Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Сопротивление имени Данте

Дмитрий Петров о нарастании ненасильственного протеста

Сотни читателей, писателей, художников, журналистов, ученых – людей разных взглядов и занятий – пришли 23 апреля в московскую библиотеку №183 имени Данте Алигьери. Чтобы от начала до конца прочесть «Божественную комедию». То был не флешмоб. Не перформанс. А гражданская акция в защиту многим знакомой с детства библиотеки на юго-западе Москвы.

Узнав, что ей грозит закрытие и разброс уникального собрания книг по разным местам в связи с занятием здания Следственным комитетом, неравнодушные москвичи решили защитить библиотеку. Составили график дежурств. Посетили СК, где им обещали, что требования срочно рассмотрят. Мэрия отменила приказ о выселении. Но гарантий спокойного будущего не дала.

И 20 апреля 400 горожан поставили вопрос шире: как вообще не допустить сокращения и закрытия библиотек? Тут же и основали общество их защиты имени Данте Алигьери.

А 23-го Александр Архангельский, Денис Драгунский, Александр Кабаков, Елена Шубина и еще многие писатели, издатели, журналисты, ученые и просто сотни жителей из разных (порой далеких от юго-запада) мест пришли читать стихи Данте.

Это чтение – яркий пример ненасильственного протеста последних лет. Успешен ли он? Увидим.

Есть основания считать, что библиотеку сохранят на прежнем месте. Но и ее перевод в полном составе станет победой. Для кого-то этот пример слишком локален. Для кого-то – политически не актуален. Но напомню: широкие гражданские кампании часто начинали небольшие группы. Все они касались проблем, важных для общества. А здесь дело не только в попытке закрытия библиотеки, но и в желании проводить решения важные для граждан без учета их мнения.

Иных это устраивает. Других – нет. 77% россиян, опрошенных Левада-центром в марте 2016 года, не хотят защищать свои интересы. Но 51% считает протест нормой.

Схожую ситуацию не раз обсуждали в своих работах мастера ненасильственного воздействия на общество и власть. Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг, Генри Торо, Лев Толстой, Сол Алинский, Александр Солженицын считали: мнение большинства важно, но не менее важна воля меньшинства и отдельного гражданина.

«Человек не обязан искоренять даже самое вопиющее зло, – пишет Торо в работе «Гражданское неповиновение», – каждый волен следовать своим взглядам…Но, если уж отстраняться от борьбы, необходимо… хотя бы не поддерживать зло». Под злом он понимает любую несправедливость.

При этом

зло, добиваясь своего, часто использует принуждение и насилие. Платить за них той же монетой, считают учителя ненасилия, не следует.

За столетия, что минули с тех пор, как причиной войн и мятежей стал не только голод, но и идеи, мир прошел полный крови путь к частичному пониманию того, что насилие – не лучший способ решения проблем и воплощения социальных проектов.

Сподвижник Ганди интеллектуал Джавахарлал Неру назвал мирную борьбу за перемены «сатьяграха» – «упорство в истине» – изменения через воздействие на совесть и разум, отказ от насилия и готовность перенести ради этого побои, арест и т.д.

«Злу должно противиться праведными средствами, но никак не злом», – убеждает Толстой в работе «Царство Божие внутри нас». Слово «непротивление», учит он, надо понимать «в точном смысле наставления Спасителя, т.е. не платить злом за зло». Тогда и сопротивление намного более этично и в конечном счете – эффективно. «Взявшие меч, – пишет он, – от меча погибнут, а ищущие мира, поступающие дружественно, безобидно, забывающие и прощающие обиды, большею частью наслаждаются миром…» Это – не подчинение злу, а отказ ему помогать – несотрудничество.

Солженицын называл это «жизнь не по лжи» – отказ от практик и ритуалов тогдашней власти.

«Здесь… ключ к освобождению: неучастие во лжи! Пусть ложь все покрыла, пусть всем владеет, но в самом малом упремся: пусть владеет не через меня! И это – …путь самый легкий для нас и самый разрушительный для лжи».

Но, зная обстановку и людей («Жить не по лжи» он писал в 70-х), Солженицын взывает не к лояльному власти большинству – а к понимающему его меньшинству.

«…Не созрели мы идти на площади высказывать, что думаем... Но хоть откажемся говорить то, чего не думаем! Вот это путь, самый легкий и доступный при нашей… трусости, гораздо легче (страшно выговорить) гражданского неповиновения по Ганди…»

Гражданское неповиновение – это по Ганди открытое неисполнение аморальных и несправедливых, с точки зрения протестующих, норм, правил, предписаний и законов. Нередко это вело к аресту и суду. И протестующие были к ним готовы. Потому что двигал ими не гнев, а – строго по Данте – «любовь, что движет солнце и светила».

Но кроме неповиновения Ганди предлагал и несотрудничество.

Что это? Гражданин не участвует в коллективных действиях, но и не взаимодействует с системой – отвергает службу, звания, награды и т.д.

