Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Закон Токвиля начинает действовать

Каковы итоги политического сезона? Что произошло в России осенью 2002 и начале 2003 года и что изменилось? «Газета.Ru» намерена представить ответы на эти вопроса известных экспертов, политологов и политиков. Первое интервью — с руководителем аналитического департамента Центра политических технологий Алексеем Макаркиным было взято еще до последних событий — атаки прокуратуры на компанию ЮКОС и взрывов в Тушино.

Стабильность и закон Токвиля

Что касается политической и экономической стабильности, то она продолжает сохраняться в значительной степени за счет положительной внешнеэкономической конъюнктуры, достаточно высоких нефтяных цен. В этих условиях государство вполне способно выполнять большую часть своих обязательств: регулярно или относительно регулярно платить зарплаты бюджетникам и регулярно платить пенсии. Отсюда достаточно спокойная ситуация в стране.

Пожалуй, начинает действовать известный среди политологов закон Токвиля: когда ситуация в экономике улучшается, увеличивается набор требований граждан к власти.

Но пока это касается только некоторых групп относительно высокооплачиваемых граждан. Растет забастовочное движение, но среди тех, кто уже получает довольно много и может претендовать не просто на выживание, но и на улучшение своего положения, на участие в прибылях и так далее. Можно вспомнить голодовку авиадиспетчеров, можно вспомнить волнения на «Норильском никеле», где самые высокие зарплаты в Красноярском крае.

Но закон Токвиля проникает и в аутсайдерские группы. В связи с этим очень показательна реакция пенсионеров на тридцатирублевое повышение пенсий в начале года. Реакция была резко негативной. Пришлось вмешиваться главе государства, пришлось пересматривать решение о повышении, когда пенсионеры стали свои пенсии отсылать Президенту. Еще года два назад любое увеличение пенсий было бы воспринято сугубо положительно, сейчас пенсионеры начинают прикидывать, а что они могут купить на это? И их уже интересует не тридцатирублевое увеличение, а хотя бы рублей на 150–200. То есть, в принципе, этот закон потихонечку начинает работать, но пока все-таки это отдельные проявления.

Пожалуй, в этом политическом сезоне в значительно большей степени, чем в предыдущем, играли роль вопросы внешней политики. В связи с войной в Ираке. Эта война серьезно расколола российский истеблишмент. Одна, западническая его часть высказывалась за союзничество с США. Другая, близкая к левым силам, высказывалась за более активную поддержку Ирака. Но показательно, что эта разница в суждениях располагалась на ограниченном пространстве. Никто практически не предлагал оказывать Ираку военное содействие, никто не предлагал участвовать в войне на стороне Америки. Поэтому во многом компромиссный, очень осторожный внешнеполитический курс президента хотя и привел к определенным упрекам в его адрес, но все-таки в целом был одобрен большинством. Это, на мой взгляд, основные сюжеты.

Правительство

Для правительства итоги сезона выглядят достаточно противоречиво. С одной стороны, существовали и в значительной степени существуют до сих пор существенные разногласия внутри правительства. На определенном этапе — это было в феврале — апреле — ситуация проходила кризисные отметки ввиду усилившихся разногласий по административной реформе, по ряду экономических законопроектов. Разногласия были между такими фигурами, как Касьянов, Кудрин, Греф, Шувалов. В конце весны ситуацию удалось разрядить, потому что ушел Шувалов. Таким образом, исчез один из весьма существенных раздражителей внутри правительства — человек, который выступал с серьезными альтернативами Министерству экономического развития по многим вопросам, в первую очередь по административной реформе. С другой стороны, президент, инициировав обсуждение вопроса о правительстве, опирающемся на парламентское большинство, фактически сделал заявку на формирование нового правительства в следующем году, когда истекает конституционный срок полномочий правительства Касьянова.

Нынешний состав правительства таким образом приобрел временный характер. Этот кабинет будет функционировать до 2004 года.

Всерьез заговорили о преемнике премьера, в связи с этим раскручивается фигура Алешина, вновь назначенного заместителя по промышленности, но пока сложно сказать сможет ли он соответствовать этой функции. Пока в правительстве установилось определенное равновесие. И существует большая вероятность, что это равновесие продержится вплоть до 2004 года.

Администрация

Сейчас главным политическим проектом для администрации президента является создание устойчивого пропрезидентского большинства в следующем составе Государственной думы.

