Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Ну и бог с ней, с Россией

Интервью с Алексеем Медведевым

Программный директор фестиваля «Завтра» Алексей Медведев рассказал корреспонденту «Парка культуры» о максимальной субъективности отбора фильмов, творческом кризисе Кристофера Дойла, бесстрастном лице Билла Мюррея и о том, что вообще нужно, чтобы сделать фестиваль.

С 16 по 19 октября в Москве пройдет третий международный кинофестиваль «Завтра» («2morrow») – без преувеличения, главное московское кинособытие года. За три года своего существования фестиваль стал восприниматься как подарок киноманам, которые хорошо себя вели и теперь могут взять с полки пирожок: люди, которые делают «Завтра», понимают, что такое настоящее живое кино. В преддверии фестиваля корреспондент «Парка культуры» пообщался с программным директором «Завтра» Алексеем Медведевым.

— Принцип фестиваля «Завтра» не изменился – это фильмы, которые вам нравятся?

— Мы, как всегда, провели максимально бескомпромиссный и субъективный отбор, ориентированный на мой вкус. Эпатажная формулировка, но это так. Вообще один из принципов отбора такой: мы приглашаем в конкурс фильмы, которые что-то недополучили на крупнейших фестивалях и нуждаются в праве иметь конкурсную площадку. Фильмы, которые были на крупнейших фестивалях, но на вторых ролях.

Я бы рассматривал фестиваль «Завтра»... очень много кавычек приходится употреблять в речи... как элитарный (в кавычках), клуб (в кавычках). Мы не соревнуемся с Московским фестивалем или с Карловарским фестивалем, соревноваться – неинтересная задача. Мы приглашаем к себе фильмы. Это значимо для нас. И хочется верить, что становится значимым для тех, кого мы приглашаем.

— Такой чертик, как Феррара в прошлом году, будет бегать по фестивалю?

— В прошлом году, насмотревшись на чудачества Абеля Феррары, Джоди Шапиро, продюсер Гая Мэддина, сказал: «Слушайте, если у вас на фестивале есть вакансия сумасшедшего, я советую в следующем году пригласить Кристофера Дойла (оператор Джима Джармуша и Вонга Кар-Вая – ПК). Он будет делать вещи похлеще, чем Абель Феррара. Может быть, он не так громко будет ругаться и меньше будет пить, но по эксцентричности сравнится с Феррарой, если не превзойдет».

— А как это происходит? Вы звоните и говорите: «Дорогой Кристофер Дойл! Я давно не видел вас в Москве, приезжайте, пожалуйста?» Эти люди, которых вы зовете, они знают о существовании фестиваля «Завтра»?

Алехандро Ходоровский, который будет председателем жюри, ничего не знал о фестивале «Завтра». Кристофер Дойл ничего не знал, но ему понравилось название и те два абзаца, которые мы ему прислали. И он тоже прислал нам письмо: да-да. Я чувствую творческий кризис, снимая новый фильм для Вонга Кар-Вая, но должен проникнуться духом «Завтра», поэтому буду у вас. Точка. Корнелиу Порумбойю, автор конкурсного фильма «Полицейский, прилагательное», наоборот, знал, что будет фестиваль «Завтра», поэтому принял приглашение и согласился дать мастер-класс.

К нам, к сожалению, не приедет Ален Рене: все-таки возраст дает о себе знать, ему 86 лет, в отличие от Ходоровского, которому всего 80... Фильм Алена Рене «Сорняки» приедет представлять актриса Анн Консиньи. Можно сказать, что для России это не звезда — ну и бог с ней, с Россией.

— Чем отличается фестиваль этого года от предыдущих?

— В этом году девиз фестиваля – «Молодость не зависит от возраста». Идея была в том, чтобы открываться фильмом двадцатилетнего режиссера Ксавье Долана «Я убил свою маму», а закрываться фильмом восьмидесятишестилетнего Алена Рене. Ну, эта идея не вполне чисто реализована, потому что у нас появился Джармуш, «Пределы контроля». Я думал, что Джармуш уже поставил на поток свой фирменный юмор, минималистский стиль и бесстрастное выражение лица Билла Мюррея. С превеликим удовольствием я обнаружил, что даже из бесстрастного лица Билла Мюррея можно извлечь еще множество новых смыслов.
С ретроспективой все понятно: здесь царит главный режиссер нашей целевой аудитории, как выяснилось из составленной мной в прошлом году самопальной анкеты. Больше всего зрители фестиваля «Завтра» любят Гая Мэддина. Ну, Гай Мэддин, соответственно, любит наш фестиваль. Правда любит недостаточно сильно, чтобы приехать самому: он с Изабеллой Росселини в это время будет в Париже, у него там живой показ «Brand Upon the Brain». Поэтому у нас все ограничится присутствием его продюсера Джоди Шапиро и несколькими милыми короткометражными сюрпризами. Ретроспектива Гая Мэддина будет сопровождаться показом в кинотеатре «Пионер» всех сезонов «Green Porno» Шапиро и Изабеллы Росселини.