При этом протестующие, учит Ганди, могут дружить с полицейскими. Им чужда неприязнь к отдельным людям. Они меняют систему. В том числе убеждая служащих ей в своей правоте.

Ганди высоко ценит личность и ее талант. Возможно, личность – это будущий лидер: образец для тех, кто идет за ним к цели. Потребитель, говорят психологи и социологи, «покупает» не то, что вы делаете, а то — зачем делаете. Учителя ненасилия знали это. И каждый предложил свое зачем.

Торо и Толстой: чтобы, следуя заповедям Христа и храня достоинство, противиться злу. Ганди: ради независимости. Кинг: за равные права. Алинский: чтобы отстоять интересы простого человека. Солженицын: дабы изменить страну и мир. Без насилия.

Каждый из этих людей – лидер. Об их мощи можно судить по тому, что несмотря на то, что их убивали, сажали в тюрьму, отлучали от церкви и изгоняли, соратники до сих пор следуют за их образами и идеям. Их не остановили ни пули, ни аресты. Зря что ли Ганди следовал девизу «заполним тюрьмы»? А за ним Кинг и его сторонники.

Но если лидерство, как пишет Сол Алинский, это способность собрать и направить людей на организованное и целенаправленное действие, то последователи – это коллектив. И его поступки тем успешнее, чем больше они совершаются в рамках проекта. Но и стихийно люди могут конвертировать частный выбор в общее дело. В любой форме – от защиты прав до отказа от них.

«Давыдов.Индекс», исследуя электоральные предпочтения, спросил: «За какую партию вы проголосуете на выборах в Законодательное собрание Санкт-Петербурга?»

Среди версий ответа была и такая: «Против всех/ Испорчу бюллетень». И что же? С марта по январь 2016 года число людей, готовых это сделать, выросло с 1,8 до 18,9%. Важный показатель. Отказ от права избирать – тоже ненасильственная форма протеста. Причины могут быть разные – от недоверия партиям и кандидатам до неверия в то, что политическая система отвечает нуждам избирателей. Причем если причиной неприхода может быть как спланированный бойкот, так и просто лень, то порча бюллетеня и его помещение в урну – это обычно сознательный акт.

Его, пишет Солженицын, совершает человек, живущий «не по лжи». Он «не проголосует… за лицо, которое считает недостойным или сомнительным».

Можно принимать порчу бюллетеня как средство протеста, а можно отвергать ее, но вспомним: в августе 2014 года питерские депутаты, включая кандидата на пост губернатора Оксану Дмитриеву, призвали делать бюллетени недействительными на губернаторских выборах. Они надеялись, что это снизит общий процент голосов, станет знаком протеста и может привести ко второму туру.

Впрочем, и до, и после страна видела тысячи акций протеста – от борьбы с точечной застройкой до стачек. В 2016 году «Центр экономических и политических реформ» зафиксировал 132 трудовых конфликта в 57 регионах (без столиц). И они продолжаются. Хотя добиться своего нелегко.

Елена Русакова, член Совета депутатов московского муниципального округа Гагаринский, сообщает: «Подано множество заявок на публичные мероприятия, и все отклонены со смехотворными объяснениями. Вместо требуемых площадок в своем районе могут предложить место на другом конце Москвы. А граждане могут думать, что митингов нет, потому что все довольны». Меж тем в округе люди протестуют против проекта стройки на месте сгоревшей библиотеки ИНИОН. Собрали более 10 тыс. подписей за ее восстановление. Но их не услышали. Кампания продолжается.

Библиотека имени Алигьери тоже находится в округе г-жи Русаковой. Она была на народном собрании 20 апреля. А на чтения 23-го пришли две тысячи человек. Дочитали они поздним вечером. И чем сильнее темнело за окном, тем больше людей хотели читать.

Новости и материалы
Армянская полиция проводит жесткие задержания в центре Еревана
Ученые нашли в стоках вирус, уничтожающий одного из самых опасных паразитов
Российские полицейские накрыли канал нелегальной миграции в Омске
В США заявили, что передали Украине ATACMS для применения на ее «суверенной территории»
У ЦСКА заметили существенные кадровые потери перед «Спартаком»
Найден способ в 4 раза повысить шансы на излечение от рака курильщиков
Определился обладатель Кубка Гагарина
В ДНР считают, что дальнобойные ATACMS не помогут ВСУ
Украинцы призывного возраста больше не смогут получить загранпаспорта за пределами Украины
Директор Медиалиги Кортава рассказал, благодаря кому вылечился от рака
Россияне распробовали смартфоны Oppo
В МИД РФ прокомментировали передачу США Украине ракет ATACMS
Губернатор Курской области рассказал об атаках со стороны ВСУ
В Подмосковье на лавочке нашли плачущего грудного ребенка
Подносова прокомментировала грядущие изменения в судебной системе
«Они дотягивают до самых вершин»: Тарасова выбрала лучшую российскую пару фигуристов
В Госдуме заявили о засилье мигрантов в Мариуполе
Названы города России с самым быстрым интернетом
Все новости