На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Безграничная жалоба

Ни к каким конкретным решениям Белого дома акция «Обама, Путина не пусти» сама по себе, конечно, не приведет

Возмущенные «антимагнитским» законом россияне, не видя возможности найти правду в отечественных инстанциях, жалуются на Путина и депутатов Белому дому, используя предназначенный для американцев ресурс. Но сомнительно, что жалоба чужому бюрократу поможет российским сиротам.

Успешный сбор подписей под петициями – вначале о включении одобривших «антисиротский закон» думцев в прилагаемый к «акту Магнитского» список невъездных в США россиян, а затем и о санкциях лично против Владимира Путина – вызвал в Государственной думе ярость.

Там заговорили о том, что в случае, если эти петиции повлекут реальные последствия, Россия и США «окажутся на грани холодной войны».

На самом деле на грани, если не за гранью «холодной войны» оказываются не Россия и США, а «системные» политические круги и значительные по численности группы российского же населения, протестующие против циничных и чудовищных, с их точки зрения, новаций Думы. Что же касается петиций, то тут следует внимательно посмотреть на формальную сторону предпринимаемых действий. Потому что ситуация, мягко говоря, неоднозначна.

Возможность подать петиции, о которых идет речь, – это сетевой инструмент, предложенный правительством США своим гражданам для того, чтобы, как говорится в главе «Вопросы и ответы» проекта We the People на сайте американского Белого дома, «правительство услышало голос американцев»: «We the People помогает Белому дому понимать точку зрения американского народа и вести с ним конкретный и адекватный разговор». Иначе говоря,

этот инструмент вообще-то не предназначался для трансляции взглядов и пожеланий граждан иных стран.

Тем не менее фильтров, которые мешали бы иностранцам подписываться под петициями в We the People, не поставили. Это дало возможность начать масштабную акцию, больше, впрочем, напоминающую флешмоб, чем прямое действие.

Разумеется, большинство поданных в We the People петиций, по числу подписей под ними требующих официальной реакции чиновников Госдепа, получило в ответ того или иного рода отписки. В нашем случае ситуация и вовсе непредсказуема: в том случае, если подписи под петициями о Думе и Путине будут подвергнуты хотя бы минимально внимательному рассмотрению, скорее всего, возникнет проблема – следует ли американской бюрократии реагировать на запросы со стороны неграждан, пусть даже и отпиской. Может возникнуть и желание в будущем снабдить этот проект электронной демократии фильтрационной системой, чтобы более не попадать в такое положение.

Невозможно ставить под сомнение искренность, с которой тысячи наших сограждан бросились ставить подписи под упомянутыми обращениями к Белому дому. В конце концов,

во многом они доведены до этого тем, что не видят возможности найти правду ни в каких инстанциях своего отечества.

Как говорят приветствующие массовое подписание американских петиций российскими гражданами активисты, «любые средства тут будут хороши».

В самом общем смысле эта акция может иметь последствия политического, хотя и непрямого характера. Ею как поводом могут воспользоваться заинтересованные сенаторы и конгрессмены, чтобы приступить к новым действиям в рамках законных процедур, расширяющим действие «акта Магнитского». Как история она может быть использована американской прессой, потому что тут есть очевидная драматичность, и потому что она, в общем, прецедентна.

Однако ни к каким конкретным решениям Белого дома акция сама по себе, конечно, не приведет. Кроме, разве что, как уже упоминалось, введения дополнительных фильтров в систему электронной демократии. Что же касается нашей внутриполитической ситуации, тут эта акция, вне сомнений, будет способствовать поляризации взглядов, росту взаимных упреков и оскорблений.

Судьбу «антисиротского закона» она не решит, конкретным детям не поможет, а накал страстей усилит. В конце концов, ловля прорех в американских системах для проведения флешмоба этически безупречной не выглядит.

То, что движение за подписание петиций привлекло тысячи людей в России, конечно, очень важно, но лучше бы им были предложены внутренние механизмы для своего волеизъявления. В этом свете собранные «Новой газетой» более чем 100 тысяч подписей выглядят гораздо более эффективно, хотя понятно, что никакой процедуры, действительно обязывающей власть их учитывать, до сих пор не прописано, а все основано исключительно на устных обещаниях Путина. И все же апелляция к внутригосударственным институтам в мире, в котором еще существуют границы, гражданства и государства, выглядит намного понятнее, чем обращение вовне. Даже та инстанция, к которой адресовались Pussy Riot, должна иметь больший вес, чем бюрократия из Белого дома.

Новости и материалы
Гуменник впервые в карьере завоевал золото чемпионата России
США в рамках блокады Трампа перехватили у берегов Венесуэлы третий танкер
Лукашенко назвал страну, к которой перейдет председательство в ЕАЭС в следующем году
Мужчина расторг помолвку из-за аппетита невесты
Apple придумала, как улучшить ночную фотосъемку
Бывшая жена Паши Техника похвасталась достижениями сына рэпера
Умерла первая переводчица «Хоббита» Толкина на русский язык
Глушаков назвал кандидатов на роль главного тренера «Спартака»
Женщина вышла замуж за своего ИИ-бойфренда, который посоветовал ей расстаться с экс-парнем
Обновление Android сломало камеры в смартфонах Google
Под Архангельском автобус с людьми попал в ДТП при перестроении
Путин назвал преимущества сотрудничества в рамках ЕАЭС
В Минобороны рассказали о новой тактике российских военных в зоне СВО
Тарасова засомневалась в четверном прыжке фигуристки Петросян на ОИ-2026
Из истории любви с прямой линии с Путиным захотели сделать фильм об индианке и россиянине
Найден «предохранитель», который защищает клетки рака от иммунных атак
Южная Корея провела с РФ закрытые консультации по отношениям с КНДР
Ребенок разбил свадебную корону из двух килограммов золота в китайском музее
Все новости