивал: «Роли? Как детки — все любимые. Проходит время, забываешь, а потом посмотришь — и вдруг такой теплотой повеет.

И мне ни разу ни за одну стыдно не было.

Даже когда я весь наизнанку выворачивался и казалось, что не получается, со временем примиряешься и понимаешь: сыграть лучше было нельзя».

В кино Степанов пришел довольно поздно - в 1995 году снялся в эпизоде у Данелия в фильме «Орел и решка», а в 1997-м получил главную роль у Абдрашитова во «Времени танцора». Мелькнул в «Прогулке» Алексея Учителя, дважды сыграл у Алексея Балабанова — в «Жмурках» и «Грузе-200», сыграл главную роль интеллигентного паразитолога в романтической комедии Станислава Говорухина «Артистка», снялся в «Диком поле» Михаила Калатозишвили.

Но, наверное, больше всего он известен зрителю по роли вора в законе Антипа в телесериала «Штрафбат» Николая Досталя и прокурора Пафнутьева из «Гражданина начальника».

Что, если честно, очень обидно: не такими ролями надо оставаться в народной памяти актеру его масштаба. Проворонило кино Степанова, упустило. Теперь уж навсегда.

В последнее время Степанов, как всегда, жил тихо и незаметно. Не мелькал на страницах бульварной хроники, не торговал лицом на презентациях и премьерах, не лез в телевизор и вообще никак не пиарился. Занимался тем же, чем занимался всю жизнь, — служил людям в театре. Он всегда знал: «А театр — это моё, я больше ничего делать не умею. Я на сцене живу. Служу. Народ веселю. Там вся жизнь моя. Я уж столько на себя примерил, сколько многим за всю жизнь не попробовать».

И правда, театр и семья были для него всем, занимая практически всю его жизнь.

Даже любимую с детства охоту — и ту бросил: «Я подумал, что уже могу купить себе еду, так что хватит стрельбы. Мы с отцом шли в лес, добывали зверя и потом целую зиму его ели. Я всегда должен был чётко понимать, зачем я пришёл в лес. Если в пятый раз за осень заявлял, что пошёл на охоту, отец мог мне сказать: «Юра, посмотри в холодильник, там всё есть». Иногда, конечно, хотелось проверить, не разучился ли стрелять. Но ведь тогда и по бутылкам можно».

На вопрос о хобби даже несколько смущался и не знал, что ответить:

«Есть одно дело, но это совсем не хобби. Я люблю бывать с семьёй, среди детей. Люблю, когда все дома. Не обязательно тут же всем бежать за стол. Я могу один в комнате сидеть и знать, что все дома. Играть с сыновьями люблю».

В одном из интервью он сказал очень точные слова: «Все мы случайные прохожие, и судьбы наши переплетены, и каждый может посмотреть со стороны на другого человека и сказать: «Господи, это же моя жизнь!» И поплакать над нею вместе с ним, и посмеяться, главное, чтобы он увидел эту свою жизнь со стороны. Если он не увидит во мне себя, не поверит, что я играю на сцене его жизнь, — не надо играть в театре».

Действительно, все мы случайные прохожие. Но почему же у некоторых дорога оказывается настолько короткой?

Новости и материалы
Российские морпехи уничтожили наблюдательный пункт ВСУ
В конгрессе США высказались насчет претензий Украины на Крым
Онколог рассказал об инновационном методе, который может выявить рак на ранних стадии
Следствие просит суд продлить арест Блиновской
Над Рязанской областью подавили беспилотники
В России вновь вырос спрос на майские путешествия
В Смоленской области после атаки БПЛА загорелся объект ТЭК
В Британии заявили, что элитная бригада ВСУ находится в шаге от окружения
США тайно разместили ракеты против ядерных объектов Ирана
Регионам с затоплениями угрожает вирус малярии
Ураганный ветер может оставить без света несколько регионов на Кавказе
Пророссийское подполье рассказало о пытках украинских спецслужб
Ученые превратили очистки граната в антимикробный препарат
Россиянам рассказали, где можно будет бюджетно отдохнуть летом
В США произвели почти центнер обогащенного урана
Израиль попросил у США больше вооружения
В Минфине рассказали о ключевых рисках развитых экономик
Потепление в Антарктике повысило уровень моря на другом конце света
Все новости