Несмотря на трагические последствия (тысячи погибших, разрушение некоторых населенных пунктов, взрывы на АЭС), Япония показала миру высокий уровень готовности к чрезвычайным ситуациям.
Своевременная эвакуация сотен тысяч людей с опасных территорий, четкая система информирования об обстановке в стране, максимально быстрое восстановление связи после удара стихии, рекордная по мировым меркам сейсмоустойчивость большинства зданий — все это черты многолетней планомерной настройки японской экономики и системы управления государством на землетрясения.
Неслучайно, несмотря на взрывы на японских АЭС, пока нигде не разрушены реакторы. Японские ядерные реакторы — самые безопасные в мире. Иначе и быть не может: у страны нет своих запасов энергоресурсов, и атомные станции являются критически важным источником энергии. А поскольку Япония расположена в сейсмоопасной зоне, этот фактор дополнительно влияет на безопасность японской атомной энергетики. В результате пока «японского Чернобыля» не произошло, хотя землетрясение создало предпосылки для еще более страшной атомной катастрофы, чем чернобыльская.
В мире есть и другие примеры сознательной эффективной настройки государственной машины на главные угрозы. В частности — Израиль, существующий во враждебном окружении и создавший, возможно, лучшую систему профилактики и противодействия терроризму. Соответствующим образом отреагировали на террористическую угрозу, совершенно новую для себя, и США после известных событий сентября 2001 года. Все-таки девять лет без терактов в условиях, когда страна ведет затяжные войны в странах исламского мира, — лучшее доказательство тому, что система противодействия терроризму в США достаточно эффективна.
В России, очевидно, имеются оба вида угроз — и сейсмическая, в ряде регионов, и тем более террористическая.
Но государство явно не определило реальные приоритеты в обеспечении безопасности населения. Хотя разговоры об этом остаются ключевыми в риторике федеральной власти, где многие ключевые позиции занимают выходцы из ФСБ.
О том, насколько население и власти не готовы в России к терактам, свидетельствует их количество и разнообразие. За последние 10 лет в России террористы взрывали столичное метро, самолеты, поезда, аэропорт, захватывали заложников в средней школе, не говоря уже о многочисленных взрывах в кафе и на автобусных остановках, нападениях на здания и представителей силовых структур. Были в России и техногенные катастрофы — несколько взрывов на шахтах с большим количеством жертв и разрушение части энергоблоков крупнейшей в стране Саяно-Шушенской ГЭС.
Вопрос о сознательной и планомерной политике в области защиты от техногенных ли катастроф (при изношенности оборудования и инфраструктуры, которая увеличивается с каждым годом, это вполне зримая угроза), от терактов ли — не стоит. Ни в широком, ни в узком (профилактика лесных пожаров или безопасность на транспорте) смысле. Власть каждый раз реагирует на каждое подобное событие именно что в «пожарном» порядке, забывая до следующего раза.
Между тем на создание стройных систем безопасности транспортных и энергетических объектов нужны большие деньги, высокое качество работ, политическая воля.
Государство — и это его важнейшая задача в сфере безопасности — должно не просто определить список приоритетных угроз безопасности, но и в ежедневном планомерном режиме защищать от них население.
В том числе за счет создания условий для развития экономики с высоким запасом прочности на случай техногенных катастроф.
У нас нет ни подобных приоритетов, ни реально реализуемых комплексных программ безопасности, ни системы информирования населения об угрозах. Собственно говоря, с такой рутинной работы и начинается реальная забота государства о безопасности граждан. Это не значит, что мы способны предотвратить все катастрофы и теракты. Это лишь значит, что любое ответственное государство обязано просчитывать вероятность некоторых природных или технологических катаклизмов и делать максимум возможного для минимизации их последствий.