На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Калий как неродной

Самую громкую историю во взаимоотношениях России и Белоруссии можно считать законченной

Госчиновники любят жаловаться на то, что наш бизнес недостаточно патриотичен, что бизнесмены ищут только прибыль, забыв про интересы государства. Однако с таким отношением, какое было продемонстрировано российской властью в деле «Лукашенко против «Уралкалия», сложно ожидать, что отечественный бизнес выстроится в едином патриотическом порыве.

Генеральный директор компании «Уралкалий» Владислав Баумгертнер, которого в пятницу ночью доставили в Москву из Белоруссии, теперь находится в московском СИЗО. «Генеральной прокуратурой Республики Беларусь вынесено постановление об удовлетворении просьбы Генеральной прокуратуры Российской Федерации о выдаче Баумгертнера В.А. компетентным органам России для привлечения к уголовной ответственности. Данное постановление им обжаловано не было», — сухо говорится в сообщении белорусской прокуратуры. Тем самым закончена, пожалуй, самая громкая история во взаимоотношениях России и Белоруссии за последние годы.

Баумгертнер, напомним, был задержан в минском аэропорту в конце августа и почти сразу арестован. Задержали его после тяжелых переговоров с белорусским премьер-министром. Прибыл российский топ-менеджер на переговоры по приглашению белорусской стороны. А вот в Россию вернулся лишь три месяца спустя.

Здесь его ждет еще одно уголовное разбирательство, теперь с российским правосудием, но нет особых сомнений в том, что дело вскоре развалится и, весьма вероятно, будет закрыто. В общем, конфликт почти исчерпан, и это позволяет начать делать выводы из случившегося.

Хорошо, что все заканчивается хорошо: конфликт улажен, напряженность в российско-белорусских отношениях не достигла точки невозврата, Баумгертнер вернулся целый и здоровый. Это несомненные плюсы, но дальше возникают не самые приятные вопросы.

Как вообще стало возможным, чтобы российский сателлит (как минимум в торговом плане) позволял себе удерживать в заложниках топ-менеджера одной из крупнейших российских компаний?

Что сделали российские власти и Владимир Путин лично для того, чтобы подобное не повторилось где-то еще с кем-то из российских бизнесменов? Насколько далеко Россия вообще готова зайти в защите интересов своего бизнеса?

Ответы на эти вопросы не слишком лестны для российских властей. Россия сегодня не может, да и, по всей видимости, не хочет защищать наш крупный бизнес в его международных проектах на постсоветском пространстве. Достаточно вспомнить конфликты МТС в Средней Азии, мытарства «Татнефти» с Кременчугским НПЗ, тот же «Уралкалий» в Белоруссии.

Россия в большинстве этих случаев демонстрирует бессилие. И даже безразличие. Отвечая в начале сентября на вопросы журналистов, Владимир Путин прокомментировал ситуацию с арестом Баумгертнера следующим образом: «С Лукашенко я по этому вопросу не разговаривал. А это затишье связано с тем, что мы хотим проблему решить, а не загонять ее в тупик, что очень легко сделать, начиная шум и гам по этому вопросу. Проблема, конечно, должна решаться».

То есть российский президент де-факто ( во всяком случае на дипломатическом языке) отказался от протекции российскому бизнесу. Видимо, не считая этот вопрос настолько принципиальным, чтобы из-за него портить отношения с нашими «партнерами» по Таможенному союзу. Но в отношениях с главами сопредельных государств именно российские власти должны быть протекторами российского бизнеса. Торговая экспансия российского бизнеса за рубеж — это расширение рынков сбыта в принципе, усиление международных позиций России вообще и, как следствие, улучшение жизни в самой России за счет увеличения национального благосостояния.

Получается, Путин «кинул», но не отдельно взятый «Уралкалий» и не конкретных Керимова и Баумгертнера, а потенциально весь крупный российский бизнес. Он мог как минимум ежедневно публично требовать от белорусов прекращения преследования российского бизнесмена, а вместо этого фактически солидаризовался с Лукашенко в его борьбе против российской компании, которая не понравилась батьке.

Тем самым государство послало бизнесу сигнал: если что, мы вас не знаем, вы просто какие-то люди, которые хотят заработать денег.

Так бывает, но так не должно быть. Государство должно стоять на страже интересов национальных компаний, да и просто граждан, в любой стране мира, где бы им ни посчастливилось очутиться.

Войну в Ираке прогрессивная общественность во всем мире именовала «войной за нефть». Насколько это оправдано — бог весть, но американские промышленники от войны точно не проиграли. Это может быть аморально, но американские власти продвигают интересы своего бизнеса любыми, вплоть до военных, методами. Госдепартамент сведет с ума бесконечными заявлениями, случись что с американским подданным в любой точке мира. А уж если это топ-менеджер корпорации, прибывший на переговоры с властями страны, то реакция будет незамедлительной и жесткой, вплоть до появления у берегов страны-обидчицы ограниченного американского контингента.

Обратные примеры в России тоже имеются: с каким рвением весь российский истеблишмент пытался не отдать США Виктора Бута, которого Штаты иначе как «торговцем смертью» не величали. И это — при прочих моральных вопросах — была нормальная позиция. Можно считать такую реакцию дикостью, но именно ее ждут бизнесмены, ведущие дела в странах со специфическими условиями ведения бизнеса.

Госчиновники любят жаловаться на то, что наш бизнес недостаточно патриотичен, что бизнесмены ищут только прибыль, забыв про интересы государства. С таким отношением, какое было продемонстрировано в деле «Лукашенко против «Уралкалия» российской властью, сложно ожидать, что российский бизнес выстроится в едином патриотическом порыве. Зачем ему Родина, которая его бросит с любой момент?

Новости и материалы
Женщина вымыла голову один раз за год и показала, что с ней стало
Польша готова помочь в проведении выборов на Украине
Отец российского футбольного арбитра опроверг задержание сына
Набиуллина назвала дополнительный фактор укрепления курса рубля
В КПРФ ответили на вопрос, где находится душа Сталина — в раю или в аду
Арестович объяснил желание Трампа быстро завершить конфликт на Украине
Названа дата похорон командира бригады «Эспаньола»
ЦБ не собирается отзывать свой иск к Euroclear
Над регионами России сбили 12 беспилотников ВСУ
В Калужской области мужчина зашел за девочкой в подъезд и надругался над ней
Украина получила от Австралии почти полсотни списанных танков
Захарова назвала «нигилизмом» решение ЕС по использованию активов РФ для кредита
Лукерья Ильяшенко подарила друзьям настоящий череп
Российского футбольного судью задержали при попытке улететь за границу
В Совфеде заявили, что подтвержденные смартфоны можно будет «быстро отключать от сети»
Россиянам рассказали, когда в 2026 году выгоднее взять кредит
Турист отсудил у отеля почти 2 млн рублей из-за шутки аниматора
В США вынесли вопрос экспорта чипов Nvidia в Китай на уровень президента
Все новости