Вот администрация над этим преимущественно и работает. В ушедшем политическом году она пыталась создать основы для такого большинства. Произведены изменения в руководстве «Единой России», связанные с отставкой Беспалова, идет активная раскрутка этой структуры, и в общем администрация все более и более превращается в аналог предвыборного штаба. Пока предвыборного штаба на парламентских выборах. Я думаю, что потом она станет фактическим штабом президентских выборов. Однако в самой администрации продолжают существовать определенные разногласия по тому, каким образом это большинство формировать: опираться ли исключительно на «Единую Россию» или раскручивать еще альтернативные проекты типа Народной партии Райкова? И в общем можно сказать, что администрация не представляет сейчас из себя единого целого, в ней сохранилось, как у нас говорят, много валентностей.

Дума

Окончательно выстроилась схема отношений между парламентом и властью, которая состоит в том, что депутаты принимают практически все законопроекты, которые исходят от власти, в первом чтении.

Это своеобразное политическое голосование. А уже между первым и вторым чтениями депутаты пытаются видоизменить эти законопроекты, и власть иногда идет на компромисс. И, в общем, принято было практически все, что хотели президент и правительство. Конечно, были большие споры и по налоговой реформе, и по реформе ЖКХ, где-то власть пошла на уступки, как в вопросе реформы местного самоуправления в Москве и Санкт-Петербурге, но концептуально все инициативы власти были депутатами одобрены. Немаловажно, что пока в этом политическом году не произошло слишком большого увлечения депутатов так называемыми предвыборными законопроектами. Такого разгула грубого предвыборного лоббизма пока мы не видим. Правда, все еще впереди.

Совет Федерации

Совет Федерации остался пока что собранием лоббистов и отставных чиновников, но на исходе политического года наблюдались два интересных процесса. Во-первых, они стали отклонять законы, которые не устраивают региональные элиты. Наиболее яркий пример — отклонение закона о повышении минимального размера заработной платы. В общем, Совет федерации становится потихонечку защитником интересов регионов, хотя, конечно, в значительно меньшей степени, чем в 90-е годы. Второй момент состоит в том, что сенаторы впервые за время существования этого органа взбунтовались против своего председателя. Отказ проголосовать за кандидатуру вице-спикера Петренко, внесенную спикером Мироновым, — это знак определенного роста политических амбиций сенаторов. Но пока, конечно, это эпизодические сюжеты, которые совершенно не отменяют общей лояльности сенаторов исполнительной власти и Кремлю.

Партии

«Единая Россия» почти весь политический год потратила на внутренние разборки, конфликты, выстраивание новой схемы управления, изгнание Беспалова и подбор новых фигур. Аппаратных, таких, как Богомолов и Волков, и имиджевых, таких, как главы регионов, вошедшие в состав высшего совета, — Хлопонин, Строев, Чуб. В результате, по опросам, «Единая Россия» все еще не может обойти КПРФ. Но буквально на финише политического сезона она существенно прибавила — в частности, за счет кампании по борьбе с «оборотнями», где главной фигурой был Грызлов, и съезда сторонников, который был выдержан в стилистике американских политических шоу.

Для КПРФ сейчас главной проблемой является проблема союзников, а конкретно — фактор Глазьева.

В этом политическом году Зюганову удалось ограничить амбиции Семигина, руководителя НПСР, который претендовал на равную с Зюгановым роль при создании избирательного объединения. У Семигина ничего не получилось, но он фигура не очень раскрученная и известная, а вот Глазьева нейтрализовать будет значительно сложнее. Весьма успешно выступив на губернаторских выборах в Красноярском крае, он из эксперта-экономиста стал реально значимой политической фигурой. И решение вопроса об участии Глазьева в списке КПРФ отложено, скорее всего, вплоть до старта избирательной кампании. Ходили слухи, что он будет вторым в этом списке, однако он хотел бы провести в этот список еще и группу своих сторонников, которые потом могли бы сформировать самостоятельную депутатскую группу. Пока Зюганов к этому не готов. И в этом году разногласия урегулировать не удалось. Но это отнюдь не значит, что Глазьев не пойдет в списке КПРФ. Большая степень вероятности, что Зюганов и Глазьев все-таки смогут договориться.

ЛДПР более успешно среди политических партий второго ряда смогла оседлать волну, связанную с Ираком и с иными событиями во внешней политике. Сейчас очень велика вероятность, что ЛДПР снова будет представлена в Думе. В 1999, когда ЛДПР преодолела с большими проблемами пятипроцентный барьер, многие говорили, что фантастическая карьера Жириновского заканчивается, но, видимо, это были ошибочные прогнозы.

