Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Нехватка Серова вещества

Что говорит о российских ценностях очередь в Третьяковку

«Очередь на выставку Серова» стала не только мемом, но и портретом нравов современной России. Только непонятно, чего в этой очереди оказалось больше — тоски по «истинным ценностям» или обычного неумения гибко реагировать на меняющиеся обстоятельства и советского равнодушия на грани презрения к посетителям: вас много, а музей один.

Разумеется, в толпе страждущих приобщиться к творчеству популярного еще в советские времена художника (репродукция «Девушки с персиками» украшала интерьер дачных домиков сотен тысяч, если не миллионов советских семей, конкурентом ей было разве только шишкинское «Утро в сосновом бору») нетрудно найти «идеологическую подоплеку».

Очередь на Серова выглядит готовым завершением трилогии о современной жизни России, созданной самими россиянами.

Сначала была очередь к поясу Богородицы. Потом увлечение нации мифологической попыткой создать Новороссию. Теперь, когда пояс Богородицы уехал домой, в Грецию, не явив России нового чуда, а сакральной Новороссии предсказуемо не случилось, возникла новая очередь за «истинными ценностями». В надежде на новое чудо в очередные для нас «трудные времена».

Эта очередь — диагноз (нейтральный, неругательный) состояния общества, находящегося в затянувшихся поисках смысла. Мы хотим понимать, ради чего нам такая жизнь, с такими испытаниями и такими мутными перспективами. Нам хочется некоторой «высшей ясности». Высокой цели, ради которой «вот это вот всё».

Власть ответов на эти вопросы дать не в состоянии. Вот общество и пытается найти их то в религии (что с нравами нашей РПЦ сделать сложно), то в достойном, но точно не способном заменить нации весь смысл ее существования художнике Серове, рисовавшем, как кажется многим, «настоящую, идеальную Россию».

В условиях безумия курса и цен, калейдоскопической смены врагов и друзей хочется чего-то стабильного и спокойного, простого и понятного. Девочка. Персик. Природа. Портрет.

Еще одна «высокая причина» такой массовой тяги к прекрасному, к некоему национальному идеалу (а Серов в сознании людей, прежде всего, очень русский художник) — идеологический вакуум. И он на фоне привычки поколений наших людей жить во имя абстрактной высокой цели снова дает о себе знать.

Впрочем, внешняя тяга к духовности, которой так восхищается министр культуры Мединский («Мы единственная страна в мире, где на выставку, вдохновленную красотой русского образа, русского пейзажа, на протяжении нескольких месяцев на морозе стоят трехчасовые очереди»), вовсе не означает того, что люди демонстрируют высокие образцы морали, нестяжательства и любви к ближнему в повседневной жизни.

Психолог Михаил Лабковский очень точно подметил эту особенность: «Люди у нас, если так можно выразиться, бездушно-духовные... Против закона Димы Яковлева вышло очень мало людей. Против закрытия детской онкологической больницы в Питере вышло человек 200. Против всяческих войн вообще выходят только одиночные пикеты. Зато на выставку Серова и не только Серова люди ломятся десятками и сотнями тысяч, стоят подолгу в очереди. Что это — проявление духовности? Нет. Вывод простой: культура и искусство никак не влияют на человеческую духовность, глубину сознания, способность переживать, способность испытывать сострадание…»

А теперь спустимся из идеальной России в реальную, где и возникла очередь на Серова. Среди объяснений возникшего ажиотажа есть и такое: обычный административный хаос. Не только о духовности нужно думать Мединскому, но и о том, как организовать работу музеев так, чтобы очередь просто проходила быстрее.

Вполне можно было не превращать «очередь на выставку Серова» в мем и не привлекать МЧС, если бы руководство Третьяковки умело гибко реагировать на меняющиеся обстоятельства.