— То есть у вас две площадки в этом году, «35 мм» и «Пионер».

— Главное – конкурсная программа, но мы не можем пренебрегать гала-премьерами. Это крупные фильмы, которые дают российские дистрибьюторы, а они, конечно, хотят показывать их на вечерних сеансах, куда придет хорошо одетая публика и порадуется чуть более общеупотребительному кино. «Пионер» стал площадкой для повтора конкурсных фильмов, для некоторых гала-премьер, для конкурсной премьеры российского фильма, для Generation Campus, который у нас будет в этом году, и для рынка Works in Progress.

— Generation Campus, рынок... совсем все как у взрослых.

— Да, нам как-то удается сохранять иллюзию, что все по-взрослому.

— Почему иллюзию?

— Если у человека все получается, иногда у него возникает чувство, что он на самом деле самозванец и просто всех удачно обманул. По поводу фестиваля «Завтра» у меня тоже такое ощущение есть, но это хорошее ощущение, потому что хороший обман стоит того, чтобы его осуществить.

— Какой российский фильм будет в конкурсной программе?

— Повторюсь, один из принципов отбора – не брать в конкурс фильмы, которые уже получили свое. Первым моим намерением в этом году было пригласить в конкурс фильм «Волчок» Сигарева. Но фильм уже получил приз на «Кинотавре», у него есть сложившаяся рамка восприятия, а это неинтересно. Хочется рамки восприятия либо ломать, либо создавать новые. Поэтому от фильма «Волчок» я отказался. Вторым кандидатом – некоторые люди меня готовы убить за это и говорят, что я сошел с ума – был фильм «Кошечка» Григория Константинопольского, продукт достаточно экзотичный. Но тут мои питерские друзья предложили посмотреть фильмы Константина Селиверстова – это такой питерский режиссер, андеграундный (в том смысле, что он снимает фильмы на деньги своих друзей). Его фильм «Женитьба» — это смесь документального и игрового кино. Документальная составляющая основана на давней идее, которую пытались реализовать многие режиссеры: просто расспросить у людей, что их привлекает в их партнерах, женах, мужьях, с чего все началось. И все это необыкновенно точно и умно смонтировано с актерскими сценами из гоголевской «Женитьбы». Не думаю, чтобы общий бюджет фильма превышал две или три тысячи долларов. Но, тем не менее, нет ничего, что могло бы меня остановить, когда я вижу вещь, которая мне нравится. Нет никаких границ, кроме тех, которые существуют у нас в голове.

— Сколько фильмов в конкурсе?

— Девять. Последнее прибавление – фильм «Хадевейх» Бруно Дюмона. Будет и европейская премьера — «Большой фанат» Роберта Сигеля. По аннотации — фильм о болельщике американского футбола, это сразу человека настраивает на то, что речь идет о сугубо американской продукции. А это радикальная версия гоголевской «Шинели» — продолжение темы маленького человека, только на американском материале.

— А что за проект фильма о Егоре Летове, заявленный вне конкурса?

— В этом году единственный фильм, ради которого стоило делать программу «Полночная музыка», был «When you are strange» Тома Дичилло, о группе Doors. Достаточно бледный фильм, но там уникальные материалы. Долгое время мы выстраивали «Полночную музыку» вокруг премьеры этого фильма. Потом выяснилось, что фильм будут перемонтировать и прав на его показ нет. Я был на грани того, чтобы вычеркнуть программу «Полночная музыка», потому что у нее пропал стержень. Но в поле моего зрения попали два фильма: чешский фильм «Сестра», сделанный по культовому чешскому роману, на музыку группы Psí vojáci («Бойцовые псы») – знаменитая чешская панк-группа, если угодно, русский аналог «Гражданской обороны». И немецкий фильм «Сельские панки». Я задал себе вопрос: а у нас вообще хоть кто-нибудь снял хоть один фильм о панк-рок-музыке? Понятно, что название «панк-рок» здесь достаточно условно: не примета музыкального стиля, а поиск альтернативы там, где это возможно. Я позвонил Максиму Семеляку, он сказал, нет, ничего такого не было. Я очень удивился, что о Егоре Летове ничего, кроме телесюжетов, не было снято. И предложил устроить такой сеанс, именно сеанс, не вечер памяти: сделать видеоподборку из архива, не слишком утомительную для зрителя. Мы поговорили об этом с Натальей Чумаковой, вдовой Летова, и начали работу над архивом, который включает в себя 30 часов видеоматериала. Просто хотели напомнить, что есть и такой человек, и такой видеоматериал, который до сих пор не использован.