Главная проблема СПС — это определенное несоответствие между настроениями электората и имиджем самой партии. Электорат СПС — наиболее адаптированный к рыночным условиям, это продвинутые, успешные избиратели, которые вполне удовлетворены властью. И очень интересный момент: среди избирателей СПС даже большее количество одобряет политику президента, чем среди избирателей «Единой России». В тоже время руководство СПС колеблется между одобрением действий власти и ее критикой, причем критикой преимущественно с правозащитных позиций, что встречает определенное неприятие многих избирателей СПС. Для СПС очень важно сейчас найти общий язык со своими избирателями. В противном случае у партии могут быть проблемы. Им необходимо отыскать фигуру a la Кириенко, технократическую, прагматичную, подчеркнуто отказывающуюся от всякой оппозиционности, современную, молодую, динамичную. Может быть, в связи с этим сохраняется вакансия в первой тройке СПС. В этом политическом году она так и не была заполнена.

«Яблоку» удалось эволюционировать от оппозиционности к лояльности по отношению к власти вместе со своим электоратом.

Для партии Явлинского было особенно важно подчеркнуть оппозиционность по отношению к правительству и одновременно лояльность по отношению к президенту. Им удалось это сделать с помощью вотума недоверия. Они очень резко критиковали правительство, но подчеркивали, что критикуют его в том числе потому, что оно не способно реализовать задачи, которые предложены президентом. Показательно в связи с этим, что в течение года «Яблоко» практически все время опережало СПС.

Президент и общество

~ Президент смог сохранить рейтинг. Это связано, во-первых, с тем, что еще не исчерпан кредит доверия, выданный ему в 1999 году. Во-вторых, общество не видит альтернативы, и альтернатива не может быть ясно сформулирована. Имеется некая коммунистическая альтернатива слева, но она пока еще весьма архаична. Пока левый фланг олицетворяет Зюганов, а не Глазьев, это весьма удобная для власти архаичная альтернатива, за которую голосует хоть и значительная, но ограниченная часть граждан и которая не способна обеспечить успех на президентских выборах.

Президенту удалось в этом политическом году занять в целом достаточно компромиссную линию. Он вообще не предпринимал резких движений ни во внутренней, ни во внешней политике. При этом во внутренней политике шло и усиление федеральной власти — и за счет реформа Козака, и за счет изменений в избирательном законодательстве, которые его ужесточают. С другой стороны, продвигались и либеральные реформы. И во внешней политике удалось пройти таким образом, чтобы не сильно поругаться с американцами и в тоже время сохранить отношения и с Францией, и с Германией, и с такими игроками, как Индия или Китай. Такая компромиссная средняя линия успешна во многом потому, что востребована обществом. Общество не хочет конфронтации, единственное, с чем хочет воевать общество, — это коррупция. И сейчас такая война ему предложена. Общество не хочет каких-то переделов, серьезных конфликтов, обострения отношений. Общество востребовало спокойную, компромиссную и, как уже говорят, застойную политику. Оно устало от революций, оно хочет спокойно жить. И определенные проявления закона Токвиля пока являются только небольшими и не очень заметными эпизодами.

Новости и материалы
Депутат Якименко, ставший целью покушения в Запорожской области, остался жив
Режиссер «Ликвидации» снимет фильм по мотивам мюзикла «Ничего не бойся, я с тобой»
Влюбленную пару задержали и доставили в полицию за фото на улицах Белгорода
В США боятся обрушения обороны Часова Яра после отвода бывшего «Правого сектора*»
В США назвали неуклюжими слова Макрона о наращивании поддержки Украины
Туристический автобус лоб в лоб столкнулся с легковушкой в Абхазии
Абаскаль покинул Россию
Петербуржец напал на соседа с топором и загнал его в шкаф из-за пропавших ключей
В Госдуме предсказали Молдавии аншлюс после референдума о вступлении в ЕС
Мизулина пожаловалась на автора термина «вагинокапитализм»
Красную площадь на время закрыли для посетителей
Стоимость какао на бирже вдвое превысила рекорд 1977 года
Людмила Поргина рассказала, как поддерживает форму в 75 лет
Краснодарский маршрутчик набросился на пассажирку, которая хотела оплатить проезд картой
Ученые объяснили парадокс детского смеха
В Молдавии считают, что «успехи» ВСУ помогут выводу войск РФ из Приднестровья
Россиянин трижды менял имя и фамилию, чтобы не платить алименты
Власти Молдавии назвали примерные сроки референдума о вступлении страны в ЕС
Все новости