Управлять очередью. Ввести электронные билеты по сеансам с жестким временем, когда посетитель должен прийти на выставку. Или вовсе отменить их продажу, зная пропускную способность залов и понимая, что уже не может гарантировать проход по таким билетам без очереди (они потому и стоят дороже, что гарантируют проход в музей легко и свободно — и в Лувр, и в музеи Ватикана, и в Прадо). Это было сделано, но, к сожалению, уже после того, как владельцы электронных билетов, отстояв в очереди несколько часов, поняли, что могут сегодня в музей не попасть, и пошли на штурм.

Кто мешал руководству Третьяковки срочно нанять дополнительных сотрудников, чтобы кассы, гардероб и буфет работали быстрее — туда тоже толпились очереди? В концов концов, срочно найти волонтеров, которые в крупных городах сейчас с удовольствием откликаются на призывы помочь? Кто не дал напоить людей горячим чаем или как-то задействовать помещения соседнего ЦДХ для обогрева посетителей из очереди без привлечения МЧС?

Самое обычное массовое мероприятие вроде художественной выставки у нас легко превращается в чрезвычайную ситуацию.

В этом нет ничего удивительного.

На самом деле это проблема не только Третьяковки — такая же ситуация на январских каникулах возникала в питерских Русском музее и Эрмитаже: люди часами стояли в очередях на морозе. Но только сейчас в руководстве Третьяковской галереи и Русского музея приняли решение ввести сеансы на посещение выставки Ивана Айвазовского, которая пройдет в Москве с 28 июля по 20 ноября, а в Петербурге — с ноября по февраль 2017 года. Айвазовский для широких народных масс — вообще поп-звезда: на его выставку тоже могут быть невероятные толпы.

Увы, «очередь на Серова» стала свидетельством того, что мы привыкли жить грезами о великой, но мифической стране. При этом реальная организация чрезвычайной ситуации на ровном месте, похоже, и есть та наша вечная ценность, от которой мы никак не откажемся. Мы любим создавать проблемы на пустом месте, чтобы потом героически их преодолевать. Причем чаще предпочтем подкатить полевую кухню, а не решить раз и навсегда проблему системы входа-выхода посетителей. Этот принцип действует и в системе «Платон», и в оренбургской пробке, и в очереди на Серова.

Эта очередь свидетельствует и о том, как быстро мы можем вернуться туда, куда даже сильно ностальгирующие по СССР граждане вряд ли мечтают возвращаться: в «вас тут не стояло», «по два кило в одни руки»… Нетрудно себе представить, что начнется, когда вдруг случится дефицит бензина, или спиртного, или гречки.

И тогда уже ни полевой кухней не обойтись, ни электронными билетами по часам.

Новости и материалы
Законопроект о мобилизации направили на подпись Зеленскому
В Краснодарском крае объявлено штормовое предупреждение
Донцова считает, что Кунгурова можно было спасти
Энергоэксперт назвал выгодный для России сценарий конфликта на Ближнем Востоке
Пропавшего на Сахалине водолаза нашли живым спустя двое суток
Моргание помогает «перезагружать» мозг, выяснили ученые
Хави сравнили с уволенным из «Спартака» тренером
41-летняя Наталья Подольская вышла в свет в «голом» платье
В Калининграде приостановили производство автомобилей «Амберавто»
РПЦ возмутилась показом «Слова пацана» на федеральных каналах
Над российским регионом сбили три беспилотника ВСУ
Пьеха встретился с сыном и бывшей женой на своем концерте: «Это святая традиция»
Татьяна Лазарева показала видео танцующей Пугачевой
В Белоруссии заявили, что качество инвестиций России в страну «оставляет желать лучшего»
Израиль попросил более 30 стран ввести санкции против Ирана
Аналитик объяснил доллар выше 94 рублей
«Спартак» назвали конюшней и секонд-хендом
Подозреваемому в подрыве машины экс-сотрудника СБУ в Москве грозит пожизненное заключение
Все новости