— Что будет с фестивалем дальше – без Дыховичного?

— Этот фестиваль появился на свет только благодаря любви Ивана к хорошему кино. Он был главной движущей силой, стоящей за этим фестивалем. Он обеспечивал понимание того, что делать то, что тебе нравится, — это здорово. Что касается какого-то организационного и финансового будущего, я уверен, что фестиваль будет продолжаться. Действительно уверен, это не слова.

— Вы с Иваном Дыховичным захотели сделать фестиваль – и сделали. То есть это может сделать любой человек?

— Вообще, конечно, нигде на отборщика не учат, нет такой профессии. Но если слегка высокопарно об этом говорить, для того чтобы сделать фестиваль, нужно немножко верить в то, что твой вкус, твои предпочтения и те чувства, которые ты испытываешь, глядя на экран, — это не просто твое субъективное мнение. Можно говорить, что о вкусах не спорят, что никто не может определить, что такое «хорошее кино» и «плохое кино», что такое пошлость, что такое настоящее новаторство, что такое имитация и что такое подлинное, но на самом деле, если ты берешься делать фестиваль — ты веришь, что ты как раз и можешь это определить.

— Прошлогодний победитель «Завтра» — «Джонни Бешеный пес» Жана-Стефана Совера — в прокате не засвечен...

— Ну как не засвечен — вон он на лотке лежит, лицензионный.

— Я просто хочу понять, может ли фестиваль повлиять на кинопрокат?

— В принципе, любой фестиваль гордится, когда его победители или участники выходят в прокат. Фильм Петра Зеленки «Карамазовы», который я страшно пропагандировал в прошлом году, был куплен для проката. Но имеет ли это большое значение? Боюсь, что нет. Даже если он выходит в прокат, речь идет все равно об очень небольшом количестве зрителей и небольшой прибыли. Для меня настоящая жизнь такого кино – это как раз кинофестивали.

— То есть вы хотите делать то, что вам нравится и может понравиться еще кому-то, а не влиять на какие-то глобальные вещи – на кинопроцесс, например?

— Ну, есть известная байка про гамбургский счет. Банально на это ссылаться, но об этом речь и идет – о гамбургском счете. Если не будет кино, от которого мороз по коже, и сжимается сердце, и слезы на глазах, и улыбка во весь рот, то никакого кино не будет. Ну, или будут «Трансформеры-2».

— Ну ладно, мейнстрим тоже нужен.

— «Трансформеры-2» – это чисто технологический продукт, которому вообще ничего не нужно. Ни режиссер, ни зрители, ни критики. Он есть – и как снежный ком катится и наматывает на себя десятки и сотни миллионов долларов. Но вот даже «2012» Эммериха — это, как ни парадоксально, фильм гораздо ближе к авторскому кино и его технологиям, чем «Трансформеры». Он на других основах со зрителем взаимодействует.

— А фестиваль «Завтра» может в следующем году показать что-нибудь вроде «2012»?

— У меня давно была идея показать в конкурсе голливудский блокбастер. Я всегда использовал любые возможности, чтобы расширять конкурсные границы: показывал документальное кино, анимационные картины. Очень хочется подгадать так, чтобы взять в конкурс что-нибудь вроде «Района 9» или «Клетки» Тарсема Сингха, чтобы стало понятно, что кино – это не разные резервации, а одно пространство, на котором идет одна большая и иногда очень увлекательная игра.

Новости и материалы
Россиян предупредили о самых опасных осложнениях грыж
Секретная служба США приготовилась защищать Трампа в тюрьме
В Одессе произошли взрывы
Мировая премьера фильма Ивана Соснина «Пришелец» пройдет на ММКФ
В марте россияне активно покупали товары для рассады
В России вырос средний платеж коллекторам
В Китае ответили на выделение помощи США Тайваню
Синоптики рассказали о погоде в Москве 24 апреля
Южная Корея и США провели учения по противодействию помехам работы GPS со стороны КНДР
Японский лунный модуль SLIM неожиданно пережил третью лунную ночь
Директора московской школы осудили за организацию покушения на жену депутата
Колумбия направила США ноту протеста
На Украине пропали четыре бразильских бойца Иностранного легиона
В КНР назвали состав новой миссии на станцию «Тяньгун»
Названы самые популярные ноутбуки у россиян
Трамп и Байден выигрывают праймериз еще в одном штате
В «Лаборатории Касперского» предупредили о главной в этом году цели хакеров
У побережья Панамы произошло сильное землетрясение
Все новости