Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Монументальные разногласия

Дипломатическая риторика на исторические темы направлена на удовлетворение внутрироссийских потребностей

Традиционно истерическая реакция российских официальных лиц на национальные версии истории и снос советских памятников в сопредельных странах только провоцирует тамошних политиков, эксплуатирующих болезненную историческую тему.

История со сносом «Мемориала славы» в Кутаиси наверняка должна была привести Михаила Саакашвили в ярость. Мало того, что банальное решение восстановить разграбленный памятник в другом месте было упаковано в такую форму, которая позволила противникам грузинского президента вскричать о святотатстве, так еще и технический кретинизм привел к гибели людей. Уголовно-административные последствия всего этого в Грузии кажутся даже чрезмерными – увольнение начальников, аресты, срыв зарубежного визита главы государства.

Разумеется, отечественные доброжелатели грузинского режима стараются извлечь из скандала максимальную выгоду.

Министерство иностранных дел России даже повторило в понедельник релиз своего заявления об «акте государственного вандализма, оскорбляющем чувства любого цивилизованного человека», первоначально опубликованного в субботу, на том, видимо, основании, что в выходные оно дошло не до всех.

Российский же посол в НАТО Дмитрий Рогозин сделал вывод, что «в мире формируется нацистский интернационал», и прямо обозвал Саакашвили фашистом.

Надо сказать, что подобного рода реакция, хотя она и может вызывать одобрение дома, где публика имеет право, не стесняясь в выражениях, призывать повесить несимпатичных ей политиков из малых сопредельных стран, никак не пригодна для внешнего употребления. Конечно, странно обнаруживать, что оплачиваемые из российского бюджета дипломаты настолько грубы и невежественны, что наносят прямой ущерб внешнеполитическим интересам России. Надо, однако, признавать очевидное. Ругань, наименование оппонентов нацистами и фашистами и вообще малоприличные жесты со стороны людей, чье следование этикету считается не просто признаком хорошего тона, а тестом на профессиональную пригодность, не только не прибавляют России любви и уважения там, где против нее плетутся интриги, но и попросту подтверждают правоту ее оппонентов.

Нет ничего болезненнее и деликатнее вопроса об исторической памяти. В странах, которым нечем особенно похвастаться в настоящем, особенно популярны всякого рода ревизии прошлого – и на самом деле,

корыстные политики в бывших советских республиках вполне способны нарабатывать на исторической теме символический капитал. Но следует отдавать себе отчет в том, что ожидаемая ими реакция из России этот капитал только увеличивает.

Если представить себе, к примеру, что планировавшийся (разумеется, без эксцессов) перенос кутаисского мемориала был направлен именно на унижение исторической памяти России, то противная сторона получила ровно такой отклик из России, на который и рассчитывала.

В новом тысячелетии подобного рода скандалы стали практически нормой во взаимоотношениях России со странами «ближнего зарубежья». Правда, надо признать, что они носят достаточно избирательный характер – так, ни узбекскому автократу Каримову, ни Туркменбаши Россия особых истерик не закатывала, хотя там и церкви, бывает, сносят. Средоточием зла, разумеется, являются Латвия с маршами ветеранов, воевавших за вермахт, и Западная Украина с ее памятниками Степану Бандере и полемикой вокруг дивизии «Галичина». Но очень похоже, что позиция России в том виде, в котором она формулируется на официальном уровне, только провоцирует политиков в этих странах, эксплуатирующих столь болезненную тему.

Было бы, наверное, правильным (хотя и оскорбительным для сотрудников отечественных внешнеполитических ведомств) считать, что

подобная дипломатическая риторика, прежде всего, направлена на удовлетворение внутрироссийских потребностей.

Причем надо сказать, что иногда эти потребности носят не абстрактный, а вполне приземленный характер. Так, например, защитники мемориального комплекса у Соснового Бора рядом с Петербургом во время скандала вокруг переноса воинского памятника в Таллине сумели использовать протестный пафос и отразили атаку застройщиков, стремившихся занять этот кусочек земли под элитные коттеджи. Теперь они рассчитывают, что волна гнева, адресованная Грузии, косвенно поможет им еще раз. И вправду – если грубые окрики в адрес сопредельных стран хоть чем-то могут помочь российским памятникам великой войны, то черт с ними, с дипломатическими нормами.

Новости и материалы
Железняков не исключил возвращения в группу Тутберидзе
Украина выводит из Харькова стратегические предприятия
Песков заявил о планируемой поездке Путина в Якутию
Путин заявил о росте среднемесячных зарплат в реальном выражении
В США рассказали о последствиях для Зеленского запрета на консульские услуги
Близких Маслякова спросили о его состоянии
Собака спасла мужчину от нападения леопарда
Стало известно, когда Швеция направит войска в составе НАТО в Латвию
Нейросети научились определять либералов и консерваторов по фото
В Белоруссии заявили об узаконивании Западом военной силы
В Волгограде на участника СВО напали, избили и украли у него три млн рублей
«Большая семерка» намерена решить вопрос о конфискации доходов от активов РФ до лета
Двоих военных задержали по подозрению в убийстве пятерых человек
Россия может понизить дипотношения с Вашингтоном в случае конфискации ее активов
На Украине суд избрал меру пресечения наместнику Святогорской лавры
Уровень воды в реке Ишим достиг 1145 см
Люся Чеботина про обнаженную фотосессию: «Я бы согласилась»
47-летняя Шакира снялась в прозрачном боди без бюстгальтера для обложки журнала
Все новости