Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Короткий меч и длинный объектив

Культура по четвергам

Культура по четвергам: поход Дмитрия Анатольевича Медведева на выставку на «Винзаводе» стал хорошим поводом порассуждать о непростых отношениях искусства и власти.

На этой неделе, как известно, президент Дмитрий Анатольевич Медведев сходил на «Винзавод», посмотреть фотовыставку. Нет, не «Сопротивление» Игоря Мухина, хотя могло получиться забавно ― с мухинскими-то нацболами, коммунистами и прочими «несогласными». Дмитрий Анатольевич, как все уже знают, посетил экспозицию финалистов проекта «Лучшие фотографии России-2009». Это, если кто не знает, такой конкурс, на который принимаются работы всех желающих, а лучшие 365 потом вывешиваются в 4-м Сыромятническом. Пришел, пообщался с детьми из интерната, которые успели посмотреть выставку до него, пообещал им фотоаппаратов для кружка, а потом в сопровождении директора центра Софьи Троценко и фотографов из кремлевского пула осмотрел экспозицию. По свидетельству очевидцев, вел себя достойно и весьма профессионально комментировал снимки.

Вообще-то, когда вождь отправляется на какую-нибудь выставку ― это всегда несколько напрягает.

Не иначе как генетическая память услужливо про «п...расов» напоминает. Все-таки отношения между властью и искусством в нашей стране всегда складывались непросто. Нет-нет, не пугайтесь, я не буду вспоминать всю историю этих взаимоотношений начиная от композиторских и хормейстерских талантов Ивана Грозного, сочинявшего стихиры и управлявшего певческой капеллой.

Просто в ХХ веке у нас изменилась, грубо говоря, стратегия взаимоотношений власти и искусства. Много веков все было понятно: искусства вечны, а власть им покровительствует. Все изменил человек по имени Владимир Ильич Ульянов (Ленин). Он и сам музам был не чужд, в графе «профессия» неизменно писал «литератор» (в отличие от Николая II, во время переписи населения презентовавшегося как «хозяин земли русской»). Имел полное право, кстати: сочинением текстов Ленин кормился 28 лет.

Так вот, о новой, как сейчас любят говорить, парадигме взаимоотношений власти с искусством. Сейчас вот наверняка работу «Партийная организация и партийная литература» в школах не проходят. А зря, в этой статье, написанной за 12 лет до революции, вся советская система взаимоотношений пера и скипетра.

Суть ее, впрочем, довольно проста: муз мобилизовать, перо приравнять к штыку, а деятелей искусства обязать служить правильным целям.

Доводил эту систему до ума, конечно же, уже Сталин, и на этой фигуре нам придется задержаться. Иосиф Виссарионович, как известно, с искусством соприкасался не по касательной, как Владимир Ильич, а напрямую ― по крайней мере, в юности. Сейчас почему-то утвердилось представление о Сталине как о бездарном поэте-неудачнике, что, если честно, полная чушь. Уже первое стихотворение 16-летнего Сосо Джугашвили «Утро» опубликовал не кто иной, как Илья Чавчавадзе, и, судя по всему, остался доволен: только во второй половине 1895 года в издаваемой им газете «Иверия» вышли еще четыре стихотворения перспективного автора. Еще до революции стихи Сталина выходили в сборнике «Грузинская хрестоматия, или Сборник лучших образцов грузинской словесности» и даже попали в букварь для грузинских школьников. Так что начинал Иосиф Джугашвили очень хорошо, и можно только гадать, что было бы, не предпочти он поэтической карьере путь профессионального революционера.

Но в том-то и дело, что систему выстраивал уже не Джугашвили, а Сталин ― не поэт, а государственный деятель, с музами завязавший навсегда: не случайно в советское время стихотворения Сталина не издавались никогда, а подхалимская попытка издать к 70-летию вождя сборник в лучших переводах (в том числе Арсения Тарковского и Бориса Пастернака) была жестко пресечена.

Система взаимоотношений была простой, соблазнительной и жесткой.

Таланты ставят свое искусство на службу народу и получают за это невиданные бонусы: все советское время люди творческих профессий, особенно успешные, были, пожалуй, самой богатой и привилегированной социальной группой населения в стране. Но и контроль самый жесткий. Причем все сам, сам, практически безо всяких референтов. Книги ― с карандашом, при малейших сомнениях ― консультации экспертов (вспомните, например, знаменитый звонок Пастернаку относительно статуса Мандельштама). Фильмы ― все до одного самолично, чуть что ― Эйзенштейна с Черкасовым на ковер; с театром ― то же самое, чуть не каждую неделю в личную ложу, одни «Дни Турбиных» ― 17 раз.

Получалось, правда, не сказать чтобы очень уж хорошо ― то же «малокартинье» вспомните, но хоть как-то получалось. Но не тиражировалось ― ибо делалось «под себя». Когда не обладающий даже зачатками вкуса и знаний Хрущев попытался примерить тогу предводителя муз на себя, получилось конфуз и неудобно.

Художников материл, с поэтами ругался, авторитет уронил, народ смеялся.

Наверное, поэтому все последующие вожди глубоко в искусство лезть опасались. Ситуация напоминала вооруженный нейтралитет. Власть в процесс творчества уже практически не лезла, обозначив свое присутствие только на крайних пунктах ― госзаказа и госприемки, творцы исправно получали свои пироги да пышки. Бездари дежурно выполняли заказы с неизменно ужасающим результатом, таланты делали что хотели, пытаясь протащить случившееся мимо недреманного ока властей и периодически получая по рукам.

