Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Главная задача единого учебника — политическая»

Леонид Поляков о том, что без единого учебника истории создать нацию в ближайшие 20 лет невозможно

Три основные причины заменить нынешние учебники истории: необходимость согласованного подхода в государственной школе, фактическая монополия отдельных учебников, по которым составляется ЕГЭ, и отставание от современного развития науки. Если начать процедуру открытого отбора проектов сейчас, учебник может быть готов уже к лету 2014 года.

«Газета.Ru» завершает публикацию экспертных мнений об идее написания единого учебника истории России. О политической необходимости такого учебника и его роли в формировании национального единства, об открытом конкурсе концепций отечественной истории рассказывает заведующий кафедрой общей политологии, профессор НИУ-ВШЭ Леонид Поляков.

К идее создать единый учебник истории для средней школы, высказанной президентом Владимиром Путиным, я отношусь безоговорочно позитивно. Я полагаю, что нынешняя ситуация с многообразием учебников по истории не устраивает президента по многим причинам. Назову хотя бы три.

Во-первых, само по себе «многообразие» есть нонсенс в государственной школе, которая обязана формировать у школьников как минимум согласованное представление о национальном прошлом. Положение, при котором выпускники одной школы считают, что в прошлом не было ничего, кроме угнетения народа крайне репрессивным государством, а выпускники другой — что у нас было великое и героическое прошлое (а есть еще третьи, четвертые и т. д.), не просто неправильно. Это политически контрпродуктивно и поэтому опасно.

История как школьная дисциплина (а не как академическая наука!) обязана формировать национальное единство, а не раскалывать национальное самосознание младших поколений.

Во-вторых, многообразие учебников — миф. На самом деле при существующей системе ЕГЭ во всех школах учеников готовят по одному-двум учебникам, на основе которых составляются контрольно-измерительные материалы (КИМы) — разделы А и В экзамена. Де-факто существует монополия, а, как известно, любой монополизм, особенно в области мысли и духа, вреден.

В-третьих, общий недостаток всех школьных учебников по социально-гуманитарным наукам заключается в том, что они отстают от новейшего уровня развития знания в данной дисциплине как минимум на четверть века. А при нынешних возможностях получения знаний через интернет довольно часто оказывается, что школьники бывают больше осведомлены о тех или иных эпохах и трактовках нашей истории, чем преподающие по учебникам учителя. Задача создания не только единого, но и максимально современного в этом смысле школьного учебника предельно актуальна.

Самая главная задача единого учебника — политическая. Школа, как самый стабильный, самый массовый и самый эффективный институт социализации, формирует российскую нацию, вырабатывая основы национального самосознания. Такое самосознание формируется в процессе позитивной идентификации ребенка и подростка с прошлым — своей семьи, своей «малой родины», своего, в конечном итоге, «народа». Вообще гуманитарный цикл в школе — история «родной речи», русской литературы, общая история, обществознание — это потенциально мощнейший инструмент формирования нации. Если он не используется, то мы получаем не нацию, а хаотический набор «поколений», случайных либо социально (этнически, религиозно, территориально и пр.) маркированных групп, связь между которыми пытается удерживать только «власть».

Более 20 лет после распада СССР мы в России живем в ситуации коллапса традиционных идентичностей, которые автоматически не заменяются новыми. Разумеется, можно попробовать подождать пару веков — как американцы. Но не нужно забывать, что американцы выковывали свою нацию в принципиальной изначальной изоляции. И даже и при этом прошли через жесточайшую гражданскую войну.

Разумеется, я не утверждаю, что нацию создаст единый учебник истории. Но я утверждаю, что без такого учебника нацию создать в ближайшие пару десятилетий будет невозможно.

Вопрос об авторитетности единого учебника — самый сложный и абсолютно ключевой. В отсутствие консенсуса в понимании национального прошлого в первую очередь в среде профессиональных отечественных историков (у историков западных, скорее, такой консенсус обнаружить можно — читайте, например, «Россию при старом режиме» Ричарда Пайпса) надеяться на то, что вдруг появится «авторитет», невозможно. Эрнест Ренан утверждал, что «нация — это ежедневный плебисцит», и в данном случае, я полагаю, нам нужно пойти по аналогичному пути.

Президент может объявить открытый «тендер» на проект единого учебника по отечественной истории (для 4—9-х классов и для 10—11-х классов отдельно). Любой творческий коллектив и даже один профессиональный ученый-историк могут представить концепцию отечественной истории, ее интегрированное понимание. Такая концепция с жестким логическим обоснованием и аргументированными выводами может быть изложена в объеме не более 1 авторского листа (40 000 знаков с пробелами).

Такие концепции затем размещаются на специальном сайте для всеобщего доступа. Одновременно на этом же сайте посредством интернет-голосования формируется комиссия для оценки представленных проектов. По квотам — от президента, от Минобрнауки, от парламента, от общественных организаций (сообщество преподавателей истории и обществознания в первую очередь, от организаций родителей, молодежных, ветеранских и т. п.), религиозных конфессий, творческих союзов.

Процедура финальная — голосование и определение проекта, на основе которого будет создаваться единый учебник истории. Ее можно было бы организовать предельно открыто и гласно с помощью Общественного телевидения, которое запускается в конце мая.

Авторитетность учебника, таким образом, будет не чем иным, как его демократической легитимностью благодаря с начала до конца открытой и понятной процедуре выбора. В котором так или иначе примут участие все заинтересованные группы нашего общества.

Если процедуру «тендера» организовать уже сейчас — сбор концепций и формирование Общественной комиссии по отбору и оценке, то к 1 сентября можно будет получить набор заявок и саму комиссию. Значит, подготовить новый единый учебник истории для публичной общенациональной презентации можно будет вполне к концу мая 2014 года.

Победитель тендера – это и будет авторский коллектив (или даже один автор — почему нет, ведь взялся же написать российскую историю заново Григорий Чхартишвили) без всяких дополнительных комиссий.

Беседовала Мария Цыбульская.

Новости и материалы
Западная группировка ВС РФ отчиталась о суточных потерях ВСУ
В США усомнились в соблюдении Израилем международного права в Газе
Полянский ответил на угрозы литовского посла в адрес Крымского моста
В Николаеве раздались взрывы
На Украине отменена воздушная тревога
Лагеря Кубани готовы принять детей из подтопленных областей России
Сигналы ракетной тревоги прозвучали на северной границе Израиля
Россиянам объяснили, почему зеленый чай лучше не пить после 16.00
SpaceX запустила ракету с европейским спутником
В ООН заявили об ужасающем количестве погибших в Газе детей
Известный блогер попал в аварию в центре Москвы
Названа причина задержания лидера «Коррозии металла» Сергея Троицкого
Португалия отказалась от выплаты репараций бывшим колониям
Правоохранители задержали участников перестрелки в Приморье
Вместе с 12-м фигурантом дела о теракте в «Крокусе» задержали его брата
Шашлыки оказались не главной ассоциацией россиян с майскими праздниками
В Израиле сообщили о попытках Нетаньяху помешать возможному ордеру МУС
В России предложили провести эксперимент по маркировке сухариков
Все новости