Потом пришли новые времена, система рухнула, и настала долгожданная свобода. Пироги быстренько убрали со стола, а в виде компенсации власть окончательно перестала обращать на производителей культурных ценностей хоть какое-то внимание.

Результат не понравился никому.

Творцы уже только что на голове не прыгают в попытках «показаться» власть имущим, власти тоже вроде как доросли до понимания необходимости идеологической обработки электората в нужном духе. Проблема в том, что единственная известная и тем и другим система реставрации упорно не поддается. Не работает в изменившихся условиях окружающей среды. Вместо четкой линейной триады «заказчик ― исполнитель ― результат» неизменно получается прославленный Жванецким «замкнутый круг без выхода продукции наружу». Одни деньги дают, другие получают, потом деньги немного циркулируют туда-сюда в целях взаимного удовлетворения, и ни к чему, кроме этой самой циркуляции, ни одна из сторон никакого интереса почему-то не испытывает. Поэтому результат, если он и случается, глубоко безразличен и высоким договаривающимся сторонам, и потенциальным потребителям ― кому интересен этот формальный довесок, он в этой схеме изначально вынесен за скобки. И любые попытки реформ в итоге выливаются лишь в перенаправление циркулирующих потоков.

Поэтому как-то не ладится у нынешних властей с искусством ― никак рулить не получается. А если и пытаются, то почему-то все время повторяется сюжет «Хрущев и п...расы» ― как в знаменитой истории про хороший глазомер Путина и короткий меч Глазунова. Нет, вождь, конечно, может не знать, что на средневековых миниатюрах, в стилистике которых и выдержана картина «Олег и Игорь», мечи только так и изображались (см., например, Рюрика), но демонстрировать это он точно не должен.

В общем, на выставках и прочих культурных мероприятиях вожди ныне появляются уже не для контроля, а для пиара, цинично пользуя искусство в целях собственного реноме.

В кожаных куртках на концерт придти, с писателями в день рождения чайку погонять, а то и в целях окучивания молодежной аудитории к, прости господи, рэперам в гости нагрянуть, изменяя группе «Любэ» с обладателями штанов с мотней до колен.

Именно поэтому визит Медведева на «Винзавод» поначалу был воспринят как дежурная отработка сектора «современное искусство». Но буквально на следующий день Дмитрий Анатольевич разразился в своем блоге длинной речью о своей любви к фотографии. Невиданно поэтичной, кстати: «основной смысл фото как искусства заключается в особой, если хотите, печали о той частичке времени, которая уже никогда не вернётся».

То есть ходил он на «Винзавод» не для контроля и не для пиара даже, а для интересу.

Фотографию наш президент, похоже, искренне любит, любит даже как-то трогательно и деликатно: «Мне нравится снимать и пейзажи, мне нравится снимать архитектуру, и, конечно, мне нравится снимать людей. Но, если говорить по-честному, людей мне снимать очень непросто потому, что в силу моей работы это будет странно выглядеть, если я в какой-то момент выбегу с фотоаппаратом и начну кого-то фотографировать. Боюсь, просто люди меня не поймут». Спасибо за тактичность, Дмитрий Анатольевич, коллеге Миронову только это объясните, а то он любит на мостах закаты фотографировать, движение перекрывая.

Но вот что интересно: мне бы радоваться, что наконец-то, впервые за долгое время, в России появился глава государства, изящным искусствам не чуждый и музе своей даже на троне не изменяющий.

Но не радуется – тревожно что-то.

Дмитрий Анатольевич, вы все-таки подумайте ― может, Иосиф Виссарионович свои стишки не случайно-то бросил? Вон, народ в обсуждениях уже злословить начал: конечно, мол, в стране уже все прекрасно, чего уж там, всех и проблем осталось ― горизонт не завалить. Он, мол, там на галерах или на пикнике сидит? Вы все-таки юрист, а не историк, можете не знать. Последний российский властитель, который для души искусством баловался, причем именно фотографией увлекался, правил нами ровно век назад. И звался он Николай Александрович Романов. Только у него не Leica, как у вас, а Kodak был. Тоже неплохие снимки делал.

Новости и материалы
Иран заявил, что ответит на любые действия против интересов страны
Волочкова рассказала, как оказалась на улице в 17 лет
Стало известно, сколько политиков подверглись тайной прослушке в Польше
Учеников уральской школы возмутили камеры в туалетах
Выяснилось, как защитить автомобиль от потери стоимости
Стало известно, каким людям стоит избегать интервального голодания
Китай выступает за созыв равноправной мирной конференции по Украине
Байден отказался давать показания по делу об импичменте
Пригожин рассказал, что ему не нравится в Валерии: «Просто невозможно»
В Минфине поддержали завершение IT-ипотеки
Боррель заявил, что ЕС заранее знал об ударе Ирана по Израилю
Нетаньяху рассказал, каким должен быть ответ Израиля на атаку Ирана
Количество подтопленных паводком домов в России сократилось
Британская спортсменка объяснила желание выступать за Россию
Суд отправил в колонию российского военного за самовольное оставление части
В Южной Корее снова отменили премьеру с участием солистов Большого театра
Стало известно об отсутствии планов по отставкам губернаторов российских регионов
Вице-губернатор Новосибирской области стал мэром Новосибирска
Все новости